Современность; Локальные конфликты; Искусство и творчество;
Ответ.
>Ведь мы, точнее, Российская империя, воевала не только с чеченцами, а с горцами, вообще. ТО есть, с дагестанцами, ингушами и проч.
>Почему только чеченцы сохранили в себе этот дух непокорности, не влились в имперский котел, не стали частью России. ТОчнее, стали, но в них еще силен этот буйный дух.
Опираясь на солиднейший культурно-антропологический и социологический материал, автор показывает, что чеченское общество, в том виде, как оно сложилось к началу 90-х годов ХХ века, представляло собой общество, подвергшееся достаточно глубокой модернизации. Модернизация же влечет за собой серьезные экономические, социальные, культурные и психологические изменения. Урбанизация, преобладание городской культуры над сельской, социализация через такие институты, как школа и армия, административные структуры сделали Чечню - вернее, Чечено-Ингушетию - такой же частью советского пространства, какими были, скажем, Кабардино-Балкария или другие "национально-территориальные образования". Хотя известная специфика на психологическом и социокультурном уровне сохранялась, чеченцы по базовым навыкам социального поведения и по "менталитету" принципиально не отличались от остального советского населения - по крайней мере, от ингушей, балкарцев, кабардинцев и других жителей Северного Кавказа. Люди работали на промышленных предприятиях и в колхозах, ездили в поисках дополнительного заработка на "шабашки", предпочитали походы в кино походам в мечеть, делали карьеру, вступая в комсомол и КПСС, - словом, жили в целом той же самой жизнью, какой и миллионы их соотечественников.
Истоки российско-чеченского конфликта надо искать в политической, а не в культурно-исторической сфере. Эксперты, настаивающие на особой роли этнического фактора, либо находятся под властью иллюзии, либо лукавят. http://www.intellectuals.ru/malakhov/recenz/newfrom1.htm
Рецензируемую книгу Тишкова я не читал (собираюсь прочесть), но с этой оценкой полностью согласен.