|
От
|
Рустам
|
|
К
|
Рустам
|
|
Дата
|
17.12.2008 20:29:55
|
|
Рубрики
|
Искусство и творчество;
|
|
Re: Сорвалось...
Доброго здоровья!
>Идем по ссылке, читаем:
>"За козленка ответишь
>Вита Рамм
>На наши экраны вышел фильм казахстанского режиссера Рустема Абдрашева "Подарок Сталину". В производстве картины принимали участие Россия, Казахстан, Польша и Израиль. Мировая премьера состоялась на XIII международном кинофестивале в Пусане (Южная Корея). В начале декабря "Подарок Сталину" был награжден главным призом фестиваля "Восток&Запад" в Оренбурге.
>Казахская степь - значимое место для наших кинематографистов. Она честно послужила Сергею Эйзенштейну, Сергею Соловьеву, старшему и младшему Германам, Рустаму Хамдамову, Михаилу Калатозишвили, Сергею Дворцевому, Сергею Бодрову-старшему... В этих бескрайних просторах киношные войска Чингисхана ("Монгол") - не помеха киношному же отряду первых космонавтов ("Бумажный солдат"), а врач из "Дикого поля" не отвлечет молодого чабана от поисков невесты ("Тюльпан"). Нашлось в степи место и для грустной, но светлой истории про двух маленьких людей - пожилого казаха и московского ребенка, по воле судьбы оказавшегося в ауле вблизи Семипалатинска.
>На экране 1949 год. В Советском Союзе идет подготовка к 70-летию Сталина. Каждый старае
Каждый старается приготовить особый подарок любимому вождю. Ученые-ядерщики провели в степях близ Семипалатинска первое испытание атомной бомбы. Под радиацию попали многочисленные лагеря с "врагами народов" и их охранниками, а также рядовые жители. В фильме нет ученых споров о мирном атоме. Авторов интересовала частная жизнь простых людей.
Старый казах, добрый и молчаливый Касым (Нуржуман Ихтымбаев), после фронтовой контузии работает путевым обходчиком. С болтливым другом-напарником ездит на допотопной дрезине, а когда на их полустанке останавливаются составы с арестованными и сосланными, на этой же дрезине возит в степь умерших - хоронить. Однажды из вагона кроме трупов вынесли маленького мальчика. Мужчина успел прошептать Касыму, что мальчик сирота и его зовут Саша (Дален Шантемиров). Касым вопреки страху напарника привез дистрофичного, неулыбчивого, испуганного еврейского паренька в свой аул.
А проживает в этом небольшом ауле настоящий интернационал: бывшая пленница АЛЖИРа (Акмолинского лагеря жен изменников Родины) русская женщина Верка (Екатерина Редникова), влюбленный в нее ссыльный поляк - доктор Ежи (Вальдемар Шчепаняк), дунганин Фаты, кореец Глеб... Несмотря на трудности послевоенного времени, люди разных национальностей и религий в Казахстане жили одной семьей. Это главный посыл фильма.
Касым, потерявший семью во время большого голода, выхаживает Сашу с помощью Ежи, мусульманских молитв и заговоров местной колдуньи, которая дала мальчику новое имя - Сабр. Что в переводе означает "смиренный". А красавица Вера не раз своим телом выкупала Сашу - Сабра у местного милиционера (Бахтияр Кожа), так как тот постоянно грозился настучать на Касыма своему начальнику майору (Александр Баширов)...
Саша научился продавать кипяток пассажирам, петь казахские песни, подружился с местной шпаной, но главная его мечта - конечно же снова встретить папу с мамой. Он знает, что дети всей страны шлют подарки товарищу Сталину, и просит заезжую комиссию передать отцу народов своего любимого белого козленка по кличке Кипяток...
Конечно, родители не вернулись. Однако жертвоприношение удивительным божественным промыслом спасло Сабру жизнь. Когда степь сотряслась от дикого гула, когда над ней вырос огромный черный гриб и радиоактивный пепел уравнял друзей и врагов, заключенных и охранников, Саша был уже далеко от аула. В фильме использованы съемки, сделанные на Семипалатинском полигоне операторами Центральной студии документальных фильмов...
Мальчик спасся, прожил долгую жизнь, оказался на Земле обетованной и никогда не забывал своего спасителя Касыма. В роли взрослого Саши зрители увидят израильского писателя Давида Маркиша, чьи воспоминания и подсказали сценаристу Павлу Финну сюжет фильма. Аутентичности происходящему добавляют выразительные степные пейзажи (оператор - Хасан Кыдыралиев) и мастерски воссозданный на экране образ эпохи (художник-постановщик - Сабит Курманбеков). Думаю, что камни, которыми Касым обозначал могилы ссыльных, - не плод творческой фантазии, но сохранившееся в степи безмолвное свидетельство...
У фильма есть недочеты: Екатерина Редникова слишком страдает перед камерой, изображая кающуюся Марию Магдалину, а Александр Баширов воплощает на экране очередного негодяя, используя свои старые штампы, но когда Касым склоняется над тщедушным тельцем ребенка, шепча молитвы, и когда постаревший уже Александр читает поминальную еврейскую молитву - кадиш, в эти моменты о недостатках не думаешь.
В общем, до "Груз 200" и "Штрафбата" далековато. В соревновании "кто сильнее пнет дохлого льва" казахское кино адназначна сливает российскому!
С Уважением, Рустам