От Dragoon Ответить на сообщение
К All Ответить по почте
Дата 17.02.2006 14:14:24 Найти в дереве
Рубрики ВВС; Версия для печати

Украинский вариант для "беспилотников"

На фоне мировых тенденций применения БЛА Украина выглядит достаточно неуверенно.Невзирая на наличие серьезной авиастроительной конструкторской школы,как гражданской,так и в некоторой степени военной,о БЛА на вооружении Украинской армии говорится более чем скромно.Хотя даже традиционное советское наследство по этой тематике есть:аппараты "Рейс","Стриж",Ту-143,Ту-243.Из этого перечня на вооружении ВС Украины
находятся БЛА "Рейс"(воздушные разведывательные комплексы).Зависимые от типа разведывательных заданий, что решаются,на борту комплекса размещается аэрофотоаппарат ПА-1,телекамера или аппаратура радиационной разведки.Все это создано в 70-80-х
гг.прошлого столетия и сегодня не может удовлетворить обстоятельно разведывательной информацией в реальном масштабе времени с необходимым качеством,как того требуют мировые тенденции.К тому же,предельный срок эксплуатации всех БЛА,что находятся
на вооружении ЗСУ,уже заканчивается.О замене или новых разработках на официальном уровне пока не идет речь. И,наверное,зря.
Потому что в случае традиционно неспешного отношения к стратегическому планированию мы можем не только отстать от других государств,и не использовать возможности собственной промышленности.И в этом контексте идет речь как о потенциале гражданского
авиастроительства,так и о собственных производственных мощностях военного ведомства.На это время украинские конструкторы самостоятельно разрабатывают безпилотники.В Харькове этим занимается КБ "Взлет" - по-видимому,их разработки наиболее известны экспертам. Но в последнее время свой взнос в расширение модельного ряда таких аппаратов вносят и государственные предприятия.
В частности,Чугуевский авиаремонтный завод (ЧАРЗ)МОУ разрабатывает модельный ряд БЛА "Стрепет" и уже имеет определенные результаты.На заводе создан легкий аппарат "Стрепет Л" (взлетная масса 80 кг) и более тяжелый "Стрепет С" (взлетная масса 200 кг).Оба аппарата,через полтора года после начала работ, находятся в стадии летных испытаний."Стрепет Л", радиоуправляемая машина,вообще является одним из наиболее тяжелых БЛА,созданных украинскими специалистами в своем классе.Он же-наилегчайший
и дешевый из "птичьего семейства",который может выполнять управляемые по радио полеты на дальность 250-300 км или же в автоматическом полете пролететь расстояние в 3 тыс. км.По словам заместителя директора ЧАРЗ Владимира Васильченко,"Стрепет Л" может применяться как в военной,так и в гражданской версии. И гражданские специалисты с НАК "Нефтегаз Украина"
уже заинтересовались отечественной разработкой, которая за стоимостью и качеством вполне подходит для мониторинга украинской газотранспортной системы.К тому же,использование БЛА за расходами топлива обходится намного дешевле,чем облеты систем на вертолетах Ми-2. Прототип второй машины -"Стрепет С" недавно поднят в воздух,в текущем месяце планируется его первый
испытательный полет.Сам БЛА,на взгляд разработчиков, предназначен для выполнения специальных заданий, для чего предусматривается установление до 50 кг аппаратуры(или вооружения).С такой нагрузкой машина может летать до 16 часов.В планах ЧАРЗ-улучшение аэродинамики данного аппарата,тем более,что собственными силами завод планирует и модернизацию базовой версии "Стрепета С".Кроме того,в планах предприятия-создание аппарата воздушной мишени-"Стрепет ВМ" и тяжелого БЛА.Но,со слов Васильченко,в это время ЧАРЗу просто не хватает собственных средств(а работы велись только из поступлений от деятельности предприятия)
для окончательного доведения двух БЛА к состоянию рыночного продукта,и деньги нужны по меркам военного производства,небольшие-несколько миллионов долларов. За 3-5 млн дол. завод может довести оба БЛА до уровня комплексов(в стандартный "комплект" входит 3-4 машины, станция слежения и управления,машина для транспортировки,катапульта).Вообще,рынок БЛА только зарождается,но,безусловно,удешевление мониторинга, патрулирование границ,выполнение разведывательных заданий и является главной перспективой их последующего использования.В машине подобного класса должна чувствоваться потребность как у военных,так и у пограничников.По утверждению осведомленных специалистов,базовая стоимость французских комплексов не менее 10 млн евро;израильские "дешевле" - от 5 млн дол. и выше.Стоит ли напоминать,что платежеспособность МО,судя по принятому госбюджету,пока еще не вытягивает ни один из вариантов.Это при том, что и альтернативные собственные разработки пока еще остаются без надлежащего внимания.
http://uamedia.visti.net/
С ув.