Александр Турчин
ЖАЖДА БЫТИЯ
Раздумья над стихотворениями Владимира Высоцкого,
написанными на материале Великой Отечественной войны
...
4.
Вчитаемся в стихотворение «Про Серёжку Фомина»:
...Но наконец закончилась война --
С плеч сбросили мы словно тонны груза, --
Встречаю я Серёжку Фомина --
А он Герой Советского Союза...
В этой песне два главных героя -- Серёжка Фомин, профессорский сынок, мальчик-мажор, выражаясь языком поэта Юрия Шевчука, беззастенчиво приспосабливающийся в жизни, сумевший и фронт избежать, и звезду Героя получить. И -- рабочий завода «Компрессор», от лица которого ведётся повествование, не пожелавший воспользоваться бронью и отправившийся выполнять свой гражданский долг -- защищать народ и город, в котором жил. Пьеса изображает внутренний мир второго. Сердце его негодует:
Кровь лью я за Серёжку Фомина --
А он сидит и в ус себе не дует!
Почему такая несправедливость? Как может Серёжка переваливать свою часть военного груза на других?! И что же с ним, таким, будет дальше в жизни? Будет ли в ней, послевоенной, для него, дезертира, место?.. И вдруг -- Герой Советского Союза! Как гром среди ясного неба. Государство закрепило, узаконило эту несправедливость. (Какими путями Серёжка «крутанулся» -- это другой разговор, нас здесь не интересующий). Как же так?! Государство, за которое воевал, проливал кровь, которое защитил от агрессора, выступает на стороне общественной несправедливости, -- имеет в себе такие стороны, которые используются несправедливостью?! Данное открытие крайне удивляет фронтовика. -- Вот пафос произведения. Негодовать на государство -- для него, рабочего, малообразованного в философском смысле человека, через чур. У него общество, за которое воевал -- его товарищи и родные, -- отождествляется с государством. Он не может и представить себе возможность отрицать государство как нечто чуждое для себя и для общества, для людей. Отрицать государство для него значит отрицать общество, он не знает разницы между обществом и государством. -- Вот чем объясняется данный пафос. В этом отношении он находится на уровне представлений Платона и Конфуция, которые также отождествляли общество и государство, -- как будто и не было после них тысячелетней истории развития общества, конкретизировавшей эти явления, -- и философов, разработавших данные понятия.
...