От eugend Ответить на сообщение
К eugend Ответить по почте
Дата 17.06.2006 08:55:58 Найти в дереве
Рубрики WWII; 1941; Версия для печати

2 Алекс Антонов

Алекс Антонов

>>Ув. NetReader - или я вас не очень понимаю, или Вы меня.

>>Кас первого пункта - я честно говоря, не очень понимаю, что хотите сказать Вы - что РККА была больше моторизована, чем французская армия? (При том, что в СССР в 1940 году было произведено 145 тыс. автомобилей, а во Франции уже в 1929 году проивзодилось по 300 тыс. автомобилей в год).

> А почему сравнивается французское автопроизводство в 1929-м году с советским в 1940-м? Почему скажем не с советским в 1939-м, когда в СССР было произведено свыше 200 тысяч автомобилей? :-)

199 тыс. – это все-таки не более 200 тыс. – а уже в следующем году – 145 тыс., и мы на такие объемы вышли только к концу 30-х, а французы производили автомашины в таком количестве стабильно с начала 20-х.

> Да, отмечу что производившиеся в 30-е в СССР автомобили, были в подовляющем большинстве своем грузовики, а во Франции... правильно легковушки.

Разумеется – но производимые в СССР грузовики – это в подавляющей массе своей полуторки, а существенная часть французских грузовиков – это трехтонные автомобили. И общее количество грузовиков французских, произведенных за 20-30е годы (пусть даже в объемах в 20-30% от 200 тыс. (1929 год – 300 тыс.) ежегодно), все же будет вполне сравнимо с количеством произведенных в СССР грузовиков, процентов восемьдесят от миллиона с копейками советских машин (за третью пятилетку, когда реально только начал работать советский автопром - всего было произведено 570 тыс. машин, добавьте сюда 38-39 года по 200 тыс. машин и 1940 год – 145 тыс.)

>>И в подтверждение факта моторизации Красной армии Вы приводите тот факт, что РККА вынуждена была укомплектовывать войска сельскохозяйственными тракторами, как ее преимущество?

> Производство тракторов в СССР:

>1929 год - 35 тысяч
>1930 год - 72 тысяч
>1931 год - 125 тысяч
> 1932 год - 148 тысяч
> 1933 год - 204 тысяч

> Не желаете ли сравнить с французским?

Итого 646 тыс. только за первую пятилетку – если учесть, что производство тракторов шло по нарастающей до 1939го года – то у нас к 1940-40-му году должно было получиться 1,5-2 млн. тракторов.

Так что – сравнивать не желаю. Поскольку Вы малость напутали с цифрами – и похоже взяли цифры нарастающим итогом.

Вот немножко цифр из БСЭ:
«Первые специализированные тракторные заводы — Сталинградский (ныне Волгоградский тракторный завод) и Харьковский тракторный завод, выпускали колёсные тракторы марки СТЗ-ХТЗ. Производство тяжёлых гусеничных тракторов (С-60) начато на Челябинском тракторном заводе в 1933. На нём же освоен выпуск (1936) гусеничных тракторов с дизельным двигателем (С-65). Перевод в 1937 Сталинградского и Харьковского заводов на производство гусеничных СХТЗ-НАТИ вывел СССР (1948) на 1-е место в мире по выпуску гусеничных тракторов. В 1-й пятилетке (1929—32) произведено 100,4 тыс. тракторов, во 2-й (1933—37) — 444,1 тыс. шт.»

Возможно – здесь речь идет только о гусеничных тракторах, но тем не менее эти цифры несколько больше бьются с другими – например с наличием тракторов в 1940-м году в сельском хозяйстве 531 тыс., в армии около 40 тыс. к лету 41-м году – вряд ли в остальном народном хозяйстве у нас числилось миллион-полтора тракторов.

Не бьются эти цифры и с цифрами из объяснительной записки отдела машиностроения Госплана СССР к итогам второй и планам третьей пятилеток по машиностроению (не ранее 30 января 1937 года).

«План выпуска автомобилей на 1937 год установлен в 220 тыс. штук вместо 200 тыс. штук по второму пятилетнему плану; всего за 5 лет будет выпущено 575,3 тыс. автомобилей вместо 571 тыс. штук по пятилетнему плану….
Производство трактров за пять лет составляет 10,4 млн. л.с. вместо 9,3 млн. л.с. по второму пятилетнему плану. Выпуск тракторов в 1936-37 гг идет на уровне 2,6 млн. л.с. – выше задания второго пятилетнего плана на последний год пятилетки. Доля гусеничных тракторов (по мощности) составит в 1937 г. 86,7% всего выпуска вместо 74,4% намеченных на этот год вторым пятилетним планом.»

10 млн. л.с. при средней мощности 50 л.с. (были трактора и по 35 л.с., были и по 100) – это уже около 200 тыс. машин, никак не 646 тыс.

>>В отличие от французской армии, которая предпочитала (и могла себе это позволить) оснащать свою армию специальными армейскими гусеничными тягачами? Причем не напрягаясь и не снижая производства гражданской промышленности

> К слову говоря пресловутые французские арттягачи в большинстве своем были невооруженным аналогом отечественной танкетки Т-27 (корни то одни), максимум для чего они были пригодны, таскать легкие противотанковые пушки, всякие там 25 мм Гочкисы. Смысла от такой мехтяги в пехотных дивизиях было мало.

Разумеется, аналог наших Комсомольцев.

Плюс еще несколько тысяч полугусеничных Ситроенов, и Сомуа, несколько сотен гусеничных Лорренов и три тысячи полугусеничных лорреновских «Уников».

>>– в то время как СССР, начав с 1937 года производить относительно массово (2-3 тыс. в год) гусеничные тягачи для армии и переходя в 1940-м году на более сложные образцы бронетанковой техники с сокращением общего количества танков – был вынужден с 1936-37 гг. к 1940-му году вчетверо сократить производство тракторов (со 113 до 31 тыс. штук в год)

> Затоварились просто этими тракторами.

С чего бы это? Или вы про 200 тыс. тракторо, произведенных в 1933-м году?
А также затоварились комбайнами и прочей сельхозтехникой? Автомобилями – также сократив их производство?

>> Вы действительно считаете – что Франция, заказав – и произведя реально – в 1939 году 450 тяжелых танков, 3300 легких и 10672 гусеничных тягача и бронетранспортера, повторюсь, без напряга для производства гражданской промышленности – имела более слабую промышленную базу, чем СССР, который произвел в 1939 году 138 тяжелых и средних и 2896 легких танков, а также 3-4 тыс. других единиц армейской гусеничной техники (сократив при это производство с/х техники по разным ее видам в 3-8 раз)?

> Именно так. Французские цифры 1939-го - результат мобилизации промышленности, так что стоит сравнивать их с советскими цифрами 1941-го (изрядно подпорченными к слову эвакуацией).

С чего это французские цифры 39-го года надо сравнивать с советскими 41-го? А не с советским 40-м?
Или французского 40-го с советским 41-м?

При этом сравнить размеры французской армии, а также снижение гражданского производства у нас и у них?

>>Если вы хотите сравнить следующий год – давайте и здесь посмотрим – в 1940-м году РККА получила 371 тяжелый и средний танк и 2422 легких – во Франции в производстве находилось 5600 транспортеров, 4600 легких и 1264 тяжелых танка – это без гусеничных транспортеров.

> Сравнивайте с советским 1942-м годом (цифры которого опять же изрядно подпорчены потерей промощностей и эвакуацией).

Почему не с советским сорок первым?
Кстати, если Вам так интересно сравнить с 42-м годом, то вот например производство автомобилей в СССР со 145 тыс. в 1940-м году сократилось к 1942-му до 35 тыс., тракторов – с 31 тыс. штук до 3,5 (и до 1,1 тыс. штук в 43-м году)


>>Во избежание такого непонимания я постараюсь объяснить – что имел в виду я:
>>СССР имел гораздо меньшие возможности в области промышленного производства, чем европейские страны. Еще в 1925 году он имел не больше 20 тыс. автомобилей (причем устаревших), практически никакого автопрома, притом, что та же Германия только за 2 года, с 1923 по 1925-й нарастила автомобильных парк на 70 тыс. легковых и 30 тыс. грузовых автомобилей, на 100 тыс. мотоциклов, та же Франция за год производила по 250-300 тыс. автомашин – чего мы не достигли и ко времени войны (1940 год – 145 тыс. автомобилей в год)

> Странно почему Вы не привлекли еще и показатели 1913-го года. :-) С СССР после 25-го года случилась такая вещь как индустиализация (темпы которой были небывалыми в мировой истории), и можете заглянуть в БСЭ, там Вы в словарной статье "индустриализация" сможете прочесть что:

> "...В 1940 валовая продукция промышленности СССР возросла по сравнению с 1928 в 6,5 раза, в том числе производство средств производства (группа "А") в 10 раз. Промышленность стала преобладающей отраслью народного хозяйства. В несколько раз увеличился удельный вес машиностроения. В 1937 свыше 80% всей промышленной продукции было получено с новых предприятий. По объёму промышленной продукции СССР в 1937 вышел на 1-е место в Европе и 2-е в мире. Из страны аграрной СССР превратился в индустриальную державу, обладающую мощной промышленностью, независимую от капиталистических стран."

Итого немножко притормозим и не будем торопиться, ладно?
На начало двадцатых индустриализации еще не случилась и выглядели мы совсем по другому, не так ли?
И всего того, про что Вы написали, мы вынуждены были достигать почти что с нуля, не имея кадров, опыта, времени. Если те же французы могли в 1930-м году легко склепать 200 тыс. автомобилей и при желании 3-4-5 тыс. танков, то мы нет, пытаясь в том же 1931-м году склепать 500 танков Т-26, получили на выходе только 120, и из тех боеспособными 88 штук.

>> Мы до начала 30-х годов практически не имели танковой промышленности, опыта конструирования и производства танков – и эрзацев такой промышленности – и в результате должны были производить по 2-3 тыс. танков в год, чтобы хоть как-то научиться производить их в массовом количестве, начиная с примитивных танкеток Т-27, когда выдав на 1931 год первый заказ на 500 танков Т-26, уже в феврале скорректировали его до 300, а реально в конце года получили только 120, из которых – после долгих проволочек – были приняты лишь 88 штук. Когда к середине 1932 года мы имели еще 241 танк Т-26, при этом только при получении продукции от смежников процент брака составлял 70-88%, а по корпусам – 34-41%. По сути, только с середины 30-х мы начали получать более-менее нормальные танки Т-26 и БТ.

> А французы продолжали клепать аналоги танкеток Т-27 (в роли тягачей и бронетранспортеров) и в 1940-и году.

А также например, Лоррены. А также вполне неплохие танки.

> Так Вы экономические возможности промышленности СССР и Франции все же на какой год пытаетесь сравнить, на 1931-й, или на 1940-й?

И на тот и на другой – если Вы не смогли заметить.
Где мы были в 31-м году – и где в 40-м – и то лишь сравнялись с французами.