От Е. Мясников Ответить на сообщение
К Макс Ответить по почте
Дата 01.08.2000 08:47:07 Найти в дереве
Рубрики Прочее; Современность; Армия; ВВС; Версия для печати

Похоже, что не совсем так

>Здравствуйте!

>>Указом президента РФ освобождены от своих должностей шесть высших
>>офицеров Минобороны
>
>Вчера по НТВ сказали, что речь идет об обычной ротации и что заявления этих генералов лежали у Путина, кажется, с весны.

Ежедневная газета "Коммерсантъ"
Вторник, 01 Августа 2000 г.

В Министерстве обороны началась чистка

Владимир Путин своим указом отстранил от должности шестерых генералов.
Последний раз подобное случалось в июле 1996 года: после увольнения
Павла Грачева Минобороны "зачищали" от его приверженцев. Теперь
готовится почва для смещения нынешнего министра -- маршала Игоря
Сергеева.


Несмотря на то что указ президента, по сведениям Ъ, был подписан еще
25 июля, официально о нем было сообщено лишь вчера поздно вечером.

Самой крупной жертвой президентской "зачистки" стал начальник
вооружения вооруженных сил генерал-полковник Анатолий Ситнов (интервью
с ним -- на стр. 2). Должность начальника вооружения -- одна из
ключевых в армии, в советские времена она приравнивалась к посту
замминистра. Ситнов, занимавший этот пост с 1994 года, пересидел всех
министров обороны новой России. По сути, именно он определял, какое
оружие будет закупать российская армия.

Однако тем же самым в правительстве с прошлого года занимается
вице-премьер Илья Клебанов. С ним Ситнову сработаться не удалось.
Более того, вице-премьер и начальник вооружения отстаивали интересы
разных предприятий, которые конкурируют между собой в производстве
схожих видов продукции. Например, Ситнов считал, что оснащать самолеты
и вертолеты современной авионикой должна компания "Русская авионика",
а Клебанов отдавал предпочтение Раменскому КБ приборостроения. Генерал
поддерживал концерн "Антей" (производитель систем ПВО С-300В), а
вице-премьер возглавил совет управляющих российско-белорусской МФПГ
"Оборонительные системы" (производитель С-300ПМУ). Дошло до того, что
Ситнов предложил расформировать пять правительственных оборонных
агентств, которые напрямую подчиняются Клебанову.

Поводом для отставки Ситнова, по сведениям Ъ, стало его выступление на
коллегии Минобороны 12 июля, когда начальник вооружения резко выступил
против предложений начальника Генштаба Анатолия Квашнина о сокращении
ракетных войск стратегического назначения. Иными словами, Ситнов
поставил на Сергеева, который, как бывший главком РВСН, не смог
смириться с уничтожением родного вида вооруженных сил.

Показательно, что помимо Ситнова были уволены его давний друг и
преемник на посту начальника Главного ракетно-артиллерийского
управления генерал-полковник Николай Караулов, а также пресс-секретарь
Сергеева генерал-майор Анатолий Шаталов. В отставку "по возрасту"
отправлены еще два лояльных министру генерал-полковника: командующий
ПВО сухопутных войск Борис Духов (1937 года рождения) и начальник
войск радиационной, химической и биологической защиты
генерал-полковник Станислав Петров (1939 года рождения). Оба достигли
предельного возраста пребывания на воинской службе генерал-полковников
(60 лет), но, несмотря на это, имели право на продление контрактов до
65 лет. Как утверждают источники Ъ, обо всех этих отставках министр
узнал только после того, как указ уже был подписан. И лишь отставку
начальника Центрального управления материальных ресурсов и
внешнеэкономических связей МО генерал-лейтенанта Александра Зобнина
нельзя назвать направленной против Сергеева: министр и сам не раз
высказывал недовольство показателями реализации высвобождаемого
военного имущества.

Все это резко ослабляет позиции министра в борьбе с начальником
Генштаба Анатолием Квашниным. Теперь он может опираться лишь на родных
ракетчиков -- главкома РВСН Владимира Яковлева и выходцев из ракетных
войск, начальника Главного организационно-мобилизационного управления
(ГОМУ) Генштаба Владислава Путилина и начальника Главного управления
кадров МО Илью Панина. Их пока не тронули.

Примечательно, что в последний раз столь масштабным чисткам Минобороны
подвергалось в 1996 году. Тогда секретарь Совета безопасности
Александр Лебедь сначала добился отставки Павла Грачева, а затем
"пробил" единовременную отставку сразу семи высокопоставленных
сподвижников уволенного министра, обвинив их чуть ли не в организации
очередного ГКЧП для осуществления военного переворота. Тогда, кстати,
единственным генералом, причисленным Лебедем к "гэкачепистам", но не
уволенным, оказался Анатолий Ситнов.

Судя по всему, на этот раз Кремль просто решил пойти другим путем:
сначала выбить из-под министра опору и только после этого решить
вопрос с главой военного ведомства. Готов ли Путин уже сейчас
отправить в отставку министра обороны, станет ясно 11 августа, когда
на заседании Совета безопасности будет рассмотрен предложенный
Генштабом план реформирования российской армии.
МИХАИЛ КОЗЫРЕВ
--------------------------------------------------------------------------------

Уволенный генерал Ситнов это знает

В отличие от большинства других генералов АНАТОЛИЙ СИТНОВ никогда не
боялся открыто высказывать свою позицию по вопросам реформирования
ВПК. В интервью корреспондентам Ъ ИЛЬЕ БУЛАВИНОВУ и МИХАИЛУ КОЗЫРЕВУ
генерал рассказал, сколько денег и какое оружие нужно российской
армии.

-- За что вас отстранили от должности?


-- Я пока еще указа не видел, поэтому говорить что-либо на этот счет
не могу.

-- Однако вы, например, высказывались против проведенной в мае
реорганизации правительственного блока, который занимается ВПК. Тогда
было создано Минпромнауки и оставлены правительственные оборонные
агентства...

-- Да, я считаю, что при наличии Минпромнауки существование агентств
ставит предприятия в двусмысленное положение. Объем оборонного
производства на отдельно взятом предприятии никогда не будет больше
50Ђ60%. Мы не будем уже никогда производить по 3,5 тыс. танков в год.
Военное производство займет 10Ђ20%, а основные объемы придутся на
"гражданку". Существование министерства, которое отвечает за
промышленность в целом, и самостоятельных агентств, которые курируют
военные мощности на тех же предприятиях, вносит полную неразбериху.
Директора не знают, к кому обращаться.

-- Готовится новая программа развития вооружений. Но срок действующей
ныне рассчитан до 2005 года...

-- В августе прошлого года в правительство была представлена концепция
развития вооружения и военной техники до 2015 года. Там были
определены финансово-экономические показатели, которые страна должна
иметь к 2015 году. Когда правительство и президент их утвердят, эти
показатели будут взяты в качестве исходных данных к программе
вооружений до 2010 года. А она должна быть представлена в
правительство в октябре 2000 года. То есть сейчас параллельно идет
работа и над программой, и над концепцией.

По концепции ситуация достаточно напряженная. Как главный держатель
документа, Минобороны не согласно с выделением 1,5 трлн рублей на
военные НИОКР, закупку и модернизацию военной техники. Эта цифра
должна быть больше, поскольку на те средства, которые
предусматриваются, не будет никакого перевооружения. Не будет создано
ничего нового, а то, что находится сейчас в войсках, придет в упадок,
и армия к 2015 году останется с окончательно устаревшим вооружением.
Это в конечном итоге приведет к изменению облика вооруженных сил. Все
сложные технические системы -- космос, стратегия, флот -- придут не
просто в моральный, но и физический упадок.

Что касается программы вооружений и развития военной техники до 2010
года, то мы повторили опыт предыдущей программы и работаем вместе со
всеми силовыми структурами. Минобороны является не главным, а
обобщающим органом. Мы отбалансировали все интересы с силовиками.
Самая главная задача -- сделать так, чтобы вооружение общевойскового
назначения было бы согласовано по калибрам, средствам связи и
гармонизировано по совместимости. Надо переходить на единые боевые
платформы, системы управления, системы автоматизации.

-- 1,5 трлн вам предлагается до 2010 года?

-- Да, до 2010 года. А предыдущую программу вооружений мы начали
пересматривать, потому что начиная с 1996 года по 2000 год
включительно на нее выделено лишь 23% из того, что планировалось.
Программа просто не выполнялась. Кроме того, было решено отработать
программу с учетом тех реальных достижений в области вооружений,
которые продемонстрировали США и в ходе операции "Буря в пустыне", и в
Косово. Они пытаются сейчас уйти в технологический отрыв, и Россия
должна отреагировать адекватным образом.

-- Сколько хотят военные?

-- В принципе нужно было бы 7,5 трлн. Россия обладает соизмеримой с
США системой вооружений, поэтому соизмеримы и затраты на обновление
вооружения и военной техники, на воспроизводство, на создание
соответствующих запасов, на эксплуатацию и поддержание в техническом
состоянии на приемлемом уровнем готовности.

-- А мы что же, так и не отказались от идеи паритета с США? $25 млрд
-- весь госбюджет России, а у США под $300 млрд -- только оборонный...

-- Я просто говорю о том, что система вооружений в России имеет такой
же объем и такие же цели и задачи, как в США. И расходная часть на них
должна быть примерно такой же. С учетом, конечно, российской
специфики. На перспективу мы отрабатываем систему вооружений, которая
должна соответствовать требованиям времени не по количественным, а по
качественным параметрам. Но технический уровень вооруженных сил должен
быть таков, чтобы наша армия не оказалась в патовой ситуации по
отношению к армиям наиболее развитых государств. А то с Россией никто
вообще разговаривать не будет. Тем более у нас есть разработки,
которые во многом определяют облик развития вооружения: это авиация,
зенитно-ракетные комплексы, атомные подводные лодки, многие
радиолокационные системы и системы стрелкового оружия.

-- Идеология предыдущей программы вооружений была такая: до 2005 года
массовых закупок не проводится, средства вкладываются в НИОКР,
создается технический задел. А в 2005Ђ2015 годах происходит массовое
перевооружение...

-- Эту трактовку давал Андрей Кокошин (первый замминистра обороны в
1992Ђ1997 годах.-- Ъ), поскольку он практически не занимался
программой вооружений. Программа вооружений 1996Ђ2005 годов
предусматривала замену 70% образцов вооружений. Речь шла, по сути, о
создании нового поколения вооружений и военной техники и начале
перевооружения основных соединений и частей. Мы никогда не ставили
перед собой задачу: пять лет разрабатываем, а потом пять лет
производим. Так могут говорить люди, которые никогда не занимались
производством. Нельзя, остановив производство, через пять лет начать
производство следующего поколения техники. Теряются кадры, теряются
технологии, теряется все, что обеспечивает качество и развитие.
Поэтому ставилась другая задача: производить основные виды вооружений
и поддерживать эти производства. И она до сих пор осуществляется.

-- А как можно было рассчитывать заменить 70% образцов с теми
деньгами, которые имело Минобороны?

-- Не заменить, а разработать новые образцы. Есть количество
вооружения, и есть система вооружений. Система вооружений -- это
перечень образцов вооружений и техники, обеспечивающих решение боевых
задач. И по этому типажу предусматривалось 70% номенклатуры создать
заново за десять лет. В советское время за десять лет обновлялось
почти 100%. В новой программе ставится еще более скромная задача --
создать типаж основных образцов вооружений и техники на 50%, остальное
отмодернизировать до поколения "четыре плюс".

-- И на это нужно 7,5 трлн?

-- Нет, если поставить перед собой задачу обновить системы вооружения
на 100%, надо 7,5 трлн. Для того чтобы сделать то, что я сказал, нужно
2,5 трлн.

-- Но ведь если поделить на десять лет даже 1,5 трлн, то получается в
год чуть ли не в два раза больше, чем выделяется даже в нынешний
рекордный год!

-- Да, конечно. Но 150 млрд рублей -- это всего $5 млрд. США в 2000
году потратят на научные разработки и закупку военной техники $93
млрд. Каждое новое поколение вооружений стоит на порядок дороже, чем
предыдущее. А если Россия хочет остаться в ряду великих держав, то она
должна иметь свое собственное вооружение. Как только хоть один
компонент вооружения национальной армии попадет в разряд импортных --
боеприпасы, артиллерия, еще что-то,-- ни о каком суверенитете страны
вообще говорить не придется.
--------------------------------------------------------------------------------