От С.Алексеев Ответить на сообщение
К Нумер Ответить по почте
Дата 21.05.2006 09:43:15 Найти в дереве
Рубрики WWI; ВВС; Версия для печати

Ху из С-16, или что с ним было не так

Вот, решил рассказать свою (т.е. единственно правильную :-) версию истории этого самолета.
У меня нет последней книги Кондратьева, и я не знаю, что он там понаписал, поэтому часть из изложенного ниже Вам уже может быть известна, но тем не менее...


История самолета началась в сентябре 1914 г, когда флот затребовал у Сикорского новый тренировочный самолет для замены его ранних машин. Проект был закончен в октябре, строить первые 3 экземпляра начали в ноябре.

Самолет был типичным полутораместным скаутом. На западе эту концепцию уже признали устаревшей для боевых самолетов, но для фронта он и не планировался, так что с этим все ОК.

Первый экземпляр построили в январе 1915 г, но к испытаниям приступили не ранее конца февраля (типа, снег на аэродроме, а расчистить его, или заменить колеса на лыжи карма не позволила).

В марте решили, что моряки обойдутся без С-16, и все три самолета отправили в ЭВК, где они сначала стояли без двигателей, затем дорабатывались и испытывались, а к их эксплуатации приступили только летом.

По летным данным самолеты получился на уровне немецких, французских и английских скаутов 14-15 гг (тех самых, которые стали истребителями).
По результатам войсковых испытаний в августе 1915 г началось серийное производство для нужд ЭВК. Самолет рассматривался как связной, тренировочный и (с конца 1915 г) как истребитель.

С января 1916 г С-16 начали поступать в эскадру, где затем прослужили вплоть до 1919 г.

В марте фронтовая авиация получила первый самолет, вслед за которым последовало еще несколько. Все они были вооружены, и рассматривались исключительно как истребители, но использовались недолго - уже в последних числах апреля вышел приказ, запрещающий полеты. Обоснованием этого шага стал разгромный отчеты 7-го иао (недостаточные скорость и скороподъемность + одна катасрофа).

Теперь о том, что собственно было не так.
Все дело было в том, что "разруха - она в головах":
1) некондиционные двигатели - это, конечно, плохо. Но кто мешал взять французские "Роны", или "Гномы", как это сделали в ЭВК и 33 као? И ТТХ пришли бы в норму.
2) нахрена было летать с наблюдателем? Он там был "не пришей кобыле хвост" (толком ничего не видит, стрелять не может), и лишь еще больше ухудшал летные данные самолета. Тут явно не хватило либо опыта пилотов, либо мозгов у начальства. Французы, например, сразу поняли, что на воздушный бой нужно летать на одноместном самолете, и вуаля: одноместный "Ньюпор"-10 = истребитель, а он же двухместный = разведчик.

Такое впечатление, что в самолете просто не были заинтересованы. Возможно, дело было в том, что летчики изначально хотели получить "Ньюпоры"-10, которые появились в России еще в 1915 г.


Так что нечего на самолет бочку катить. Сам по себе он вовсе не был плохим. Другое дело, что традиционные восторги ("ой первый", "ой отличный", "ой выделялся") не более чем патриотический бред.

В реальности это был средний представитель семейства скаутов, ставших первыми истребителями. Особых достоинств у него не было, но и серьезных недостатков тоже не наблюдалось. В общем, типичный середнячек.
По совокупности своих качеств он был примерно равен монопланам "Фоккер", уступая "Ньюпору"-10.

С новым поколением истребителей ("Ньюпор"-11 и DH-2) его сравнивать, разумеется, бесполезно.