Re: [2Андрей Сергеев]...
Приветствую, уважаемый Александр Солдаткичев!
>1) Транспортные корабли
>На 1 июня 1942 г на Черном море сохранялось около половины довоенного торгового тоннажа. Не считая использовавшихся в качестве вспомогательных судов ВМФ, на эту дату сохранялись в исправном состоянии следующие более-менее значительные суда ЧГМП, АМП и "Совтанкера":
>«Абхазия» (4727 брт)
>«Азов» (967 брт)
>«Александр Ульянов» (2167 брт)
>«Анатолий Серов» (3925 брт)
>«Березина» (3087 брт)
>«Белосток» (2034 брт)
>«Валерий Чкалов» (1062 брт)
>«Владимир Маяковский» (3972 брт)
>«Грузия» (4857 брт)
>«Керчь» (1018 брт)
>«Крым» (4867 брт)
>«Кубань» (3113 брт)
>«Пестель» (1850 брт)
>«Петровский» (3771 брт)
>«Поти» (1340 брт)
>«Севастополь» (1339 брт)
>«Торос» (1396 брт)
>«Ударник» (3110 брт)
>«Украина» (4727 брт)
>«Шахтер» (3103 брт)
>«Эльборус» (970 брт)
>«Ян Томп» (1988 брт)
Итого 22. Сколько из них быстроходных, способных обернуться за ночь и выйти из под удара немецкой авиации? Хотя, заметим, и это не давало гарантии - потопленные в июне "Грузия" и "Абхазия" были быстроходными.
>Танкеры:
>«Вайян Кутюрье» (7062 брт)
>«Иосиф Сталин» (7745 брт)
>«Кремль» (7761 брт)
>«Михаил Громов» (836 брт)
>«Москва» (6086 брт)
>«Серго» (7596 брт)
>«Передовик» (1857 брт)
Итого 7. Впрос остается тем же, поскольку "танкер нефтеналивной" - еще более лакомая цель для "люфтов", причем особенно порожняком.
>Кроме того, в поврежденном состоянии находились:
>«Ворошилов» (3908 брт)
>«Ленинград» (1783 брт)
>«Советская Нефть» (8228 брт) – танкер
>«Эмба» (7886 брт) - танкер
Эти не считаем, по понятным причинам.
>Во время штурма Севастополь требовал 1200-1300 тонн грузов в сутки, из них 800 тонн - боеприпасы.
Кстати, любопытно у Вас получается - в сутки хватает одного транспорта, безо всякого конвоя. А теперь подсчитаем, сколько кораблей ходило в Севастополь. Помимо указанных Вами транспортов, считаем и боевые – два похода того же «Молотова», эсминцы также принимали участие в переброске грузов и обеспечении эвакуации раненых. Не выходим ли на близкие к требуемым цифры грузооборота?
>2) Корабли для эскорта
>На 1 июня 1942 года в составе Черноморского флота были следующие корабли -
>линкор "Парижская комунна",
Для эскорта не годится, посудина тихоходная и слабовооруженая, сама нуждается в эскорте. Хотя и хотели перебрасывать на нем КВ :)
>крейсера "Красный Крым" и "Молотов", Лидеры "Ташкент" и "Харьков", эсминцы "Незаможник", "Железняков", "Бойкий", "Безупречный", "Бдительный", "Сообразительный","Свободный", сторожевой корабль "Шквал". Итого - линкор, 2 крейсера, 2 лидера, 7 эсминцев и сторожевой корабль.
Которые, как показывает практика их походов, сами крутились, как ужи на сковородке, уходя из-под непрерывных ударов авиации, и это имея скорость под 30 узлов. При этом всей мощи их ПВО хватало, чтобы иногда отогнать торпедоносцы и бомберы. Но, допустим, снизив скорость до скорости охраняемых судов, ценой потери половины состава конвоя и охранения они доведут часть транспортов до гавани.
И тут начинается главная проблема - разгрузиться и вернуться.
>Крейсер "Ворошилов", эсминцы "Беспощадный", "Бодрый" и сторожевой корабль "Шторм" были в ремонте, поэтому в список их не включил.
>3) В июне в Севастополь пришли 7 транспортов без конвоев(максимальное прикрытие - один эсминец). Немцами было потоплено 4 транспортных судна - "Абхазия", "Грузия", "Михаил Громов", "Белосток". Отсюда мы видим, что эффективность немецких авиаударов сильно преувеличена.
4 из 7. Практически половина.
>Опыт Второй мировой войны показывает, что идти в конвое безопаснее. В том числе и для защиты от авиаударов. Не только английский опыт на Мальте говорит об этом, но и наш советский опыт проводки северных конвоев тоже.
На Мальте - особенно хорошо говорит. Сколько транспортов уцелело в ходе "Пьедестала", 5? И это не считая пары потопленных крейсеров и авианосца!
>Если мне не изменяет память, конвой PQ-17 был разгромлен именно из-за решения разделиться.
>Если я правильно понимаю - 7-8 дошедших транспортов давали Севастополю дополнительные 2 недели.
Неделю. А что дальше?
>4) Возможностей Севастопольского порта по разгрузке я не знаю, но сомневаться в возможностях главной базы флота разгрузить 8 транспортов не вижу оснований.
А зря. Почитайте историю походов кораблей в Севастополь, которые регулярно уходили НЕДОРАЗГРУЖЕННЫМИ, поскольку появлялась авиация, по стоянке лупила артиллерия, а разгрузка осуществлялась при отсутствии швартовных палов "по двум сходням и 8 лодкам" с одновременной загрузкой раненых и эвакуируемых с другого борта.
А теперь представьте несколько транспортов, пытающихся одновременно разгрузиться у полуразрушенных пристаней при острой нехватке личного состава для разгрузки (идет штурм города!), рядом стоящие и ведущие контрбатарейную борьбу корабли эскорта, поскольку по всей этой куче-мале уже пристреливается артиллерия противника (как пристрелялась она по "Молотову"), а уже светает и над забитой гаванью появляются пикировщики... Сколько кораблей из конвоя останутся на дне гавани? Сколько из них успеет разгрузиться? И будет ли возможность провести и разгрузить конвой №2 при забитом "утопленниками" фарватере?
С уважением, А.Сергеев