От Alex Medvedev Ответить на сообщение
К vergen Ответить по почте
Дата 21.02.2007 13:57:42 Найти в дереве
Рубрики WWII; Современность; Искусство и творчество; Версия для печати

Что еще будет в говнориале

четверг выпуск №6 (8-14 февраля 2007 г.)

ИГРА В «ЛЕНИНГРАД»
Фоном для иностранных звезд, исполняющих главные роли, послужили и звезды нашего отечественного кинематографа.


Как-то на удивление буднично и скромно в отличие от двух «Дозоров» и «Турецкого гамбита» прошла в Петербурге премьера очередного глобального проекта Первого канала – блокбастера «Ленинград», посвященного очередной годовщине снятия Ленинградской блокады. На удивление, потому что замах был немалым, вложения огромны, а сама премьера ни с того ни с сего выпала на годовщину окончания Сталинградской битвы.

Предыдущие проекты перебили все кассовые сборы, собрав полные кинозалы. За ними последовали и книжные переиздания, и даже компьютерные игры.
«Ленинград» явно преследует какие-то другие цели. Возможно, потому, что хоть и будет показан по телевидению, он изначально не предназначался для отечественного зрителя. Как это ни грустно звучит, но вряд ли наш зритель пойдет сегодня в кинотеатр на фильм о блокаде и будет читать книгу со сценарием А. Буравского (он же и режиссер картины). Тем более цинично играть в компьютерную игрушку на тему, с которой не шутят.
Перед началом фильма в фойе кинотеатра «Аврора» были и фронтовые сто грамм, и блокадные пайки хлеба. В зале присутствовали скромные стайки ветеранов-блокадников. На сцене выступили и режиссер, и губернатор города. Говорили правильные слова. Правда, в конце фильма некоторые ветераны закричали: «Неправда! Неправда!» Но картине это уже не повредит и тем более – не поможет.
Собственно фильм оказался вовсе не о блокаде, а о злоключениях напористой английской журналистки Кейт (Мира Сорвино), застрявшей в блокадном городе по стечению обстоятельств. О том, как преследует ее пресловутое НКВД. О том, как, не веря в ее гибель, борется за ее спасение друг и товарищ (Гэбриел Бирн) – мужественный английский журналист. Ей, естественно, удастся и выжить в вымирающем городе, и обхитрить идущее по пятам НКВД, и проявить все самые замечательные качества, на которые только способен сильный и не сломленный невзгодами человек. Нашего зрителя должно порадовать то, что в процессе выясняется российское происхождение героини, дочери белого генерала. Но, несмотря на это обстоятельство, не покидает ощущение, что этот фильм «про них», не из нашей истории. Какой-то очередной «Индиана Джонс» в юбке. Блокада Ленинграда, одна из самых страшных трагедий Второй мировой войны, оказалась лишь фоном. Фоном, состоящим из набора штампов, клише и общих мест, пересказанных суетливо, но с претензией на откровения.
Ведь еще совсем недавно нельзя было ни про людоедство, ни про бандитизм, ни про предательство. А теперь – «льня». Вот и мелькают на экране то натуралистично отрезаемые ноги, то малолетние бандюки, которых жалко, но с которыми только так и можно – кирпичом и по голове. А вокруг бесконечно и эффектно бомбят, голодные, обезумевшие люди бросаются к бомбе с надписью «сахар» и разлетаются в клочья.
В фильме присутствует и дурно пахнущая сентиментальность – то немецкий летчик, которого заела совесть, вместо того чтоб бомбить вымирающий город, летит в самоубий­ственном кураже прямо под зенитные очереди, то английская журналистка, забыв об ужасах войны, обучает юную энкавэдэшницу Цветкову (Ольга Сутулова) основам «Камасутры».
Кто только не засветился в этом проекте. Всех перечислить невозможно, так как даже в статистах, не имеющих текста, узнаются хорошо знакомые лица. А те, кто слово имеет, выглядят нелепо, так как в текст не попадают. Трудно ложатся русские слова в английскую артикуляцию. Возможно, снимаемый на английском фильм и не был рассчитан на российскую аудиторию? Рассчитан «на них»? Тогда понятны и примитивность просветительского ликбеза, и одноклеточность второстепенных героев. И как-то оправданна нечеловеческая свежесть Миры Сорвино, вышедшей из блокадного города невредимой и с тщательно отшампуненной головой. Не может же бывшая подружка Квентина Тарантино предстать перед своей аудиторией абы как.
Чем только не торговали мы за последнее время, ворвавшись на международный рынок. И нефтью, и газом. Ну этого добра у нас пока навалом. Достаточно. Но как-то все не можем остановиться в соискании внутренних резервов. Вот теперь и Ленинградская блокада стала брендом, которым можно торгануть в инфантильном желании догнать и перегнать Голливуд. А чего жеманиться, если на торги в Интернете уже выставляются мощи православных святых? По непроверенным данным, самого святителя Филиппа.
А может, мы зря сгущаем краски? Может, новый проект «Первого» – это ход конем в борьбе с видеопират­ством? Ведь вряд ли какому-нибудь производителю контрафактной продукции, если он нормальный человек, придет в голову шальная мысль выпустить на DVD проект под названием «Ленинград». А уж они-то рынок чуют. Наш. Отечественный. И прогорать не собираются.
Роман СМИРНОВ