В ФГУП НИИ "Экран" разрабатывается лазерная система защиты лайнеров от ракет ПЗРК
ЛЕ-БУРЖЕ, 16 июня 2005 г. (Корр. АРМС-ТАСС). В самарском ФГУП НИИ "Экран" разрабатывается лазерная система защиты лайнеров от ракет ПЗРК. Работы в этом направлении обусловлены тем, что в настоящее время существует реальная угроза обстрела террористами из ПЗРК пассажирских самолетов, которые на взлете и посадке за пределами аэродрома представляют удобную мишень. Поскольку дальность таких ракет составляет до 5 км, угроза вполне реальна.
Об этом корр. АРМС-ТАСС на 46-м авиакосмическом салоне в Ле-Бурже заявил разработчик этой системы Александр Кислецов. По его словам, "лазерная система наиболее эффективна и по своим показателям превосходит все существующие или разрабатываемые системы. Аналогичные системы разрабатываются и за рубежом, в частности в США и Германии".
Как отметил А.Кислецов, "продвинувшись по пути создания лазерной системы защиты для отечественных авиалайнеров, мы параллельно на протяжении последних нескольких лет проводили маркетинговую компанию по экспорту таких систем. Год назад был подписан контракт с одной из западноевропейских стран и на нынешнем салоне на стенде предприятия из этой страны представлен совместный проект такой системы".
Согласно контракту, предусматривается разработка и поставки заказчику лазерных систем защиты для гражданских самолетов. Сейчас ведутся ОКР по доводке этой станции под требования европейских стандартов. Затем будут проведены работы по ее адаптации на конкретный тип самолета с дальнейшей поставкой установочной партии в несколько десятков единиц. Первый макетный образец будет поставлен заказчику в этом году. Срок выполнения контракт определен в несколько лет.
Как отметил А. Кислецов, "у нас оформлено экспортное разрешение на поставку таких систем как на гражданские, так и на военные самолеты и вертолеты". Стоимость аналогичных систем фирмы "Нортроп Грумман" составляет около 1 млн дол. Российская система дешевле, а по качеству и техническому уровню ни в чем не уступает американской.
Если ИКАО примет соответствующее решение об оснащении подобными системами самолетов, в перспективе это составит огромный рынок, на котором Россия может утвердиться в будущем как равноправный партнер. В авиакомпаниях мира сейчас эксплуатируется более 20 тыс. самолетов пассажировместимостью более 100 человек. В США эксплуатируется 6800 самолетов, на которых могут быть установлены подобные системы.
Лазерная система представляет собой бортовую станцию обнаружения пуска ракет. Координаты ракеты передаются в систему слежения, которая наводит лазерный луч на ракету. Сам лазерный луч посылается в виде кодированного сигнала, который создает помехи для ГСН. Возникает ложный образ цели и ракета теряет реальную цель. Вероятность "увода" ракеты с траектории близка к 1. Эта станция работает против ракет ПЗРК перового, второго и третьего поколений. Причем против ракет третьего поколения никаких других средств борьбы кроме лазерных станций сейчас нет. Отечественный аналог разрабатываемой для инозаказчика системы создан. Ведется подготовка к ее испытанию на военной авиационной технике, эксплуатирующейся в Чечне.
На сегодняшний день очень активно развивается деятельность по адаптации этой системы и на гражданские российские самолеты. Как считает А. Кислецов, "реализация экспортного контракта с инозаказчиком по доводке системы даст возможность относительно просто решить задачу по установке подобной системы на отечественные гражданские самолеты. То есть выполнение экспортного контракта дает реальную возможность без особых затрат получить практически готовую систему для российского рынка".