От Валерий Мухин Ответить на сообщение
К All Ответить по почте
Дата 16.08.2000 17:47:52 Найти в дереве
Рубрики Современность; Танки; Версия для печати

За что Исаев собирался поставить очко американским танкостроителям. (+)

Михаил Никольский. М48. ТиВ-7.2000
В октябре 1950 г. специалисты детройтского арсенала начали изучение концепции среднего танка, призванного прийти на смену М47. Необходимость в такой машине была вызвана шоком, который испытали американцы от близкого знакомства с Т-34-85 в Корее. Собственно, М47 — как раз и стал ответом на «тридцатьчетверку», правда, ответом излишне скоропалительным.
Проект перспективного среднего танка базировался на конструкции тяжелой опытной машины Т43. Особенностью проекта стал абсолютно новый цельнолитой корпус обтекаемой лодкообразной формы, в поперечном сечении близкий к овалу. Считалась, что такая форма корпуса при равной толщине брони обеспечит лучшую баллистическую защиту, нежели традиционные конструкции. Инженерам из Детройта в пору присваивать звание «ударников капиталистического труда» — проект среднего танка они закончили к декабрю 1950 г., через два месяца после начала работы. Военные, после изучения бумажных трудов специалистов Арсенала, приняли решение заказать фирме Крайслер Корпорэйшн шесть экспериментальных, «пилотных», танков Т48. Все опытные машины предназначались корпусу морской пехоты США.
Изготовление танка заняло гораздо больше времени, чем «рисование» эскизного проекта. Первый вышел с завода Крайслера почти через год, однако, год— для полномасштабной разработки и изготовления нового образца боевой машины — совсем немного. Жесткие сроки, высокий темп работ — все это лишний раз говорит о высочайшей оценке боевых качеств Т-34-85 американцами и отсутствии в армии США машины, равной по характеристикам советскому танку.

Армия выдала заказ на массовое производство танков Т48 по завершению первого этапа испытаний «пилотных» машин, задолго до окончания всей программы испытаний. Заводу Крайслер Корпорейшн предстояло изготовить 548 машин, фирмам Форд Мотор Компэни и Фишер БодиДивижн оф Дженерал Моторс— по 400 танков. Первый серийный Т48 покинул сборочную линию нового танкостроительного завода Крайслера в Нью -Йорке, шт. Делавэр, в апреле 1952 г, однако торжественная церемония «крещения» Т48 состоялась 1 июля. Танк получил собственное имя «Паттон III», продолжая линию «Паттонов» — М26 и М47.
Спешка с запуском в серийное производство нового образца техники до добра никогда не доводила, Т48 здесь исключения не представляет. Многочисленные отказы «сырой» материальной части привели к тому, что значительное количество Т48 оказалось небоеспособными. Дефекты конструкции выявлялись в ходе испытаний, однако внести изменения в отлаженное серийное производство оказалось делом сложным, проще—организовать модернизационные центры по внедрению доработок в уже поставленные армии машины. Больше всего нареканий вызывали узлы и агрегаты моторно-силовой установки и ходовой части. Стереоскопическими дальномерами из-за сложности в эксплуатации экипажи чаще всего не пользовались вообще.
После первого опыта эксплуатации военные сделали сокрушающий вывод «...[танкТ48] не пригоден даже для тренировочного процесса». Естественно, представители промышленности имели совсем другое мнение: не отрицая наличия недостатков в конструкции танка, они считали, что последствия нарушений инструкций по эксплуатации с лихвой перекрывают конструкционные недоработки. Как всегда — истина лежала где-то посередине, но армия вместо поисков истины просто отказалась принимать танки. На заводах скопилось порядка 250 новеньких машин, и тогда возобладало мнение, благо маховик серийного производства еще не раскрутился на полную катушку, перепроектировать Т48 с учетом полученного горького опыта и возобновить производство после тщательных испытаний.
Промышленникам, по-видимому, удалось добиться пересмотра уже почти принятого решения и склонить чашу весов в свою сторону: производство продолжилось. К апрелю 1953 г. было изготовлено более 900 танков Т48, а военные официально объявили машину стандартным танком армии США, присвоив ему обозначение М48 «Паттон».
Едва сойдя с поточных линий, новенькие «Паттоны» тут же направлялись в модернизационные центры, где проходили переоборудование. М48 имел потрясающие малый запас хода — всего 75 миль (примерно 120 км), для сравнения — запас хода Т-34-85 составлял 420 км. Дабы хоть как-то устранить этот недостаток, в кормовой части корпуса танка стали монтировать сбрасываемую консольную конструкцию, к которой крепилось четыре 55 галонные (208-литровые) бочки, подключенных к топливной системе «Паттона». Данное устройство не имело абсолютно никакой брони, соответственно — в зоне боевых действий демонтировалось, а в случае неожиданно возникшей опасности — сбрасывалось. Танк с такими бензобаками был чрезвычайно уязвимым даже для огня легкого стрелкового оружия. На некоторых машинах на бочки ставились металлические кожухи, однако, они все равно не спасали от бронебойно-зажигательных пуль.