От И.Пыхалов Ответить на сообщение
К Любитель Ответить по почте
Дата 06.02.2008 20:31:38 Найти в дереве
Рубрики 11-19 век; Версия для печати

По крайней мере, до 1928 года включительно запретов не было

>1) Афтар кина говорил об "официальном запрете" на изучение византийской истории в СССР, отменённом якобы по прямому указанию ИВС в 43-м. Есть ли у этого заявления фактическая основа? (Какая-то, наверное, есть, поскольку в статье "Византия" в "сталинской" БСЭ в ссылках нет советских трудов по истории Византии, изданных до 40-го, самое раннее - "История Византии. Краткий очерк" Левченко).

Тот же Ф.И.Успенского публиковался вплоть до своей смерти в 1928-м. А дальше, вполне возможно, просто не осталось квалифицированных специалистов. Их и до революции было немного:

http://www.kulichki.com/~gumilev/VAA/vaa112.htm

В России дело византиноведения обстояло очень плохо. В университетах до последнего времени история Византии, приуроченная к кафедре всеобщей истории, не имела специальных центров. Поэтому очень немногие лица, посвящавшие лишь часть своего времени изучению Византии и обязанные главные общие курсы читать по западноевропейской истории, не могли, конечно, отдаться вполне излюбленному делу и создать то, что Россия нравственно давно должна была иметь, и что Западная Европа, как мы видели, уже имеет, т. е. специальную отрасль византиноведения в обширном смысле этого слова. Нужен был исключительный талант В. Г. Васильевского, который, работая при столь неблагоприятных условиях, смог оставить после себя нескольких византинистов, но работа последних, в смысле близких им византийских интересов, где они могли бы принести посильную пользу, протекала в очень тяжелых условиях.

Правда, в 1900 году в Одессе была учреждена экстраординатура по византийской филологии; но подобная, вызванная случайными обстоятельствами профессура, представитель которой, если только он не перейдет на другую кафедру, никогда не может сделаться ординарным профессором, конечно, задачи не решала. Поэтому то немногое, что выходило в России по византиноведению, было довольно случайным, хотя в научном отношении часто и представляло большую ценность. Немало пользы принесли византийским занятиям, особенно в области изучения церковных вопросов, работы Духовных Академий. Основанный в 1894 году Русский археологический институт в Константинополе, имеющий ближайшей своей задачей изучение византийской археологии и истории, также дал ного ценного материала для византиноведения в своих "Известиях" (вышло 16 томов).