От Jones Ответить на сообщение
К All Ответить по почте
Дата 08.08.2006 14:35:53 Найти в дереве
Рубрики WWII; Локальные конфликты; 1917-1939; Версия для печати

К годовщине вступления СССР в войну против Японии

Здравствуйте!
Писал в прошлом году, но опубликовано не было.

История советско-японских отношений 1941-45 годов уникальна и представляет собой настоящую трагикомедию. Обе стороны, имевшие шанс выйти из страшной пятилетки друзьями, делали выводы и предпринимали действия, исходя из текущей политической обстановки и обстоятельств, складывавшихся на данный момент времени и не заботились о дальней перспективе. Это привело к росту противоречий, многие из которых наши страны не преодолели до сих пор.

Осенью 1939 года, после обидного поражения у Халхин-Гола и подписания Советско-германского договора о ненападении, японские дипломаты начали искать пути для сближения с СССР. В японском руководстве, в конце 30-х годов, не было единства по поводу дальнейшего направления экспансии Империи Восходящего Солнца. Армия считала, что двигаться нужно на север – захватить советское Приморье и Восточную Сибирь. Представители флота настаивали на движении в южном направлении -- их интересовали страны Юго-Восточной Азии. Отношения между армией и флотом можно расценить как враждебные. Противоречия между ними распространялись даже на такие мелочи, как противогазы. Они у армии и флота были разных моделей. Правящая верхушка Японии лавировала между враждебными группировками, примыкая то к одной, то к другой стороне. После Халхин-Гола авторитет армии несколько снизился. К тому же стремительно ухудшались отношения между Японией, Великобританией и США. В этой ситуации японским дипломатам пришлось искать мира с Советским Союзом. Молотов и Сталин, понимавшие, что японцы крайне заинтересованы в улучшении отношений с СССР, поставили вопрос о пакте нейтралитета в зависимость от уступок правительства Страны Восходящего Солнца. Японцам для начала предложили отдать СССР Южный Сахалин и Курильские острова, отторгнуты у России по Портсмутскому договору 1906 г, но затем «смилостивились», отложили территориальный вопрос на неопределенное время. Взамен на пакт о нейтралитете японская сторона должна была всего-навсего убрать с Северного Сахалина свои нефтяную и угольную концессии. Началась торговля. Японцы, со своей стороны, предложили Советскому Союзу выкупить у него север Сахалина, что вызвало поток откровенных насмешек. Кроме того, японцы требовали отказа Советского Союза от помощи Китаю, признания марионеточного государства Манчжоу-Го и больших поставок нефти. Советское правительство, после поражения Японии в Монголии в тот момент не было обеспокоено положением на Дальнем Востоке, и могло себе позволить затягивать переговоры до бесконечности, выторговывая себе все новые и новые выгоды. Торг продолжался до весны 1941 года. К этому времени отношения СССР и Германии серьезно ухудшились и Сталин решил с помощью Японии продемонстрировать лояльность своему западному соседу. Кроме того, перспектива войны с Германией становилась все более очевидной и теперь Советскому Союзу необходимо было иметь юридические гарантии того, что на Дальнем Востоке все будет спокойно. 13 апреля 1941 года в Москве министр иностранных дел Японии Ёсуке Мацуока и народный комиссар иностранных дел СССР Вячеслав Молотов подписали пакт о нейтралитете. Он, в частности, гласил:

Президиум Верховного Совета Союза Советских Социалистических
Республик и Его Величество император Японии, руководимые желанием укрепить мирные и дружественные отношения между обеими странами, решили заключить пакт о нейтралитете, и для этой цели назначили своими уполномоченными:
Президиум Верховного Совета Союза Советских Социалистических Республик:
Вячеслава Михайловича Молотова, Председателя Совета Народных Комиссаров и Народного Комиссара Иностранных дел Союза Советских Социалистических Республик;
Его Величество император Японии:
Иосуке Мацуока, министра иностранных дел, Жюсанми, кавалера ордена Священного сокровища первой степени, и
Иосицугу Татекава, чрезвычайного и полномочного посла в Союзе Советских Социалистических Республик, генерал-лейтенанта, Жюсанми, кавалера ордена Восходящего солнца первой степени и ордена Золотого коршуна четвертой степени, которые, по предъявлении друг другу своих соответственных полномочий, признанных составленными в надлежащей и законной форме, договорились о нижеследующем:
Статья первая
Обе договаривающиеся стороны обязуются поддерживать мирные и дружественные отношения между собой и взаимно уважать территориальную целостность и неприкосновенность другой договаривающейся стороны.
Статья вторая
В случае, если одна из договаривающихся сторон окажется объектом военных действий со стороны одной или нескольких третьих держав, другая договаривающаяся сторона будет соблюдать нейтралитет в продолжение всего конфликта.
Статья третья
Настоящий пакт вступает в силу со дня его ратификации обеими договаривающимися сторонами и сохраняет силу в течение пяти лет. Если ни одна из договаривающихся сторон не денонсирует пакт за год до истечения срока, он будет считаться автоматически продленным на следующие пять лет.
Статья четвертая
Настоящий пакт подлежит ратификации в возможно короткий срок. Обмен ратификационными грамотами должен произойти в Токио также в возможно короткий срок.

В нарушение протокола, Сталин и Молотов лично прибыли на вокзал, чтобы проводить японского министра. Последовала нежная сцена прощания, после чего Сталин подошел к послу германии в СССР графу фон Шуленбургу и сказал: «Мы должны оставаться друзьями и вы должны все для этого сделать». Современный исследователь В. Молодяков, занимающийся историей советско-японских дипломатических отношений, утверждает, что японское правительство ничего не знало о планах Германии напасть в ближайшее время на СССР. Более того, до последнего момента японцы надеялись, что между Рейхом, Италией, Советским Союзом и их страной будет заключен «пакт четырех» и это предотвратит войну Японии с США. Впрочем, в дни подписания договора в Москве Мацуока на этот счет иллюзий уже не питал.

После 22 июня 1941 года все резко изменилось. Зачарованные успехами германского блицкрига, японские политики потребовали немедленного нападения на Советский Союз. Парадоксально, но больше всех на вторжении настаивал не кто иной, как Мацуока. Однако, армия и флот были другого мнения. Они уже приняли решение наносить удар не на север, а на юг: главной целью японской агрессии должна была стать сфера влияния Великобритании и США. 2 июля 1941 года решено было дождаться, когда СССР падет под германскими ударами и в последний момент напасть. Это давало Японии возможность получить максимум выгоды при минимальном приложении сил.

Отношения Японии и СССР с июня 1941 по август 1945 года складывались непросто, но тонкой грани состояния «ни войны, ни мира» так и не перешли. В 1944 году японцы ликвидировали свои концессии на Сахалине. К этому времени практически превратились взаимные провокации на границе, СССР побеждал Германию, а Япония проигрывала войну против США. Еще в конце 1943 года, в Тегеране, Сталин дал обещание Рузвельту и Черчиллю, что после разгрома Германии, Советский Союз вступит в войну с Японией. Однако, до поры, до времени, его позиция по данному вопросу японцам была неизвестна, а попытки прозондировать почву ничего не давали, так как советские дипломаты вели себя крайне уклончиво.

5 апреля 1945 года, когда соединения Красной Армии готовили штурм Берлина, а иллюзии об исходе войны питали разве в бункере под Имперской канцелярией, грянул гром среди ясного неба: «Заявление советского правительства о денонсации Пакта о нейтралитете с Японией от 5 апреля 1945 г.
Пакт о нейтралитете между Советским Союзом и Японией был заключен 13 апреля 1941 года, т.е. до нападения Германии на СССР и до возникновения войны между Японией, с одной стороны, и Англией и Соединенными Штатами Америки, с другой.
C того времени обстановка изменилась в корне. Германия напала на СССР, а Япония, союзница Германии, помогает последней в ее войне против СССР. Кроме того, Япония воюет с США и Англией, которые являются союзниками Советского Союза.
При таком положении Пакт о нейтралитете между Японией и СССР потерял смысл, и продление этого Пакта стало невозможным.
В силу сказанного выше и в соответствии со статьей 3 упомянутого Пакта, предусматривающей право денонсации за один год до истечения пятилетнего срока действия Пакта, Советское правительство настоящим заявляет правительству Японии о своем желании денонсировать Пакт от 13 апреля 1941 года».

В тот же день Молотов принял японского посла Сато: «Сато замечает, что <...> японское правительство придерживается той точки зрения, что если одна из сторон денонсирует договор за год до истечения его срока, то Пакт все же будет существовать еще один год, несмотря на денонсацию... японское правительство всегда считало, что Пакт остается в силе еще в течение года. Сато говорит, что хотел бы избежать ошибочных выводов и поэтому был бы признателен Молотову за разъяснения.
Молотов отвечает, что здесь есть какое-то недоразумение.
Молотов говорит, что позиция Советского Правительства в этом вопросе выражена в его сегодняшнем заявлении и зачитывает следующий раздел заявления: «в силу сказанного выше и в соответствии со статьей 3-й упомянутого Пакта, предусматривающей право денонсации за один год до истечения пятилетнего срока действия Пакта, Советское Правительство настоящим заявляет Правительству Японии о своем желании денонсировать Пакт от 13 апреля 1941 года». Молотов поясняет, что по истечении пятилетнего срока действия договора советско-японские отношения, очевидно, вернутся к положению, которое было до заключения пакта.
Сато отвечает, что если это так, то японское правительство согласно с этим толкованием..» Таким образом, Молотов признал, что советско-японский пакт будет действовать до апреля 1946 года. В течение весны и летом 1945 года японская сторона пыталась привлечь СССР в качестве посредника на переговорах о «красивом» выходе из войны, но все уже было решено: 9 августа Советский Союз объявил Японии, отказавшейся от безоговорочной капитуляции перед Союзниками войну. В скоротечной военной операции миллионная Квантунская армия была просто сметена. Стоит признать, что Советский Союз нарушил пакт о ненападении, вступив в войну в последний момент. Это стало окончательным доводом, и 14-15 августа Япония капитулировала. Вероятно, пакт Молотова и Мацуока в любом случае ждала та же судьба, что и многие другие дипломатические документы 20-х 30-х годов. Их заключали тогда, когда это было выгодно, но ситуация менялась и их отбрасывали в сторону, как ненужную бумажку. К сожалению, последствиями таких жестов была смерть сотен тысяч ни в чем не повинных людей.


Джоунз