>Скажите, в каких советских (российских) фильмах враг показан сильным соперником?
Из недавних (и приемлемых для просмотра) - IMHO "Красная капелла". Не хочу флеймить насчет исторической достоверности сериала (здравствующий Гуревич-Кент в своих только что изданных в Питере мемуарах клеймит Треппера за "Большую игру", Жиля Перро за то, что "подголосок Треппера" и т.п., а покойного сценариста "Капеллы" Андрея Горлова за то, что делал сценарий по мотивам Треппера-Перро). Как бы там ни было, Карл Гиринг (в исполнении А. Горбунова) и его люди из зондеркоманды "Красная капелла" в сериале показаны не тупорылыми мясниками, а прежде всего грамотными розыскниками. Что соответствует исторической правде: в 1934 году после ареста Тельмана Гиринг плотно работал с ним, а затем изрядно проредил руководство ушедшей в подполье Компартии Германии. Документы гестапо на тему и за подписью Гиринга опубликованы в изданной в ФРГ в 2005 году книге историка Зигфрида Грюндмана Der Geheimapparat der KPD im Visier der GESTAPO. А осенью 1939 года Гиринг успешно руководил розыском столяра Эйснера, взорвавшего 8 ноября в годовщину "пивного путча" бомбу в мюнхенской пивной "Бюргербрау", откуда за 10 минут до взрыва после ежегодной встречи со "старыми бойцами" ушел Гитлер.
Из советских фильмов назову "Ожидание полковника Шалыгина". Показано, как грамотно немцы прикрыли засадами, секретами, патрулями и т.п. все проходы к линии фронта, которые мог использовать советский разведчик "Седой". И в одну из засад на хуторе, устроенную отнюдь не "мистическими СС-вцами", а людьми в униформе вермахта, "Седой"-таки попал вместе с большинством бойцов и командиров РККА, выходивших вместе с ним из немецких тылов. То, что непопавшие в засаду сумели перебить её участников - вот это как раз киновымысел либо случайное везение. Как и то, что потом трое "наших" легли в перестрелке с патрулем у реки-нейтралки, а остальные четверо спокойно ушли на лодке по гладкой воде.
Еще упомяну кинодилогию "Приказ: огонь не открывать" и "Приказ: перейти границу". Во-первых, нечастый случай, когда экранизация получилась лучше исходника - повести Героя СоцТруда и первого секретаря Союза писателей СССР Георгия Маркова "Орлы над Хинганом". Во-вторых, вполне себе адекватно показаны части Квантунской армии и союзные им белоэмигранты: умные, опытные, злые. Которые и в "мирные" для Сибири и ДВ 1941-44 гг. были серьезными противниками, и летом 1945-го дрались всерьез. И столкновение самурайского фанатизма с русским "жизнь своя за други своя..." в этом фильме дано очень здорово.
В действительности всё обстоит не так, как на самом деле.
М. Токарев