От Офф-Топик Ответить на сообщение
К All Ответить по почте
Дата 18.08.2000 07:38:15 Найти в дереве
Рубрики Прочее; Версия для печати

История радиоразведки РККА и РККФ

РОЖДЕНИЕ РАДИОРАЗВЕДКИ
Она успешно действовала еще в годы Гражданской войны
Кирилл Востоков
В период первой мировой войны на Балтийском флоте в составе службы наблюдения была создана достаточно сильная и эффективная радиоразведывательная сеть. Она включала в себя центральную станцию радиоперехвата, 10 периферийных станций радиоперехвата и 10 радиопеленгаторных станций. 18 февраля 1918 г. немецкие войска начали наступление на Петроград, оккупировав Эстонию и Латвию. Личный состав станций отходил вместе с войсками к Ревелю (Таллин). По мере продвижения войск противника на восток российские моряки вынуждены были свернуть Западный и Северо-западный районы СНиС флота. В соответствии с указанием Советского правительства в целях спасения кораблей Балтийского флота 12 марта 1918 г. начался знаменитый ледовый переход кораблей из Гельсингфорса в Кронштадт. После этого перехода, стоившего больших потерь, службы наблюдения и связи, а вместе с ними и радиоразведка флота прекратили свое существование. Однако уже осенью 1918 г. Реввоенсовет Республики принял решение о создании четырех районов связи Балтийского флота: Кронштадского, Петроградского, Шлиссельбургского и Онежского.
Функции этих районов были несколько сокращены. Шифрование передано специальному шифровальному отделению, радиоперехватом занималась только радиостанция "Новая Голландия", откуда все сведения поступали непосредственно в штаб или в Смольный. В период отражения интервенции экспедиционных корпусов США, Англии и Франции посты радиоразведки на некоторых кораблях эпизодически вели перехват радиограмм противника. Таким образом, в период Гражданской войны и иностранной военной интервенции радиоразведывательная деятельность оказалась фактически свернутой.
Однако опыт радиоразведывательной деятельности Балтийского флота был использован на других флотах. Так, в начале 1920 г. на Черноморском флоте принято решение о формировании службы наблюдения и связи, начальником которой был назначен С.Касаткин. Созданы Одесский, Очаковский, Херсонский и Мариупольский районы. Главное управление СНиС вначале имело в своем составе командование, оперативный отдел с дежурством по связи, четырьмя шифровальщиками и двумя переводчиками - верный признак того, что посты занимались перехватом иностранного радиообмена.
Особое место в истории службы занимает радиоразведка, которая велась радистами Волжско-Каспийской военной флотилии. Эпизодический перехват радиограмм противника велся радистами флотилии, которая начала создаваться с весны 1918 г. из отдельных разрозненных отрядов вооруженных буксирных пароходов и барж, где команды состояли преимущественно из моряков Балтийского флота. Во второй половине октября 1918 г. связисты флотилии перехватили несколько радиограмм противника об обстановке в районе Гальяны на Каме. Это дало возможность командованию флотилии успешно организовать поход на Гальяны в целях освобождения пленных красноармейцев, увезенных белыми на барже при отступлении из Сарапула. Большую роль сыграла радиоразведка после выхода флотилии в Каспийское море. Как на восточном, так и на западном побережье Каспия практически отсутствовала проводная связь и радиосвязь имела первостепенное значение. Поэтому между белогвардейцами и силами Волжско-Каспийской флотилии развернулась настоящая война за захват и уничтожение радиостанций.
Активно использовались средства радиоразведки. Захваченные радиостанции применялись для дезинформации противника. Одной из важнейших задач во время боевых походов кораблей флотилии было уничтожение береговых радиостанций противника. Так, 30 декабря 1918 г. начальник штаба Волжско-Каспийской флотилии
Н.Третьяков доложил в штаб Каспийско-Кавказского фронта, что во время похода флотилии 9-12 ноября 1918 г. к Брянской косе и набега на бухту Староречную был произведен обстрел радиостанции белых. Окончательно ее уничтожили 14 ноября 1918 г. Яркой страницей в историю радиоразведки вошел случай захвата радиостанции форта Александровский и использования ее в радиоигре. 30 декабря 1919 г. отряд кораблей флотилии подошел к полуострову Мангышлак и внезапным ударом после высадки десанта захватил форт Александровский.
Долгое время белогвардейцы не знали о захвате форта и продолжали передавать через транзитную радиостанцию радиограммы, поступавшие из деникинских штабов, из Баку, Красноводска, для передачи Колчаку в Гурьев. Радист с эсминца "Карл Либкхнехт" Н.Чемруков, работавший на радиостанции форта, принял 5 мая 1919 г. радиограмму о переходе из Петровска в Гурьев парового судна "Лейла" с военной миссией А.Деникина во главе с генералом А.Гришиным-Алмазовым. Радиотелеграфист К.Ровков перехватил переговоры между "Лейлой" и английским вспомогательным крейсером "Президент Крюгер". Вскоре после того, как крейсер расстался с судном, оно было захвачено красным эсминцем "Карл Либкхнехт". Генерал и его адъютант застрелились, а сопровождающие генерала штабные офицеры попали в плен. Среди 29 пленных были английский и французский офицеры - военные советники белогвардейцев. В числе захваченных ценных документов были план совместного похода Деникина и Колчака на Москву, их личная переписка и многое другое.
Через радиостанцию форта проводилась активная дезинформации белых. Все белогвардейские радиограммы немедленно передавались в штаб 11-й армии. Там в них вносились необходимые изменения, чтобы максимально запутать управление войсками противника, после чего радисты передавали их адресатам. Радиоперехватом занимались не только береговые, но и корабельные радиостанции. 5 апреля 1920 г. радисты уже упоминавшегося эсминца "Карл Либкнехт" перехватили радиограмму, предписывающую генералу Толстову со штабом погрузить золото и серебро на корабль и ждать дальнейших приказаний. В штабе на основе добытых ранее данных был сделан вывод о подготовке белыми перехода в иранский порт Энзели. Вышедший к расположению белогвардейских частей эсминец "Карл Либкнехт" после успешного боя с двумя белогвардейскими крейсерами "