От Сергей Зыков Ответить на сообщение
К All
Дата 21.11.2006 06:07:14 Найти в дереве
Рубрики Искусство и творчество; Версия для печати

какие люди! еще один дваждый приговоренный к расстрелу (и тоже писатель)

может знает кто, чем обьяснить такое везение?

http://www.tvkultura.ru/news_print.html?id=129704&cid=110

20.11 Чабуа Амирэджиби: «У меня одноименников нет»

18 ноября 2006 года 85 лет отметил грузинский писатель, автор знаменитого романа «Дата Туташхиа» Чабуа Ираклиевич Амирэджиби. Его книги изданы в 30 странах мира. Чабуа Ираклиевич - заслуженный деятель искусств, лауреат Государственной премии СССР и Государственной премии Грузии, лауреат премии Шота Руставели и обладатель многих иностранных литературных наград. Он написал сценарий к художественному фильму «Берега» и снялся в двух лентах – «Когда зацвёл миндаль» и «Путешествие молодого композитора». О своей непростой жизни – преследованиях, арестах, побегах - и пути в литературу Чабуа Амирэджиби расскажет в документальном фильме «Склонен к побегу». Смотрите в эфире телеканала «Культура» 20 ноября в 14:00.

Чабуа Ираклиевич рассказывает:



«Я родился в 1921 году в Тбилиси в семье очень древних аристократов. Отец был очень известным адвокатом. Его расстреляли в 1937 году, мать была репрессирована дважды. Я ещё был ребёнком, когда за обедом мы садились - отец, дед и мать - и вели разговоры о том, кого арестовали, кого расстреляли, кого сослали в Сибирь и так далее. Арестовывали почти ни за что.

Всего я набрал 83 года сроков и 2 расстрела. Один раз 45 суток сидел, другой раз 3 месяца в камере смертников. Мои побеги обернулись против меня. Ни один начальник меня больше 3 месяцев в лагере не держал. Они знали, что 3 месяца недостаточно для подготовки побега, поэтому перебрасывали из одного лагеря в другой. Мне не нравились коммунисты и большевики. Я оказался членом антисоветской повстанческой подпольной организации "Белый Георгий". Вот за это я и сидел, получал разные сроки. Потом сроки добавлялись за побеги из лагерей… Что я могу сказать о людях? Я уважаю умных людей, пуст они даже мои враги, это ничего не значит.

Моя фамилия очень своеобразная – Амирэджиби. Это пост, это личный докладчик царя. И на это место всегда было много претендентов из однофамильцев. Всех обучали в Константинополе, за границей. Кто побеждал в конкурсе, того и назначали, но почему-то выходило так, что больше было из моих прямых предков. Они все были учеными. Один я остался неучем: у меня нет высшего образования. Писал в лагерях что-то, что было больше похоже на тренировку. По возвращении написал рассказ, соседка отпечатала его на машинке. Я пошёл в редакцию журнала "Мнатоби". Вошёл. Там стоял завотделом прозы Арчил Сулакаури, впоследствии очень известный писатель. Я ему сказал: "Кто будет Салакаури?". Он ответил: "Я". Я говорю: "У меня рассказ". – "Положите". Я положил, сверху было написано: "Чабуа Амирэджиби", а потом заголовок. Он глянул и спросил у меня: "Вы какой Чабуа Амирэджиби?". Я говорю: "Такой. У меня одноименников нет". – "Это Вы освободились?". Я говорю: "Да". Он сел и начал читать. Читал, читал, потом вернулся, опять какие-то куски прочёл и сказал: "Садитесь, подождите". Через минут сорок он вернулся с надписью главного редактора: "Напечатать в первом номере". Первая публикация моя была в 1961 году в январском номере. Рассказ привлёк внимание, и я продолжал писать и печататься одновременно. Восстановился в университете, откуда меня забрали. Доучился до 3 курса и бросил, потому что я уже был членом Союза писателей».


(По материалам документального фильма «Склонен к побегу»).

«В действительности все выглядит иначе, чем на самом деле». С.Ежи Лец