Забыты важные источники по теме.
>Про "бегство" на дачу нам известно из двух основных источников - из воспоминаний Никиты Сергеевича Хрущёва, где он пересказывает слова Берия, и из воспоминаний Анастаса Ивановича Микояна
Забыта еще пара важных источников по теме. Речь идёт о т.н. "закрытом докладе" Хрущева на ХХ съезде и подготовительных материалах к нему.
На съезде говорилось следующее:
"...После первых тяжелых неудач и поражений на фронтах Сталин считал, что наступил конец. В одной из бесед в эти дни он заявил: - То, что создал Ленин, все это мы безвозвратно растеряли. После этого он долгое время фактически не руководил военными операциями и вообще не приступал к делам и вернулся к руководству только тогда, когда к нему пришли некоторые члены Политбюро и сказали, что нужно безотлагательно принимать такие-то меры для того, чтобы поправить положение дел на фронте.
Таким образом, грозная опасность, которая нависла над нашей Родиной в первый период войны, явилась во многом результатом порочных методов руководства страной и партией со стороны самого Сталина".
А в более раннем варианте хрущевских "диктовок" читаем:
"Если говорить правду о Сталине, то в первые дни войны он сам заявил о том, что все потеряно, все разгромлено и что “Ленин создал государство, а мы его ...”. И ушел. Он не руководил войной, а вернулся только тогда, когда на него нажали, когда пришли и сказали, что нужно то-то и то-то сделать".
Теперь мы можем проследить "эволюцию" рассказа про прострацию, к которой ради красного словца добавляются различные драматические подробности.
Значение же съездовских материалов очевидно: несмотря на декларированную секретность, "закрытый доклад" был известен почти всем в стране, ибо его читки устраивались на партийных и комсомольских собраниях. Все появившиеся затем воспоминания были очевидным образом "загрязнены" этим источником.
Поэтому, например, мемуары Микояна, вообще говоря, нельзя считать ни независимым, ни "более точным" источником. Причем именно у Микояна можно найти примеры такой мемуаристической "индукции" (самый яркий -- это рассказ про обсуждение на ПБ в мае 1937 никогда не существовавшего "послания Бенеша" о Тухачевском).
Вот и решайте сами: кому и чему верить в рассказах про "прострацию"...
bvl