От Кудинов Игорь Ответить на сообщение
К andrew~han Ответить по почте
Дата 20.05.2008 18:36:03 Найти в дереве
Рубрики Прочее; Современность; Версия для печати

Re: О ситуации...

товарищи прислали ссылку
------------------------------------------------------------

О Положении дел в атомной науке - читайте альманах Восток
http://www.situation.ru/app/j_art_446.htm
(вторая статья)
%----------
РАЗМЫШЛЕНИЯ

о научном потенциале отраслевой науки, современном статусе научного сотрудника, авторитете и компетентности

В. ПРОНИН, д.т.н., лауреат Государственной премии СССР.

ВНИИ неорганических материалов им. академика А.А. Бочвара

(Атом-Пресса №3(584), январь 2004 г. стр.3)




В последние годы множество общих для развитых стран тенденций послужило причиной повышения внимания к потребности в лучшем управлении “ядерными знаниями”. Средний возраст работников атомной промышленности все более приближается к пенсионному, так как нет соответствующего притока молодого квалифицированного персонала, способного заменить уходящее поколение. Все меньше молодых людей, изучающих ядерную науку и технологию в высших учебных заведениях, считают работу в атомной промышленности привлекательной. С учетом этих и других тенденций МАГАТЭ признало необходимость совместных и скоординированных мер для решения возникшей проблемы сохранения “ядерных знаний”.

От решения этой проблемы зависят как обеспечение преемственности знаний и опыта уходящего старшего поколения, так и сохранение технической компетентности персонала всех уровней: от тех, кто занят научно-исследовательскими разработками, до тех, кто занимается транспортировкой ядерных материалов. Решение этих взаимосвязанных задач должно создать реальные гарантии безопасности атомной отрасли в течение многих десятилетий независимо от масштабов использования ядерной энергетики.

Практически все сложные объекты техники, использующиеся в настоящее время на атомных электростанциях, атомном флоте и др., а также производство всех компонент ядерных и реакторных материалов основаны на результатах научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок 15-20-летней давности.

В еще более отдаленные времена, в условиях приоритетного бюджетного финансирования и кадрового обеспечения, была создана мощная, хорошо оснащенная отраслевая наука. Совершенно очевидно, что научные знания составили и сейчас составляют основной потенциал, реализация которого предопределила становление и развитие атомной промышленности с сопутствующим производством наукоёмкой и конкурентоспособной продукции на внешнем рынке. Иными словами: знания - это основа элементной базы атомной промышленности.



I. О НАУЧНОМ ПОТЕНЦИАЛЕ

Основным ресурсом (в настоящее время маловосполняемым) отраслевой науки являются знания. Важность задачи сохранения этого ресурса в определяющей мере обусловлена известной стагнацией в развитии атомной энергетики и связанным с ней отсутствием научных проблем, требующих соответствующих разработок. Финансовых средств, выделяемых в настоящее время на поддержание отраслевой науки, не хватает ни на проведение поисковых (задельных) работ, ни на обновление технической базы, ни на поддержание престижности работы в отраслевой науке. Совершенно очевидным представляется, что потенциал науки вообще и отраслевой в частности определяется:

-количеством и квалификацией научных сотрудников. В отраслевой науке общее их число за последние 12 лет сократилось более чем вдвое, с соответствующим сокращением числа кандидатов и докторов наук. Неотвратимо растет их средний возраст: кандидаты наук - 59 лет, доктора - почти 70(!) лет. Пополнение коллективов молодыми специалистами малочисленно, нерегулярно и, по сути, случайно, т.к. реально предоставляемые условия работы для молодых специалистов не способствуют закреплению последних. Очевидно, это есть свидетельство не зрелости науки, а её дряхлости. И как ни странно, вследствие этого многократно выросла относительная ценность “дряхлой” составляющей науки - ученых весьма преклонного возраста;

- технической базой НИИ, которую можно охарактеризовать как “уникальную”, поскольку большинства научных приборов, которые ее составляют, уже лет 30 нет ни в одном из зарубежных центров. И, что особенно огорчительно, она отстала даже от уровня оснащенности лабораторий промышленных предприятий.

Известно, что цикл исследования (разработки), доведенного до реализации, составляет 10-12 лет. В течение этого периода только в технологических институтах выпускалось до 300 отчетов, из которых к концу активного периода разработки актуальность сохраняли лишь 20-25 %. Эта составляющая научного потенциала является базисом выполняемых в настоящее время НИР. В условиях кадрового дефицита и слабости технической базы эти ранее накопленные знания определяют сейчас и потенциал, и продуктивность науки.

К сожалению, выведен из актива отраслевой науки научный потенциал институтов РАН и тем более институтов академий союзных республик. Практически прекратили существование отраслевые лаборатории, резко снизился уровень исследований, выполняемых НИЛами заводов.

Оказались существенно обесцененными результаты НИОКР, выполненных в 1965-85 годах и не доведенных до внедрения или прекращенных по разным причинам, по ряду перспективных проектов, как то: использование топлива на основе тория, высокотемпературные газовые реакторы, быстрые реакторы повышенной мощности и др. Эти результаты исследований могут быть полезны и востребованы сейчас, на новом витке развития атомной техники, но станут бесполезными, если в ближайшее время их не обобщить и актуализировать.

Сейчас знания, необходимые для информационной поддержки действующего производства, находятся в двух “хранилищах”: во-первых - в головах ученых-специалистов, и во-вторых - в архивных хранилищах НИИ. Живыми носителями знаний по некоторым традиционным для отрасли материалам и технологиям являются один-два научных сотрудника весьма преклонного возраста (75-80 лет), у которых в ряде случаев нет никаких преемников.

Совершенно очевидно, что извлечь актуальную информацию из этих хранилищ по силам специалистам, глубоко знающим предмет, историю развития исследований, а также состояние промышленного производства. Чтобы привлечь к этому ответственному и творческому процессу таких специалистов -ученых весьма преклонного возраста - необходимо создать эффективные материальные стимулы, провоцирующие появление заинтересованности.

С учетом изложенного, т.е. при нынешней ситуации с кадрами и технической базой, часто повторяемые руководителями отраслевой науки утверждения о сохранении её потенциала неконструктивны и весьма схожи с ритуальными заклинаниями. Сейчас еще не совсем поздно, но крайне необходимо принимать не декларативные, а финансово обеспеченные меры для сохранения накопленных ранее знаний с применением современных информационных технологий. И это должно составить одну из актуальнейших задач отраслевого масштаба.

Изменение отношения к ценности знаний должно стать следствием изменения общественного мнения: общество (по крайней мере, в масштабах отрасли) обязано осознать ценность и значение знаний для собственного развития. Если говорить о корпорациях, то отношение к ценности знаний и к науке, их создающей, может являться, очевидно, одним из основных критериев уровня компетентности её менеджеров. Расширить число понимающих, какую роль играют знания и работа по их сохранению, - важная попутная задача при создании информационных систем для сохранения знаний.

II. О СТАТУСЕ НАУЧНОГО СОТРУДНИКА

Изменения хозяйственного механизма экономики в целом и науки в частности повлекли за собой принципиальные изменения как в статусе научных работников (в том числе ученых, число которых прогрессивно сокращается), так и в их отношении к предмету своей деятельности. Более того, по сути изменился и сам предмет деятельности: ведущие научные сотрудники с признанным авторитетом превратились в “бизнесменов”, основная цель которых состоит в поиске средств, достаточных для наполнения фонда заработной платы на текущий период. Это предопределяет формирование принципиально нового уклада жизнедеятельности научно-исследовательских институтов. В них не остается места заботе о развитии технической базы науки, научном заделе, воспитании достойной молодой смены. Обесцениваются и морально стареют такие понятия, как “ответственность ученого”, “научная этика”. Возникает равнодушие к фактам недобросовестности и халтуры, когда за новые разработки выдаются переписанные “в новом формате” старые результаты исследований. Руководители перестают интересоваться сутью работы, доминирующим становится коммерческий интерес. Ценятся не талант и профессиональные качества, а умение продать (подать) так называемые результаты НИОКР. “Так называемые” потому, что на технической базе образца середины XX столетия (большей частью неисправной) без техников и лаборантов (1 техник или лаборант на 6-8 научных сотрудников), при среднем возрасте наиболее квалифицированных научных сотрудников - около 70 лет, в атмосфере неуважения к труду ученых настоящие научные исследования выполнить НЕВОЗМОЖНО. Возможным в основном становится лишь оказывать услуги действующему производству путем адаптации старых результатов к его текущим задачам. При этом следует с большим сожалением заметить, что по существу новых задач в атомной промышленности в последние годы не ставилось.

Все это привело к тому, что практически исчезла среда, в которой может существовать наука и могут сохраняться и развиваться ранее сложившиеся школы, созданные, например, академиками А.А. Бочваром, А.И. Лейпупским, Н.А. Доллежалем и др. И не признавать этого - значит малодушно уходить от проблемы.



Ш. ОБ АВТОРИТЕТЕ И КОМПЕТЕНТНОСТИ

Авторитет научного института не существует сам по себе, это интеграл авторитета работающих в нем ученых, инженеров, служащих науки. В руководстве отраслевыми НИИ (да и в отрасли в целом) произошло и происходит вполне естественное обновление руководителей. Оно происходит на том же фоне кадрового дефицита, и поэтому в социально-психологическом и ролевом планах особое значение имеют личные качества руководителя. Совокупностью своих действий руководитель утверждает определенные ценности и нормы, которые постепенно становятся нормами всего коллектива. Сообразно этим нормам формируется ближайшее окружение руководителя. Все это создает соответствующую атмосферу в коллективе, систему нравственных ориентиров и ценностей, которые существенным образом влияют на реализацию научного и творческого потенциала учреждения, его авторитет.

Следовательно, перемены в руководстве учреждения всегда и неизбежно влекут постепенные перемены во всем учреждении. Появляются в окружении руководителя посредственности, обладающие даже ограниченной властью, - перемены всегда негативны. Самый опасный результат таких перемен - появление ощущений безысходности, ненужности и выполняемой работы, и её исполнителей. Это неминуемо приводит к разобщенности коллектива и его деградации как в творческом, так и в социальном аспектах. Такие процессы становятся необратимыми тогда, когда число морально травмированных сотрудников, с безразличием относящихся к происходящим деструктивным процессам, достигает некоторой критической величины. В этом случае эти процессы не в состоянии остановить даже активная часть коллектива, поскольку исчезает почва, на которой приносят плоды инициативные начинания. Одним из признаков необратимости подобных негативных процессов может стать устойчивая невосприимчивость к новациям коллективных органов учреждения (например, научно-технических советов). В таких случаях сами эти органы стремятся оградить себя от проникновения в них людей инициативных, с активной жизненной позицией, вносящих возмущения в спокойный и привычный ритм деятельности таких органов.

При определенной “критической массе” негативных изменений омоложение коллектива принципиально не может принести позитивных результатов, поскольку молодежь будет вдыхать отравленную атмосферу безразличия и разобщенности.

В таких условиях постепенно вымываются ранее сложившиеся самоценные и специфические для данного учреждения традиции, соответствующие им нравственные ориентиры, чувство гордости за принадлежность к “фирме”.

Не менее тревожным и перспективно еще более опасным проявлением перечисленных негативных изменений является нарастающий уровень некомпетентности работников, особенно среднего и высшего звеньев управления. Снижение уровня компетентности проявляется в узости кругозора, поверхностности знаний, часто в воинствующем пренебрежении к знаниям и опыту старших коллег. Это отражается на всех аспектах деятельности учреждения: управлении, проведении и координации научных исследований и разработок, принятии ответственных решений тактического и стратегического характера и т.п. Некомпетентный работник занимается имитацией деятельности, требует неукоснительного послушания от всех, кто под ним, издавая ненужные или даже вредные для дела распоряжения, указания.

Следствием снижения персонифицированной компетентности сотрудников является еще большая опасность снижения корпоративной компетентности. Она возникает по причине невосполняемого оттока высококвалифицированных работников, в результате чего снижаются качество исследований и критичность восприятия их результатов. Это сказывается на уровне обоснованности и оперативности принимаемых на их основе технических решений. Ведь из правил менеджмента хорошо известно, что даже правильное решение оборачивается ошибочным, если оно принято слишком поздно.

Все это, безусловно, отражается на авторитете научно-исследовательских учреждений. Если же принять во внимание, что атомная промышленность в целом потенциально является опасной отраслью, с экологической точки зрения, то нетрудно представить себе цену некомпетентности ее работников.



IV. ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ

Некоторые разделы знаний в области технологий реакторных материалов стали критическими. Это является следствием того, что утраченный кадрово-интеллектуальный потенциал уже практически невозможно восстановить, а накопленные научные знания не актуализированы, не систематизированы и не обобщены. Такое положение не только нарушает совершенно необходимый для науки процесс преемственности знаний и практического опыта, но и постепенно вымывает оставшийся потенциал отраслевой науки,

Востребованность труда ученых и научных сотрудников в атомной промышленности незначительна, а престижность работы в ее научных учреждениях и того меньше, если принять во внимание характер и условия работы, уровень оплаты труда и степень технической оснащенности.

Иллюзия сохранения потенциала отраслевой науки - всего лишь удобная позиция, особенно для руководства, от которого зависят принципиальные решения и выбор средств для возрождения отраслевой науки. Иллюзии не конструктивны и в данном случае опасны в национальном масштабе.

Суммируя перечисленные негативные моменты, можно с сожалением констатировать факт смещения отраслевой науки на периферию отраслевых приоритетов. В связи с падением её потенциала и невостребованностью в настоящее время, в ближайшем будущем неизбежным представляется замещение её места в промышленности разработками, заимствованными за рубежом.

Из этого следует, что для сохранения отечественной атомной науки необходима новая концепция отраслевой науки, учитывающая совокупность современных обстоятельств, отмеченных и не отмеченных выше. Совершенно очевидно, что только системный подход к созданию новых организационных принципов функционирования отраслевой науки позволит остановить процесс её самопроизвольной деградации.