|
От
|
СанитарЖеня
|
|
К
|
DenisK
|
|
Дата
|
30.04.2008 19:33:13
|
|
Рубрики
|
Прочее; Флот; Армия;
|
|
Re: А что...
"Отправной точкой этого спора стало появление в 1907 году книги схимонаха Иллариона "На горах Кавказа", посвященной теме мистического единения с Богом через призвание
...
Началась полемика в русской печати, в основном в журнале "Русский инок", главным апологетом учения Иллариона стал иеросхимонах Антоний (Булатович). Его наиболее влиятельным оппонентом был архиепископ Волынский Антоний (Храповицкий).
Все споры велись вокруг развиваемой Илларионом идеи о том, что имя Божие есть Сам Бог, ставшей главным тезисом его сторонников (имяславцев). Имяславцы учили об энергийном соприсутствии Бога в Его Имени, призываемом в молитве, их противники, напротив, считали, что имя Божие - лишь символ, косвенно напоминающий нам о Нем.
...
Несмотря на негативное отношение церковной власти, имяславие нашло широкую поддержку среди русской интеллигенции и духовенства. Такие выдающиеся философы и богословы, как священник Павел Флоренский, Сергий Булгаков, Алексей Лосев, епископ Полтавский Феофан (Быстров), разработали необходимую для имяславия теоретическую базу.
...
Протоиерей Георгий Флоровский писал по этому поводу: "...Илларион говорит о Божественном соприсутствии в молитве и называет призываемое имя Иисусово Самим Богом. Для Иллариона это было, по-видимому, не столько богословским утверждением, сколько простым описанием молитвенной реальности". Поэтому обвинения в адрес Иллариона были вполне справедливо расценены имяславцами как покушение на саму реальность мистического общения с Богом.
...
На первый взгляд может показаться, что суть проблемы лишь в неприятии частью богословов формулировки "Имя Божие есть Сам Бог". Но вряд ли это могло стать причиной столь ожесточенных споров, все гораздо глубже и серьезнее. Сам реализм мистического общения с Богом, описанного в книге Иллариона, многим показался слишком смелым. Истолковывать молитвенный опыт субъективно психологически представлялось более безопасным, смиренным и благочестивым. При этом православие фактически вырождается в протестантизм. Более того, такая позиция приближает человека к опасной грани между верой и неверием. Ведь, если религиозные установки не проецируются в молитвенную, мистическую практику, разувериться в них становится гораздо проще. Поэтому не случайно, что имяславческие споры почти совпали с революционными событиями: выбор между верой и неверием многими был сделан в пользу второго. "
http://religion.ng.ru/bogoslovie/2000-05-17/6_name.html
http://www.hesychasm.ru/library/Name/secr9.htm