|
От
|
полковник Рюмин
|
|
К
|
All
|
|
Дата
|
29.11.2006 13:46:15
|
|
Рубрики
|
1917-1939;
|
|
Про украинское войско в 1918 году
Публикация по истории гражданской войны. Украина в марте 1918. Часть I
Автор предлагаемого уваж. читателям доклада известный немецкий публицист Колин Росс служил с осени 1917 года в военном отделении Министерства иностранных дел (Militerische Stelie des Auswertigen Amtes), в обязанности которого входило снабжение иностранной печати сведениями о ходе военных операций. В качестве служащего этого отделения он часто посещал все фронты и наблюдал за ходом военных операций из передовых линий. При занятии немцами Украины Колин Росс находился при передовых немецких отрядах, с которыми и вступил в Киев.
Печатаемый доклад был составлен по просьбе начальника операционного отделения Восточного фронта (Ober-Ost). После представления доклада Колин Росс имел беседу с генералом Гофманом, который на ряд указаний относительно необходимости упорядочения отношений с Украиной и ошибок, совершенных немецким военным командованием, ответил: «Ха! Вся Украина меня интересует только до ближайшего урожая. А там пусть с ней будет все, что угодно».
Итак.
ДОКЛАД НАЧАЛЬНИКУ ОПЕРАЦИОННОГО ОТДЕЛЕНИЯ
ГЕРМАНСКОГО ВОСТОЧНОГО ФРОНТА О ПОЛОЖЕНИИ ДЕЛ НА УКРАИНЕ В МАРТЕ 1918 ГОДА.
Ко времени вступления немецких войск на Украину там царил полный хаос. При занятии Киева большевиками значительная часть украинских войск заявила о своем нейтралитете. И когда оставшиеся верными правительству войска были разбиты, то Рада и министры бежали в Житомир. Однако в Житомире отказались принять Раду и члены ее разъехались в разные стороны. В отдельных местностях некоторые украинские части еще держались, но они не поддерживали связей друг с другом, и можно сказать, что Рада к моменту подписания мирного договора фактически не имела ни власти, ни сторонников в стране.
Внутреннее положение Украины более всего напоминает состояние Мексики после падения Хуэрты. В стране нет никакой центральной власти, захватывающей более или менее значительную территорию. Вся страна разделена на целый ряд отдельных областей, ограничивающихся пределами уезда, города, а иногда даже отдельными селами и деревнями. Власть в таких областях принадлежит различным партиям, а также и Отдельным политическим авантюристам, разбойникам и диктаторам. Можно встретить деревни, опоясанные окопами и ведущие друг с другом войну из-за помещичьей земли. Отдельные атаманы властвуют в областях, подчинения которых они добиваются с помощью своих приближенных и наемников. В их распоряжении находятся пулеметы, орудия и бронированные автомобили; как и вообще много оружия растаскано населением.
Нельзя сказать, что большевики опираются лишь на оставшиеся в Украине русские войска и на пришедшие из Великороссии банды; они имеют и много сторонников на Украине. Все рабочие настроены большевистски, как и значительная часть демобилизованных солдат. Трудно установить, каково отношение крестьян к большевикам. В тех деревнях, в которых побывали большевистские банды, где они грабили и реквизировали, крестьяне настроены антибольшевистски. Но в других местах, по-видимому, большевистская пропаганда имела успех и среди крестьян.
Главный интерес крестьян сосредоточен на вопросе о наделении землей; они пойдут за Радой, если она не откажется от распределения помещичьей земли между крестьянами. Но если Рада что-либо изменит в 3-м и 4-м Универсале, в которых провозглашается безвозмездное отчуждение земли в пользу крестьян, то крестьяне пойдут за большевиками. И хотя большевики из-за своего террора во многих местах очень быстро лишились власти, все же их лозунг: «Бери, все твое» слишком заманчив, чтобы снова и снова не оказывать своего соблазнительного влияния на народные массы.
Украинская самостийность, на которую опирается Рада, имеет в стране чрезвычайно слабые корни. Главным ее защитником является небольшая группа политических идеалистов.
В народе часто можно встретить полное отсутствие интереса к национальной самобытности. С другой стороны, и украинцы не являются сплоченной политической группой, но делятся на различные социалистические течения. Рада, власть которой усиливается со времени прихода немцев с каждым днем, все же опирается теперь, как, по всей вероятности, еще долго и в будущем, на немецкие штыки.
Состоятельные круги населения, интеллигенция и офицеры относятся пассивно к смене правительств. Они пойдут со всяким правительством, которое не будет слишком социалистическим и, хотя бы отчасти, будет защищать их интересы.
Евреи были всецело на стороне большевиков, и большинство руководителей большевиков — евреи.
Особую роль играют многочисленные здесь поляки и среди них, прежде всего, представители экспроприированного польского крупного землевладения. Они пытаются завязать сношения с немецкими штабами и офицерами и ведут травлю против Рады.
Среди военных образований, объявивших о своем политическом нейтралитете, надо упомянуть о самостоятельных воинских частях других народностей, о польских частях и, прежде всего, о чехословацких.
Как ни велика политическая сумятица в стране, все же усталость от войны и революции и потребность в покое и порядке во всех слоях населения чрезвычайно велика. Можно сказать, что всякое правительство, которое будет в известной мере опираться на большинство народа и будет в состоянии обеспечить покой и порядок, сможет укрепиться.
Нынешнее правительство Рады развивает, опираясь на немецкие войска, чрезвычайную деятельность. Но при различии, а отчасти и непримиримости социальных интересов, трудности, которые ему предстоит преодолеть, в высшей степени велики. Еще долгое время будет длиться ожесточеннейшая внутренняя борьба. И главная трудность заключается в том, что народ деморализован революцией и большевистской пропагандой и в корне поколеблены понятия власти и дисциплины.
Украинское войско
Украинское войско — войско наемников; оно состоит из бывших солдат и офицеров, безработных и авантюристов. В основе своей оно совершенно демократично. Чинов никаких нет, есть только должности командующих отдельными воинскими единицами. Простые солдаты получают жалованье в 333 рублей в месяц и, кроме того, пропитание, квартиру и одежду. Семьи их получают пособие. Командующий каждой воинской единицы получает на 15% больше непосредственно ему подчиненных. Власть и авторитет командующего чрезвычайно невелики. Денщиков или прислуги нет даже и у высших офицеров. Военный министр сам себе чистит сапоги. Характерно, что в поезде военного министра австрийские военнопленные исполняют обязанности поваров.
Численность Украинской армии приблизительно равна 2000 человек; армия делится на целый ряд отрядов, отличающихся друг от друга своей формой. В ее распоряжении находится небольшое количество орудий, пулеметов и бронированных автомобилей. Боевая ее сила чрезвычайно мала.
Командующим всеми вооруженными силами является военный министр Жуковский, начальник его штаба — генерал Ожецкий; оба, по-видимому, бывшие офицеры русского Генерального штаба. Кроме них пользуются особой известностью генералы Прессовский и Петлюра. Последний — авантюрист, пользующийся большой популярностью.
Смена руководителей военного и гражданского управления чрезвычайно часта. Насколько согласована работа военных и гражданских властей и насколько она затруднена взаимными интригами, трудно сказать. По-видимому, идет ожесточенная, скрытая борьба за власть. При моем отъезде из Киева говорили, что генерал Петлюра вышел в отставку; возможно, что его большая популярность, ярко проявившаяся во время вступления украинских войск, показалась опасной военному министру.
Сам Жуковский производит впечатление энергичного человека, знающего, что он хочет. В настоящее время он чрезвычайно напряженно работает над тем, чтобы держать армию в своих руках. Он хочет постепенно приучить войска к дисциплине, и, кроме того, по его плану в ряды армии должны быть призваны новобранцы за один год.
Украинское войско носит пока русскую форму, отличительным его знаком является голубая или желто-голубая повязка на левой руке. Фантастическим не то казацким, не то татарским головным убором вроде длинных цветных колпаков и т. п. стараются придать войску национальный характер и этим повлиять на моральное состояние и на национальное чувство солдат. Вооружение крайне разнообразно. По примеру всех революционных войск, каждый стремится иметь на себе как можно больше оружия.
Военная оценка
И при дальнейших военных операциях нельзя рассчитывать на серьезную поддержку со стороны украинских войск, но они важны в качестве политической декорации. Война до сих пор была железнодорожной войной; и возможна она была только благодаря благожелательному отношению железнодорожных служащих, относившихся нейтрально к происходившей до сих пор борьбе партий; эти служащие повсюду, куда ни приходили немцы, оказывали им помощь и поддержку, и только благодаря их готовности помочь было возможно функционирование железных дорог. Самым важным; обстоятельством для дальнейшего ведения войны является общая усталость от войны, малая боеспособность большевистских войск и почти сказочный страх, с которым повсюду встречают известие о приближении «германцев». Сохранение этого морального престижа является основой дальнейших успехов.
До сих пор почти не приходилось наталкиваться на организованное вражеское сопротивление. В качестве наиболее дисциплинированных и боеспособных частей проявили себя чехословацкие войска. Возможно, однако, что при перерыве или замедлении дальнейшего продвижения придется натолкнуться на более энергичное сопротивление; больше всего надо опасаться, что вожди большевистского движения найдут время для разрушения всяческих технических сооружений, а также для увоза или уничтожения продовольственных запасов. По моему личному впечатлению, создавшемуся во время моего передвижения с передовыми отрядами в самых разных местах, незначительные воинские отряды при поддержке бронированных поездов или же бронированных автомобилей, сопровождаемых грузовыми автомобилями с пулеметными командами,— могут пройти сотни километров в глубь страны и захватить самые важные технические сооружения, узловые железнодорожные станции, а также продовольственные склады и удержать их до подхода подкреплений. Лично у меня впечатление, что действительно организованные большевистские силы чрезвычайно невелики; так, например, их в Киеве было от 4 до (максимально) 8 тысяч человек, но при помощи террора они господствовали в городе в 600 000 жителей, среди которых было 30 000 офицеров