"...Главная беда – ужасающие масштабы неисправности техники. Основные проблемы – с мобильностью ЗРК и их электронной начинкой.
...[По идее,] дивизион, сделав первые выстрелы, меняет позицию, уходя от ответного удара противника.
– Только из-за технического состояния половина вышек не сложится, – говорит начальник отделения боевого применения ЗРВ КСпН подполковник Олег Ильичев. – Выделяемых средств не хватает не только на ремонт, а даже на их диагностику.
Еще острее проблема пресловутых ячеек. ЭВМ ЗРК С-300 состоит из типовых элементов замены, или ячеек, как их называют в войсках. Что в идеале упрощает его ремонт: сломавшуюся ячейку надо просто заменить новой. Однако полковые
ЗИПы, где должны храниться запасные ячейки, из-за хронического недофинансирования полупусты, а ремонтирующее их предприятие не работает в долг. В итоге при заступлении дивизиона на боевое дежурство недостающие ячейки чаще всего приходится заимствовать из техники соседних дивизионов, а то и полков.
– И так уже десять лет подряд! – говорит командир зенитного ракетного полка полковник Евгений Бармотин. – Ничего к лучшему не меняется.
– Промышленники заламывают такие цены, что полк два года не может вернуть несколько сотен отремонтированных ячеек, – продолжает командир другого полка полковник Валерий Филиппов. – Из-за отсутствия застрявших там блоков аппаратуры для тренажа мы не можем полноценно готовить боевые расчеты. А ведь полк несет боевое дежурство.
При этом количество отремонтированных, но не возвращаемых промышленниками без оплаты ячеек, вот уже который год насчитывает несколько тысяч.
– Боеготовность у нас как бы плавающая, – резюмирует заместитель начальника ЗРВ КСпН полковник Виктор Буров, – каждый месяц из-за этих злополучных ячеек имеем какое-то число небоеготовых дивизионов и командных пунктов полков...".
Имеющиеся в строю МиГ-31 способны "перехватить" 144 цели:
"...Способные подняться в воздух самолеты полка на МиГ-31 можно и вовсе пересчитать по пальцам. От старости некоторые машины в буквальном смысле разваливаются. Позапрошлой осенью, например, у одного МиГ-31 при посадке лопнула ось колесной тележки, и самолет лишь каким-то чудом сел на амортизационной стойке.
– В советские годы самолетный парк обновлялся каждые десять лет, – поясняет офицер, – а этот истребитель отлетал уже более двадцати.
Но даже если вернуть в строй все эти технически, но не морально устаревшие самолеты то их, по мнению полковника Жилкова, все равно будет мало.
– На европейском театре военных действий, – аргументирует свои выводы офицер, – нам может противостоять порядка 1.500 самолетов. Даже если все МиГ-31 с полным боекомплектом поднимутся в воздух и отработают с абсолютной эффективностью, мы сможем поразить лишь 144 самолета противника...".
В 28 гв иап (Андреаполь) в летном состоянии 15 МиГ-29 из 24 по штату:
"...– Из 24 летают 15 машин, – продолжает командир другого полка полковник Олег Лашкевич. – Однако уже не раз продлеваемый ресурс двигателей у большинства машин практически на исходе. Поэтому если в ближайшее время не получим новые двигатели, скоро сможем обеспечить боеготовность лишь нескольких самолетов.
Аналогичная картина и в полку на Су-27, где летающие самолеты также можно пересчитать по пальцам.
Конечно, в случае необходимости летчики попытаются поднять в воздух все, даже самые аварийные самолеты. Но выдержат ли они хотя бы сутки боя?...".