От Александр Солдаткичев Ответить на сообщение
К SerB
Дата 02.06.2009 10:25:19 Найти в дереве
Рубрики WWII; Спецслужбы; 1917-1939; Версия для печати

Вот что об этом пишет Куртуков.

Здравствуйте

"Как известно, советско-чехословацкий договор о взаимопомощи обуславливал выполнение СССР союзных обязательств выполнением их Францией. Известно, что в сентябре 1938 года Литвинов несколько раз выступил (главным образом в Лиге Наций) с заявлениями о позиции Советского Союза, в случае агрессии Германии против Чехословакии. Везде подчёркивая, что СССР выполнит свои обязательства по договору точно по букве, то есть если их выполнит также и Франция. Либо же СССР выполнит свои обязательства, как член Лиги Наций, когда Лига признает Чехословакию жертвой агрессии. Про одностороннюю помощь не говорилось ни слова. Аналогичный ответ был получен Чехословакией на запрос СССР о возможности помощи в случае нападения Германии (впрочем, по утверждению Бенеша он зарашивал у советского полпреда Александровского ответ его правительства, что будет делать СССР, если Франция откажется выполнять обязательства, но Александровский дескать переформулировал вопрос и вставил слова про Лигу Наций).

Чехословакия несколько раз предлагала провести двусторонние (советско-чехословацкие) совещания штабов, однако СССР всё сводил к тому, что такие переговоры должы быть трёхсторонними (с участием Франции), а Франция советские предложения по проведению таких переговоров спускала на тормозах. Стоит также обратить внимание на то, что в ходе кризиса СССР ни разу не обратился ни к Румынии, ни к Польше с предложением обсудить возможности прохода советских войск на помощь Чехословакии. Причём, Румыния ожидала подобных предложений, и румынский Генштаб даже изучал вопрос, как возможно организовать движение Красной армии к чехословацкой границе (cм. напр. Ragsdale, "Soviets, the Munich Crisis, and the Coming of World War II")."

http://www.ljmob.ru/read/user/fat_yankey/80068

>В 1938 г. СССР был готов оказать помощь жертве агрессии, но Красная армия не могла пройти на поле боя.

Как видим, пройти на поле боя Красная армия не сильно стремилась.

>«Военное совещание вскоре провалилось из-за отказа Польши и Румынии пропустить русские войска, — с печалью вспоминает У. Черчилль. — Позиция Польши была такова: «С немцами мы рискуем потерять свободу, а с русскими — нашу душу» (фраза маршала Рыдз-Смиглы).

Виновный найден! Черчилль скромно забыл, что Англия не собиралась подписывать никаких соглашений - даже документы, подтверждающие полномочия, своему представителю не сочла нужным выдать. И ловко валит всё на Польшу, которая, под давлением Франции таки высказала согласие сотрудничать с СССР. Опять же сошлюсь на Куртукова -
http://journal.kurtukov.name/? p=19

А где Черчилль успел услышать отказ Румынии?

С уважением, Александр Солдаткичев