От Green Ответить на сообщение
К JGL Ответить по почте
Дата 12.09.2006 18:41:55 Найти в дереве
Рубрики Прочее; ВВС; Загадки; Версия для печати

Re: Вот, вроде,...

Здравствуйте.

Вот ещё фото:


А вот текст:

Источник: Журнал “Чудеса и приключения” №11 ноябрь 2003, с.24-25.

Как ТУ-124 на Неву сел…

В то далёкое августовское ут¬ро 1963 года меня разбудил рёв авиадвигателей: прямо над нашим домом летал на бреющем полёте двухмоторный Ил-14. Встревоженный этими загадочными эволюциями, я вышел на улицу и сразу увидел горожан, бежавших к Неве.
Видно, Ил-14 совершил по¬садку на воду! — подумал я и тоже поспешил к реке.
Каково же было моё удивле¬ние, когда прямо у набережной я увидел покачивающийся на невской волне серебристый ре¬активный лайнер Ту-124!
Когда я пришёл к месту про¬исшествия, пассажиров из са¬лона уже высадили, и они, по¬нуро опустив головы, стояли на берегу большой группой. Вид у них был ужасный. На позеле¬невших от пережитого лицах заметно проступали багровые пятна. Экипаж, напротив, вы¬глядел нормально, и только возбуждённый вид свидетель¬ствовал о пережитой стрессо¬вой ситуации. Самолёт оцепила милиция. Прибыли видные го¬родские и военные чины. Позже на вертолёте прилетело аэропортовское начальство во гла¬ве со знаменитым асом, дваж¬ды Героем Советского Союза Покрышевым. Он, кстати, и ру¬ководил посадкой Ту-124, под¬няв в воздух для наблюдения разбудивший меня Ил-14.
— Стою это я, ожидая трол¬лейбус на остановке на углу Таллиннской улицы и Малоох¬тинской набережной, и вдруг вижу: с неба с нарастающим воем пикирует пассажирский самолёт. Ну, думаю, амба, ко¬нец! Ан нет. У самой воды пи¬лоту удалось выровнять авиа¬лайнер, и он под некоторым уг¬лом вошёл в воду, исчез, а че¬рез 2—3 секунды вынырнул и помчался, как глиссер, по на¬правлению к Финляндскому мосту. Слава Богу, что все жи¬вы остались, — рассказывал один из очевидцев.
Вскоре за пассажирами при¬был автобус, чтобы отвезти всех в аэропорт. Однако боль¬шинство изъявили желание ехать поездом.
Что же произошло с авиа¬лайнером в то утро? Москов¬ский экипаж, руководимый мо¬лодым лётчиком Виктором Мостовым, выполнял обычный рейс Таллинн — Москва. Разо¬гнав самолёт по полосе аэро¬дрома эстонской столицы, Вик¬тор легко поднял его в воздух и начал набор высоты. Он приготовился было выполнить кур¬совой разворот, когда за его спиной протяжно завыла сире¬на: носовое шасси не полно¬стью вошло в гондолу. Попытки бортмеханика устранить де¬фект в воздухе ни к чему не привели. По приказу с земли авиалайнер направился в Ле¬нинград, где экипаж должен был совершить посадку на так называемую аварийную полосу — участок глубоко вспаханной земли. Во избежание взрыва экипажу предложили вырабо¬тать топливо в баках.
Ту-124 летал кругами вокруг огромного города, регулярно сообщая на командно-диспет¬черский пункт Ленинградского аэропорта о положении дел на борту. Погода в тот день была превосходной, и многие пасса¬жиры (а их было 44) недоуме¬вали — почему самолёт кружит над Ленинградом. На восьмом или девятом круге неожиданно остановилась левая турбина. Командиру разрешили спря¬мить курс над городом и идти на посадку. Но когда самолёт стал делать разворот над центром города, остановилась и вторая турбина. Как выяснилось поз¬же, бортовые расходомеры за¬вышали остаток топлива. После остановки двигателей ог¬ромный авиалайнер весом око¬ло 50 тонн клюнул носом и с высоты всего 500 метров стре¬мительно понёсся вниз. Поло¬жение было отчаянным. Веро¬ятность гибели возрастала с каждым мгновением. Но Мос¬товой принял единственно пра¬вильное решение — садиться на Неву.
Сделать это было чрезвы¬чайно сложно. На Неве много мостов, скорость снижения ог¬ромная — около 200 м/сек, да вдобавок — отсутствие запаса высоты и практически закли¬ненное управление. Едва не за¬цепив Большеохтинский мост, самолёт приближался к Неве. К счастью, мост Александра Невского тогда ещё не был по¬строен, и это спасло экипаж.
На полуторакилометровом участке реки между Александро-Невской лаврой и железно¬дорожным Финляндским мос¬том Нева — как широкая взлётная полоса, но и здесь экипаж подстерегала смер¬тельная опасность — много¬численные речные суда и кате¬ра. Как раз в это время буксир тянул за собой плоты. Лишь благодаря чуду Мостовому и его второму пилоту Чечневу совместными усилиями удалось приподнять самолёт на послед¬ний дюйм, после чего он вошёл в воду. Господь хранил Ту-124. Несмотря на то, что удар о воду был так силён, что крылья авиалайнера едва держались на фюзеляже, а не убранные из-за остановки двигателей основные шасси были вырваны, как говорится, с мясом, самолёт сохранил герметичность и пла¬вал в воде как утка, пока реч¬ной катер не отбуксировал его к берегу. Правда, к вечеру он затонул, и его пришлось не¬сколько дней поднимать мощ¬ным портовым краном.
Любопытных было множест¬во, и, хотя фотографировать не разрешали, мне посчастливи¬лось сделать несколько сним¬ков.
Считаю: экипажу — В. Мос¬товому, В. Чечневу, В. Царё¬ву, И. Пермину, В. Смирнову, А. Александровой — повезло трижды: они не упали на город, не врезались в мосты, не столкнулись с буксиром. Иногда думаю: интересно, как сложи¬лась судьба этих людей и где они сейчас, через сорок лет по¬сле виртуозной посадки на воду.
Юрий ТУЙСК

Фотография: Ту-124 на Малоохтинской набережной у Финляндского моста в Ленинграде. Август 1963.