От Андрей Платонов Ответить на сообщение
К All Ответить по почте
Дата 04.07.2006 03:17:25 Найти в дереве
Рубрики Прочее; Современность; Политек; Версия для печати

Кто старое помянет... или Ракеты как отвлекающий маневр

Кто старое помянет... или Ракеты как отвлекающий маневр

03 июля 2006 | 15:13
Алексей Сахно
По материалам: Financial Times, NEWSru, ProUA, The Times, Зеркало Недели, Интерфакс-Украина, Коммерсантъ-Украина, Компромат.Ru, Корреспондент, Центр миру, конверсії та зовнішньої політики України


Похоже, изобретательность российских чиновников в способах дискредитации Украины на международной арене истощается. После того, как мировое сообщество как минимум морально поддержало нашу страну во время газового кризиса, а также осудило развязанные Россией торговые войны, Кремль решил реанимировать оружейную тематику. И не придумал ничего лучше как припомнить скандал с контрабандой крылатых ракет Х-55 из Украины в Китай и Иран пятилетней давности. Эксперты считают, что эти заявления носят политический характер и, более того, недвусмысленно намекают, что и у России рыльце в пушку.

Помните, они и "Кольчуги" продавали...

Напомним: на прошлой неделе министр обороны Российской Федерации Сергей Иванов обвинил Украину в нарушении режима по контролю за ракетными технологиями (РККТ), участником которого является наша страна. "Украинская фирма "Прогресс", которая является дочерним предприятием "Укрспецэкспорта", в 2000 и 2001 годах поставила шесть крылатых ракет Х-55 в Китай и еще шесть таких же ракет - в Иран", - заявил Иванов. Вместе с тем, "компетентный источник в украинских спецслужбах" через несколько часов после утверждений российского чиновника сообщил "Интерфаксу-Украина", что то, о чем говорил Иванов - "давно раскрытое дело". Кто не в курсе - это дело уже становилось предметом пристального внимания отечественной и зарубежной прессы в марте-апреле прошлого года. Тогда даже Виктор Ющенко "с горечью" признал факт незаконной продажи крылатых ракет. С другой стороны, и тогда, и сейчас Иран утверждает, что никаких ракет у нас он не приобретал.

Еще в 2004 году СБУ выявила и пресекла деятельность международной преступной группы торговцев оружием на территории Украины, в которую входили граждане России, Украины и Австралии. Было установлено, что эти лица под видом вывоза из Украины в Россию осуществили в 2000-2001 годах поставки 12-ти крылатых ракет типа Х-55 в Китай и Иран. В частности, в начале 2000 года граждане России с использованием поддельных документов при содействии гражданина Украины осуществили контрабанду шести ракет Х-55СМ в Китай. После их вывоза украинской стороне был предоставлен поддельный сертификат доставки ракет в Российскую Федерацию. В мае-июне 2001 года граждане Украины и Австралии, используя такие же фиктивные документы от имени государственной компании "Росвооружение" осуществили незаконный вывоз в Иран еще шести ракет Х-55 и комплекта наземного оборудования для их проверки КНО-120. Вывезенные из Украины ракеты боеголовок не имели; срок их годности закончился еще в 1995 году; а их использование по боевому назначению, с учетом особенностей технических элементов, возможно только со специальных самолетов, которых ни у Китая, ни у Ирана не было и нет.

Казалось бы, все ясно: произошла банальная контрабанда, а не незаконные "поставки" или "продажа" ракет, как это трактуют россияне. Но последние заявления Сергея Иванова показали, что Кремль до сих пор в это не верит и считает Украину единственной страной, которая нарушает РККТ. Украинская сторона это категорически отрицает и обратилась в МИД РФ относительно "разъяснения причин, которые побудили ее публично заявить о, якобы, нарушении требований Украиной Режима контроля за ракетными технологиями". А пока россияне официальных объяснений не предоставили, обозреватели гадают, что же на самом деле побудило Минобороны РФ снова залезть в чужое грязное белье.

По мнению экспертов Центра исследований армии, конверсии и разоружения (ЦИАКР), обвинение Россией Украины в нарушении международных договоренностей в сфере экспорта ракет и ракетных технологий носит преимущественно политический характер. Как считают аналитики ЦИАКР, имеет место желание Российской Федерации "уколоть" Украину, необоснованно поставить ее в ряд со странами, которые сознательно занимаются контрабандой ракетными технологиями и ухудшить ее международный имидж. Руководитель пресс-службы МИД Украины Василий Филипчук был даже более конкретен в своих комментариях: обвинения, звучащие в России в адрес официального Киева в контрабанде крылатых ракет, выглядят ни чем иным, как сознательным стремлением "создать атмосферу подозрительности и недоверия к Украине, прежде всего, накануне встречи "большой восьмерки" на территории Российской Федерации". По словам эксперта Центра исследований армии конверсии и разоружения Сергея Згуреца, перед саммитом стран "большой восьмерки", который будет посвящен проблеме нераспространения оружия массового поражения, Россия, нападая на Украину, пытается позиционировать себя "куратора на постсоветском пространстве в области контроля над вооружениями". Одновременно оружейная тематика будет использоваться руководством России на саммите G8 для того, чтобы отвлечь внимание мировых лидеров от состояния демократии в России, считает западная пресса. Правда, СМИ имеют ввиду в основном иранскую ядерную проблематику; но, очевидно, Украина со своими ракетами вполне может пригодиться как своеобразная "нагрузка" к основному лейтмотиву. Действительно, кто же лучше подходит на роль дополнительного (к Ирану) козла отпущения как не Украина?! Помните, она же и "Кольчуги" в Ирак продавала...

Как аукнется, так и откликнется

Делая свои "сенсационные" и "обличающие" заявления, Сергей Иванов вряд ли думал о том, что они могут бумерангом ударить по самой России. Эксперты ЦИАКР говорят, что если обвинение Украины действительно базируется на случае с ракетами Х-55, то явно имеет место передергивание фактов. "Обвинять Украину в том, что она сама выявила деятельность международной преступной группировки, провела расследование и открыто об этом заявила на весь мир, по крайней мере, нелогично", - говорят в ЦИАКР. "Более того, преступная группировка состояла из граждан России, Австралии и Украины, а вывоз ракет осуществлялся по поддельному сертификату доставки ракет в Российскую Федерацию. Поэтому, еще не известно кто кого должен обвинять", - считают эксперты. "Украина в случае с расследованием контрабанды ракет Х-55 в Китай и Иран показала себя как цивилизованный игрок мирового рынка вооружений, который соблюдает все требования международных договоренностей и действует в сфере нераспространения ракет и ракетных технологий открыто и прозрачно", - подчеркнули в ЦИАКР.

Здесь выплывает еще одна, пока деликатно умалчиваемая, тайна следствия. Точнее вопрос: Какова степень ответственности за поставки стратегического оружия российских спецслужб и российского политического руководства? Эта щекотливая и скандальная тема в 2004-2005 годах не рассматривалась даже официально. Однако "Зеркало недели" уже тогда писало о том, что продажа ракет могла быть организована только по заказу российских спецслужб. Тем более, что дружба России с Китаем и Ираном против Америки - объективная реальность международной политики последних лет. В пользу этого предположения приводились весомые аргументы.

Первое - Москве крайне рискованно было бы осуществлять поставки систем Х-55 легально. США предприняли бы все дипломатические меры для срыва этого контракта. Второе - равноправное место в посреднической цепочке занимали российские бизнесмены. Третье - Х-55 - это не винтовка Мосина, ее на базаре не продашь, покупателем тут может быть только государство, а не физическое лицо. Четвертое и самое главное - покупать у Украины ракеты Х-55 для китайцев и иранцев абсолютно бессмысленно. Дело в том, что использовать ракеты, даже в учебных целях либо для промышленного копирования, невозможно без комплекса технической документации и специального оборудования. Без программного обеспечения и инструкций Х-55 превращается в груду бесполезного хлама. Эта система представляла бы интерес только при наличии технической поддержки, которую в данном случае могут оказать только российские специалисты. Вывод очевиден - ни Китаю, ни Ирану не было смысла закупать крылатые ракеты в Украине.

И последняя деталь. Согласно данным украинского следствия, государственная компания "Росвооружение" ненадлежащим образом проводила финансовые расчеты по контракту с Украиной на поставку Х-55. Почему-то российская сторона производила расчеты не с официальных счетов "Росвооружения", а через оффшорные компании, что является грубым нарушением. Более того, россияне не проявили никакого интереса к судьбе пропавших ракет. Они не послали ни одного официального запроса. Словно 12 стратегических ракет - пустяки, дело житейское. По формальной логике, пропавшие ракеты украинскими не являлись. Поскольку сразу после взлета транспорта, согласно накладным, ракеты становились собственностью российской стороны! Кстати, самолет для перевозки ракет был зафрахтован также россиянами в дубайском филиале казахской авиакомпании GST AERO. Получается, что Х-55 в Иран привезли вовсе не украинцы...

PS Единственной ниточкой, которой можно было бы привязать Украину как государство к "поставкам" крылатых ракет в Китай и Иран, являлся гендиректор "Укрспецэкспорта" Валерий Малев. В 2001 году народный депутат Григорий Омельченко утверждал, что Малеву было известно, что ракеты вывозились не в Россию, а в другие страны и что для этого использовались фиктивные документы. Но в 2002 году Малев погиб в автокатастрофе, которую многие до сих пор отказываются признавать обычным ДТП. Так и тянет сказать: не пойман - не вор; но в нашем случае справедливее другое: кто старое помянет, тому глаз долой.

PPS Очевидно, что заявления Сергея Иванова - отвлекающий маневр, призванный сместить акценты готовящихся к рассмотрению вопросов на предстоящем саммите "большой восьмерки". В такой ситуации украинские спецслужбы должны привлечь к повторному или дальнейшему расследованию "ракетогейта" своих российских коллег, чтобы закрыть этот вопрос раз и навсегда. Хотя бы с целью предотвратить использование Россией "белых пятен" украинской оружейной торговли как объекта собственной внешней политики.

http://www.podrobnosti.ua/analytics/2006/07/03/326619.html