От Chestnut Ответить на сообщение
К Pout Ответить по почте
Дата 29.01.2009 13:00:25 Найти в дереве
Рубрики Прочее; Политек; Версия для печати

Моё предисловие к русскому изданию "Восхождения Запада"

Андрей Галушка, Вустер Колледж, Оксфорд
Предисловие к книге Уильяма Макнила «Развитие западной цивилизации»

Впервые «Развитие западной цивилизации» мне попалось на глаза почти десять лет назад. В библиотеке Центрально-Европейского Университета в Праге я лениво просматривал раздел книг по истории, и взял с полки довольно старый, хорошо изданный том. Из названия (в оригинале книга называется «The Rise of the West» - «Подъём Запада») не было понятно, о чем собственно идет речь. Пробежав глазами несколько абзацев, я понял, что это стоит прочесть внимательно. Я оказался прав. Я тогда не знал, что книга была удостоена Государственной премии США по литературе, но вовсе не был удивлен, узнав этот факт. Впоследствии я познакомился с другими его работами, после чего было легко понять, почему Уильям Макнил, профессор-эмеритус Чикагского Университета, считается одним из наиболее уважаемых и известных американских историков и «патриархом» бурно растущего направления «мировой истории».
Любопытно, что названия многих хороших книг вовсе не соответствуют их содержанию. На ум приходит Дюма, «Три мушкетера». Книга ведь не о трех, а о четырех мушкетерах, а если быть еще более дотошным, то даже об одном — д'Артаньяне. И тем не менее каждому, кому знакомы имена Атоса, Портоса и Арамиса, понятно, почему сын наполеоновского генерала назвал свою самую знаменитую книгу именно так: без трех мушкетеров не было бы четвертого. «Развитие западной цивилизации» — тоже не только о Западе, но обо всем мире (на что указывает подзаголовок: «История человеческого сообщества». Собственно, развитие НЕ-западной цивилизации описывается в ней гораздо более подробно. Предполагается заранее, что факты европейской истории читателю уже известны.
Тем не менее, как и в «Трёх мушкетерах», в названии отражена суть. Именно Запад (а Макнил относит Восточную Европу и Россию именно к западной цивилизации — к ее периферии, безусловно, но и Америку он относит к периферии западной цивилизации, во всяком случае до начала двадцатого века) оказался в господствующем положении на нашей планете, причем за сорок лет, прошедших с момента написания этой книги, это господство только укрепилось. Но Макнил показывает, что так было далеко не всегда. Совсем недавно, с исторической точки зрения, мир Запада (Дальнего Запада Евразии, как его неоднократно называет автор) уступал по уровню культурного и материального развития как цивилизации Среднего Востока, так и Китаю. Макнил показывает, как европейским странам удалось вырваться вперед — а также почему другие цивилизации не смогли удержать пальму первенства. Интересно, что в свое время Макнил был учеником и младшим коллегой Арнольда Джозефа Тойнби, чей труд «Постижение истории» («A Study of History»), с его концепцией циклического развития и круговоротом сменяющих друг друга локальных цивилизаций, проходящих через аналогичные стадии развития, довольно давно стал известен у нас. Макнил, несомненно, многое почерпнул у своего учителя, особенно стремление охватить взглядом широкую картину исторического развития. Однако он не скорее со скепсисом отнесся к грандиозной историко-философской схеме Тойнби. В «Развитии западной цивилизации» делается упор не на изолированном развитии той или иной цивилизации, а на взаимодействии и взаимном влиянии разных цивилизаций, что по мнению Макнила, и является движущей силой исторического процесса.
Несмотря на то, что контакты между различными культурными традициями не всегда были однозначно положительными для всех участников процесса, так как часто происходили в контексте военных столкновений или завоеваний, тем не менее разные народы разработали большое количество различных комбинаций идей, навыков и технологий, которые могли прийтись кстати их соседям в изменившихся условиях существования. Макнил исследовал развитие индивидуальных общественных и культурных традиций, но сосредоточил особое внимание на процессах, с помощью которых навыки и технологии распространялись от одной культуры или народа к другому, что, таким образом, приводило к изменениям в структуре власти и социальной организации.
«Развитие западной цивилизации», написанное в начале шестидесятых, собственно, представляет собой только первую часть своеобразной трилогии. Две другие книги (которые Макнил назвал «расширенными примечаниями» к «Развитию западной цивилизации») — это «Эпидемии и народы» («Plagues and Peoples»), вышедшая в середине семидесятых, и «Погоня за могуществом: технология, вооруженные силы и общество с 1000 г. н. э.» («The Pursuit of Power: Technology, Armed Force, and Society since A.D. 1000»), которая была написана в начале восьмидесятых, на пике холодной войны. Эти книги развивают проблемы и отвечают на вопросы, поставленные в первой книге. В идеале их надо было бы выпустить одним изданием.
В первой из этих книг он исследует динамику эндемических и эпидемических заболеваний в мировой истории. Контакты между народами различных обществ вели не только к распространению навыков и технологий, но также к появлению экзотических заболеваний в популяциях, где раньше они не были представлены. Во всех случаях эпидемии разрушали существующее положение вещей, а также приводили к нарушению уже установившихся связей между культурами. Эпидемии, по Макнилу, несут существенную ответственность за упадок Римской империи и империи Хань в Китае, за пережитые средневековой Европой потрясения в четырнадцатом веке, и особенно за почти бесследное исчезновение цивилизации американских индейцев, что дало возможность европейцам установить колонии и организовать общества европейского типа в отдаленных землях. В то же время усиление иммунитета к подобным заболеваниям в человеческих популяциях, и последующее снижение смертности и вызванные этим демографическое давление на общественные структуры в восемнадцатом веке привело к кризису «Старого режима» в Европе, выразившемуся во Французской революции и в наполеоновских войнах.
В «Погонe за могуществом» Макнил переместил свое внимание от микропаразитов (болезнетворных микроорганизмов) к макропаразитам - к людям и сообществам людей, с помощью организованного насилия устанавливавшим, поддерживавшим и усиливавшим свою власть над другими людьми. В «Развитии западной цивилизации» он очень подробно остановился на появлении и распространении способов ведения войны, технологии изготовления оружия и пригодного для войны снаряжения, их адаптации к новым целям, и их потенциале изменить существующий политический или военный порядок. В книге показана часто решающая роль распространения бронзовой и железной металлургии, колесниц, верховой езды в ходе исторического процесса. Однако с наступлением нового времени эта сторона истории сходит со страниц книги. «Погоня за могуществом» завершает этот рассказ, включая в повествование порох, огнестрельное оружие, модели военной организации и коммерциализацию военного производства. Особенно интересны его рассуждения о том, что без наполеоновских войн и без гарантированного в течение четверти века рынка сбыта в виде государственных закупок оружия промышленная революция в Британии, требовавшая невиданных доселе вложений капитала в новое оборудование и новую технологию, могла бы и не состояться, поскольку (у Макнила этого нет, но не могу не вспомнить семинары по марксистской диалектической философии) для качественного скачка могло бы не хватить количественных изменений в виде накопления критической массы новых производительных сил.
В авторском предисловии к новому изданию «Развития западной цивилизации» Макнил с высоты прошедших десятилетий критикует свое раннее детище по разным поводам, не буду здесь их перечислять все, но одна мишень его критики — это то, что в книге не учитывалось значение экономического роста и технологических новшеств в Китае в течение периода с 1000 до 1500 н.э. В «Погоне за могуществом» достаточно внимания уделяется именно этому моменту, чтобы и с этой точки зрения сделать эту книгу дополнением к «Развитию западной цивилизации».
Для русскоязычного читателя небезынтересно узнать, что вышедшая в 1954 году первая большая работа Уильяма Макнила «America, Britain and Russia: Their Co-operation and Conflict, 1941-46» («Америка, Британия и Россия: Их сотрудничество и соперничество, 1941-46 гг.») была посвящена теме, которая и сейчас не перестает привлекать широкое внимание. Макнил, служивший в американских вооруженных силах во время Второй мировой войны, еще тогда осознал значение Советского Союза (России — на западе практически постоянно употребляют эти термины синонимически) в мировых геополитических раскладах. Он не питал и не питает иллюзий по поводу сущности коммунистического советского режима, но любопытно видеть, как он в своих книгах (читатель может обратиться к последней главе «Развития западной цивилизации») ставит Советский Союз и нацистскую Германию в общемировой контекст громадного усиления роли государственного аппарата в жизни людей во всех развитых, даже демократических, странах.
Возможно, поскольку для американца понятия «Россия» и «степь» тоже синонимичны (впрочем, справедливости ради, можно отметить то же самое верно в отношении понятий «Америка» и «прерии» для нас), он занялся историей степных народов Евразии. Как можно заметить, в схеме истории, представленной в «Развитии западной цивилизации», кочевым народам отводится весьма значительное место. Даже монгольские завоевания, обычно расценивающиеся как однозначно отрицательное явление, предстают в виде катализатора рывка европейского развития, поскольку они (по Макнилу) познакомили Западную Европу с техническими достижениями китайской цивилизации (порохом и книгопечатанием), ставшими ключевыми для наступления нового времени, а также привели к эпидемии чумы в середине четырнадцатого века, потрясшей до основания основы средневекового порядка.
Украинским читателям будет любопытно посмотреть на историю своей страны именно в таком ракурсе — как на историю части великой евразийской степи. Кроме того, книга Макнила должна сослужить хорошую службу в качестве антидота на ставшие с некоторого времени модными книги Льва Гумилёва: вполне трезвый взгляд на роль Великой Степи, причем без всякой мистики, подобной «вспышкам пассионарности», якобы являющимся результатом космического излучения иа глубин Галактики. Вполне реальным вспышкам человеческой активности находится вполне земное объяснение (пусть даже не все согласны со всеми выводами автора).
Даже если «Развитие западной цивилизации» и воспевает в конечном итоге триумф Запада (хотя последняя глава весьма далека от триумфальной в собственном смысле этого слова), книга эта все же подчеркнуто неевропоцентрична. Взлет Запада представлен итогом взаимодействия самых различных культур и факторов, часто находящихся за пределами сознательного воздействия людей. Что особенно интересно — книга перекликается с нашим днем, причем по нескольким направлениям. Самое очевидное — это скрытая, через десятилетия, полемика с модным и влиятельным после выхода в 1996 году его книги «Столкновение цивилизаций и переделка мирового порядка» С. Хантингтоном (S. Huntington), предсказывающим глобальный конфликт между различными цивилизациями, которые развиваются в противостоянии друг другу. Макнил (и он так и пишет в своей рецензии на книгу Хантингтона в «New York Book Review»), соглашаясь с критикой Хантингтоном преобладающей в среде элиты Запада либеральной «общечеловеческой» идеологии, и с тем, что в наше время приобретает особую важность приверженность к определенным цивилизационным типам, тем не менее гораздо более оптимистичен и считает, что будущее за дальнейшим взаимодействием и слиянием цивилизаций (которое может вовсе не быть тождественным цивилизации современного Запада). Ну и еще одно мелкое замечание — Макнил вовсе не считает «православную цивилизацию», представленную по преимуществу Россией (Украина, безусловно, находится на стыке ее с цивилизацией Запада) чем-то существенно отдельным от Запада и противостоящим ему цивилизационно.
Читая книгу, нельзя не почувствовать, что она все-таки была написана давно. Не думаю, чтобы сейчас автор стал так открыто писать о том, что лишь «высокая культура» имеет существенное значение для исторического процесса. Но дело не в словах, а в том, что истина, как бы то ни было, лежит недалеко. При этом автор не скрывает своей симпатии к простым людям, «винтикам» механизма истории, а часто его жертвам. Но он смотрит на них отстраненно, и иногда это режет слух, пусть разумом и осознаешь правоту Макнила.
Но это последнее мелкое замечание все же не должно воспрепятствовать читателям получить удовольствие от этой интересной, информативной, заставляющей задуматься, хорошо написанной, и, как я надеюсь, адекватно переведенной книги.


"Бій відлунав. Жовто-сині знамена затріпотіли на станції знов"