|
От
|
И. Кошкин
|
|
К
|
All
|
|
Дата
|
11.08.2000 01:20:51
|
|
Рубрики
|
WWII; Танки;
|
|
Партизанские танки в Белоруссии. Что могут люди, если очень надо.(+)
Я вас приветствую! Хррр. Хрррр. Ххуррагх!
Долгое время рассказы о танках, действовавших летом 1942 г. на западе Белорусси считалась легендой. Тем не менее...
Из показаний командира Орлянского партизанского отряда В. Ф. Ковязина, перешедшего линию фронта для установления связи: ""В районе Великая Воля... есть один тяжёлый танк с 45 мм пушкой и одна танкетка... Их можно быстропустить в ход, если поставитьгорючее и аккумуляторыВ реке Щаре... находятся одна бронемашина и три тяжёлых танка с 45 мм пушками..."
Командир отбыл из отряда в июле 1942 г. и не знал, что 15-го было поднято и отремонтировано 45 мм орудие. Затем из Щары достали 122 мм гаубицу. Затем группа бывших артиллеристов ввела в строй 3 45 мм и одно76 мм орудия. То, что не удавалось снять с подбитых орудий отковывали сами в деревенских кузнях. Наконец в отряде Б. А. Булата, входившем в состав Ленинской партизанской бригады была сформирована группа ст. сержанта Лебеденко, которой поручили достать из Щары Ба-10. К 10 октября броневик ввели в строй. Для длительного пребывания под водой в процессе обследования и подъёма применялись потивогазные маски с трубками, выведенными на плотдно реки устлали камнями и воротом вытащили брроневик на берег. Аккумуляторы и горючие добыли, отловив кого-то по партизанскому обычаю на автостраде.
Булатовцы взялись было ещё за один броневик и Т-26 (тот самый "тяжёлый" с 45 мм пушкой)
С пушками и броневиком партизаны оборзели настолько, что разгромили несколько крупных гарнизонов. К примеру 25.10.42 4 партизанских отряда атаковали Руду Яворскую Козловщинского района. Броневик подтащили на лошадях (Гейнц прослезился бы, узнав о таком подтверждении одного из своих наиболее впечатляющих пассажей). После орудийного залпа началась атака. Примерно час немцы и полицаи ярочтно сопротивлялись. К этому времени лошадки по дтащили броневик, двигатель которого немедленно заглох (в бензобак была залита смесь бензина и скипидара - по принципу "горит - и ладно"). Тем не менее через полчаса мотор завёлся и броневикворвался в село, стреляя из пушки и пулемёта. Затем добавили партизаны и гарнизон был разгромлен.
Воспоследовала крупная карательная операция. К этому времени в партизанском отряде №3649 той же бригады была восстановлена танкетка Т-27. Её боевым крещением стала весьма наглая импровизация против автоколонны карателей 13.12.42 в д. Голынка на трассе Слоним-Деречин. Двигаясь со взводом партизан танкисты наткнулись в деревнена немцев. Танкетка немедленно протаранила находившийя сзади легковой автомобиль с офицерами и при поддержке партизан напала на остальных. Пошумев и постреляв, партизаны отошли, ввиду вопиющего неравенства сил.
Ещё два дня партизаны сдерживали натиск РЕГУЛЯРНЫХ НЕМЕЦКИХ ВОЙСК (так по тексту, скорее всего - полицейских частей, хотя и с тяжёлым оружием), а потом, предусмотрительно спрятав броневик и танкетку (второй броневик, который к этому времени был в бригаде, погиб в бою), отошли в болота. По своему собачьему обычаю немцы зверски расправились с населением нескольких деревень. Затем бригада вернулась обратно, и по-крайней мере танкетка весной ещё повоевала.
Летом партизаны предприняли совершенно фантастическую операцию по восстановлению Т-34, с лета 1941 стоявшего в огороде одного из дворов деревни Дворок Мостовского района. Несколько раз наведавшись в деревню и составив карту поврежданий, они спёрли двигатель и некоторые другие части с другой тридцатьчетвёрки, стоявшей на окраине села Голынок, где размещался немецкий гарнизон, и на телеге переправили всё во Дворок. Эти перемещения не остались незамеченными и мастерская во Дворке ДВАЖДЫ подвергалась нападению гитлеровцев. Ремонт проходил в нечеловеческих условиях. Пушка на танке оказалась неисправна и её заменили на пушку, снятую с подбитого КВ, стоявшего неподалёку. Отсюда, кстати, можно сделать вывод, что оба танка, скорее всего были вооружены Л-11, иначе бы такие замены вряд ли были бы возможны. Втулку главного фрикциона изготовили из подручных материалов. Танк испытывали на скипидаре, отчего мотор плохо тянул и глох.
В это время (конец августа 1944) в результате действий карателей Ленинская бригада была окружена и прижата к Щаре. Танк подоспел вовремя. Совершив марш в несколько км от Дворка (на скипидаре!!!), он персёк Щару (мотор, слава Богу, не заглох), опрокинул вражеский заслон и пришёл на выручку главным силам бригады, окружённым в деревне Москали. Окружение было прорвано, бригада получила возможность беспрепятственно форсировать Щару ночью. Танк прикрывал отход. ИМХО, у немцев просто не было средств, чтобы уничтожить Т-34. Всё же каратели это не регулярная армия и PaK-38, PaK-40 у них не было. Расстреляв боекомплект танкисты взорвали танк и вместе с бригадой вышли под Слоним. Танкетка и броневик были потеряны чуть раньше.
В заключение хочу назвать тех, кто восстанавливал машины и воевал на них: Василий Пищулин, Александр Валетов (бывшие танкисты) - по-видимому неделимый экипаж. Гарнизон в Руде и Т-34 - это их работа. Валетов кроме того управлял танкеткой в бою в Голынке. Спиридон Кузнецов и Фёдор Комаров - ремонтники. И. М. Глазков - бывший артиллерист, руководивший восстановлением орудий и командовавший ими.
По книге В. И. Кузьменко "Партизанские оружейники".
В книге импользованы ссылки на:
1. ПА ИИП при ЦК КПБ.
2. АИИ АН СССР
3. документальная повесть "Мёртвыя застаюцца жывымi" У. М. Фядотоуа, написанная по воспоминаниям уцелевших жителей Дворок, Великой Воли и партизан Ленинской бригады.
С уважением,
И. Кошкин