Из интервью д-ра ДП МО"Харківський бронетанковий рем.завод"Федосова-оТ-64 и Т-72
Танк,обиженый историей.
Основная проблема харьковских танкоремонтников,что привела к нынешнему состоянию завода,заключается
в том,что предприятие исконно было в основном сориентировано на капитальный ремонт танка Т-64,его узлов и агрегатов.А эта машина,как известно,была не для экспорта.В мире не знают такого танка и часто даже специалисты из зарубежья говорят о нем приблизительно такое:это та машина,которую сделали с Т-72?К сожалению,исторический парадокс заключается в том,что Т-64-детище КБ ім.А.А.Морозова-появился на свет раньше,чем нижнетагильский Т-72.И впервые в отечественном танкостроении на морозовской машине было установлено две коробки передач,автомат заряжания пушки,многослойная броня лобового листа и уникальный
двутактный оппозитный плоский двигатель 5ТДФ,а позже-6ТД.А Т-72-подобие Т-64.Только двигатель туда поставили старого типа- V-подобный,гусеницу от устаревших Т-55 и Т-62.Однако массовое производство Т-72-около сорока тысяч машин-и свободная продажа за границу сделали популярность и славу именно Т-72,а вот его "прародитель" Т-64,который готовился как танк
стратегического прорыва,оказался в роли обиженного историей.
- Когда я проходил службу в ГСВГ,-отметил на этот счет Вадим Федосов,-то приблизительно год имел дело с танками Т-64А,на которых установлен обычный оптический прицел.А затем пришли новые машины-Т-64Б,где стояли лазерные дальномеры,метеостанции и вся система управления огнем была автоматизирована.На первых же стрельбах мы поняли все преимущества нового танка-очень высокая точность ведения огня,без всяких пристрелочных выстрелов.Позже мне выпадало иметь дело и с Т-72,но я однозначно убежден в преимуществе украинского танка перед российским,по боевым характеристиками наша машина ощутимо выше.Так,при равной огневой мощи пушек в конвеере автомата заряжания Т-64 на шесть 125-мм снарядов больше,
чем у Т-72:28 и 22 соответственно.В последние годы я предметно и углублено занимался модернизацией бронетехники,использованием танковых подразделений в современной войне,перечел массу литературы,в том числе немецкой и американской,написал две монографии по этим проблемам.
О силовой установке Т-64 педантичные и скупые на похвалу немцы отзываются очень высоко.Им,безусловно,
льстит тот факт,что гений Морозова и Рязанцева создал такой двигатель,взяв за основу мотор UMO-204,что в конце войны немцы ставили на высотный бомбардировщик "Юнкерс",где он работал как компрессор,создавая дополнительную мощь основным
двигателям самолета.Это был двухтактный,чугунный мотор с чугунными поршнями,где в цилиндрах два поршня двигались навстречу друг другу.Мотор имеет очень высокую удельную мощность при небольших габаритах.А вот V-образный двигатель,что установлен на Т-72, форсированный до предела уже сегодня создает
проблемы при эксплуатации в странах с жарким климатом.Для примера,в Индии.Не так давно в Харькове была делегация из такой же жаркой страны,посетила завод,где делают 6ТД.Многие из инозаказчиков намереваются поставить на российские машины,
которые они приобрели большое количество,украинскую силовую установку на базе 6ТД и 5ТДФ.Мы,кстати,уже начали прорабатывать технологии замены моторов.Сейчас устанавливаем на опытный образец Т-72 отечественный двигатель.
...Но вернемся к ТТХ танка Т-64.
За всю историю СССР именно наш завод и только однажды продал за границу шесть Т-64Б1 в 1992 году. Покупателем значился Марокко.Однако вскоре Т-64 появились на одном из полигонов США,где их в течение полугода "испытывали на прочность и надежность".
Конечно,после таких "экзаменов" американцы,выявив в машине те или другие погрешности,любят покритиковать в специализированной литературе.В этот раз они просто многозначительно промолчали-прицепиться нет до чего, насколько красивая эта машина.
Но выйти с ней на мировой рынок сейчас практически невозможно.Во-первых, она не раскручена рекламой,а во-вторых,сегмент рынка танков в последние годы заметно сужается.Вот яркий тому пример.Если в 1987 году во всем мире было поставлено на вооружение свыше четырех тысяч танков (из них, правда,2903 машины взяла на вооружение советская армия),то в 2003-м лишь 160 танков.Основная проблема танка вообще в том,что, владея могучим вооружением и современной системой управления огнем,имея неплохую броневую и динамическую бронезащиту,он, по существу, слепой:нет в машине ни локаторов,ни ультразвукового,ни лазерного сканера местности,нет магнитометрии,ничего,кроме оптико-механической системы прицеливания,где самым важным
органом,что принимает решение,имеется человек, который доверяет своим глазам.При таких условиях танк выявляет себя раньше,чем он успевает выявить цель. Особенно это касается малозаметных целей,таких как расчет переносного противотанкового комплекса
ПТКРС или гранатометчика.
Сага о мобильной группе
Отвечаем,можно,но при одной условии-выставлять на экспорт не один танк,как таковой,а целый комплекс машин на базе Т-64,так называемую мобильную группу. Потому что опыт ведения боевых действий последнего времени со всей очевидностью показал,что в современном вооруженном конфликте отсутствуют такие понятия,как фронт и тыл.Появилась новая концепция-сплошное поле боя.Теоретически,концептуально в России это понятие об–рунтував военный ученый,профессор Николай Шишкин.Он отработал ее в математической модели и довел,что в условиях отсутствия фронта и тыла,в условиях постоянной готовности к ведению боевых действий на поле боя успешно могут оперировать лишь мобильные группы масштаба рота,батальон,бригада.В современной войне танковые бои подобные прохоровскому,что был под Курском в 1943 году,исключены в принципе,да и столкновение танковых дивизий или корпусов маловероятно,в этом отношении более эффективно применять ядерное оружие.
А вот мобильные группы могут выполнять поставленные задания в отрыве от баз снабжения от трех до семи суток.Однако,при существующем штатном расписании,в роте или батальоне такую группу создать невозможно. Что мы,например, имеем в батальоне?31 танк,3 автомобиля "Урал" с боеприпасами,3 автомобиля "ЗИЛ" с горючим,1 армейская полевая кухня,1 машина МТЗ,не учитывая БТР связи,санитарную машину и другое.Такая разнообразная техника не может составить подвижную мобильную группу,способную действовать
в условиях сплошного поля боя.Во-первых,из-за того,что автомобили не могут двигаться по путевым путям танков. Во-вторых,скорость передвижения бронетехники и автомашин будет разной,даже полевыми дорогами,не говоря уже о бездорожье.А в-третьих,автомобили никак не защищены даже от пули.И топливозаправщики,например, в Афганистане были любимой мишенью душманов.Вот
и выходит,что у нас нет машин,из которых можно сформировать полноценную мобильную группу.Мы предлагаем вместо колесной техники использовать бронемашины на базе Т-64,которую мы условно назвали универсальным модулем подвижности(УМР-64).И уже
изготовили макетный образец.В техническом плане был использован опыт танкостроения израильтян.Только в этой армии на танках моторно-трансмиссионная часть расположена впереди,а не позади.В этом случае экипаж прикрыт не только броней, но и двигателем,а главное- сзади установленные двери для выхода десанта и экипажа.Мы также развернули танк моторно-трансмиссионным отделением вперед и сняли башню. Благодаря тому,что на Т-64 установлен малогабаритный плоский двигатель,мы вышли на малую фронтальную
площадь бронирования,что дает возможность легко сбалансировать машину.В итоге и получили УМР-64,на которой могут размещаться до 15 функциональных модулей массой до 22 тонн.Сначала такая машина предлагалась МЧС,однако они свою заинтересованность не проявили.Мы же предложили использовать ее как вариант тяжелой БМП, установив сверху габаритный макет башни с автоматической 30-мм пушкой и пулеметом ПКТ.В ней экипаж защищен 82-миллиметровой броней корпуса,20-миллиметровым фальшбортом плюс динамическая защита. Практически пехота,что находится внутри машины, современными средствами не поражается.Мы предлагаем посадить в нее отделение мотострелков-10 человек,что будут действовать в бою непосредственно из танка.Чем мотивирован такой подход?Наличием у противника огромного количества малозаметных противотанковых средств.Экипаж танка вряд ли увидит гранатометчика с РПГ раньше,чем тот сделает выстрел по машине.А пехота по действующим нормативам десантируется на поле боя на удалении до 200 метров от танков.Какая от нее помощь танкистам?Так...малоэффективная.Лишь пехотинец,что находится рядом с танком,может обезвредить гранатометчика противника.И выходит,в мобильной группе нужно иметь машины с уровнем бронезащиты танка. Ни БМП-1,ни БМП-2 и даже БМП-3 на такую роль не пригодны через слабое бронирование корпуса.Да и выпускают эти машины в ближнем зарубежье.Между прочим,в корпусе тяжелой БМП свободно размещаются 14 человек с полным снаряжением.Но мы считаем, что отделение мотострелков должно быть штатным-10 человек и плюс два члена экипажа.А для командира танкового взвода эти люди будут существенной помощью и при обслуживании техники,и при решении других задач.
Это его люди,непосредственные подчиненные,а не приданые к подразделению поддержки...Теперь другой вопрос:где разместить боезапас,горючее,запасные части, продовольствие?Опять же на базе УМР-64.Мы на эскизном уровне прорисовывали ее,сделали модель.Назвали ее универсальной машиной боевого снабжения(УМБП-64).
И здесь хочу подчеркнуть:колесная техника батальона везет на себе всего лишь четвертую часть боекомплекта и заправки подразделения.Этого не хватит для эффективных боевых действий мобильной группы.На УМБП-64 же вмещается 0,5 боекомплекта и 0,5 заправки усиленной роты,полторы тонны запасных частей, необходимое количество моторного и трансмиссионного масла,питьевой воды,медикаментов,продовольствия.Одна такая машина обеспечит действие усиленной роты в течение трех суток.А две машины
-до недели.Техника очень сильно защищена.Например, считается аксиомой,что все,что находится у танка на уровне 800 сантиметров от земли и ниже,не поражается через складки местности.Так вот,в УМБП контейнеры с боеприпасами расположены ниже такой "ватерлинии".А это 220 снарядов калибра 125-мм,400 снарядов к 30-миллиметровой пушке,боеприпасы к стрелковому
оружию.Только горючего машина несет 7,3 тонны.К тому же,в дизтопливо будет прибавлена специальная невоспламеняющаяся присадка,которую сегодня производит Россия.То есть даже в случае попадания в емкость с горючим,скажем,гранаты от РПГ-7,"соляра" может вытечь, но никак не зажечься.Есть у нас и другие наработки относительно создания специальных машин на базе Т-64. Например,вроде бы тяжелого БМП,но с очень сильно защищенной верхней частью,так называемым
керамическим наслоенным сендвичевим покрытием.Это будет тяжелая (до 41 тонны) машина,что выполняет функции пункта управления для высшего командного состава или штаба.Кстати,наша БМП весит 32,5 тонны.Не исключено,что еще одним образцом нашей техники может стать машина,на которой будет размещен 120 миллиметровый миномет с расчетом.В последнее время на это вооружение сильно вырос спрос.Но попытки установить миномет на базу БТР не оправдались:после нескольких выстрелов он проламывает пол в машине. Словом, мы хотим создать ряд специальной техники на базе Т-64 в первую очередь для инозаказчика,чтоб покупатель мог выбрать тот товар,который ему по нраву. Хочет усиленную роту,как мобильную группу,- пожалуйста.Батальон-нет проблем.Специальные машины для штаба или того же миномета-ладно.
О программе "Булат" и промышленный трактор.
Как уже вспоминалось выше,харьковские танкоремонтники принимали определенное участие в реализации программы "Булат",суть которой заключалась в модернизации танка Т- 64.На взгляд специалистов, генеральный подрядчик-малышевцы - назначили в Минобороны слишком большую цену:сорок миллионов гривен за семнадцать машин.
-Это произошло потому,что на заводе ім.Малышева нет ремонтной и технологической документации,а также и соответствующего оснащения-убежден главный технолог Конструкторского технологического центра полковник Валерий Питек.
-Модернизация Т-64 проводилась на основе конструкторской,а не ремонтной технологической документации.Конструкторская у малышевцев есть,а ремонтную и технологическую разрабатывает только наш Центр.Она у нас есть,имеется она и на танкоремонтном заводе.Проработаны на предприятии и необходимые технологии,потому что именно 115-й завод МО должен был выполнять программы "Булат",как генеральный подрядчик
работ.На этот счет имеются соответствующие документы, подписанные представителем Минпромполитики и к тому времени начальником Вооружения Минобороны.А малышевцам там отводилась вспомогательная роль.Но дела у них шли не очень хорошо и они обратились за помощью к губернатору Харьковской области.Малышевцы умеют собирать танки,но ремонт,дефектование и возобновление узлов и агрегатов-не их дело.Например,нет у них даже проработанной схемы разборки Т-64,а поэтому и цена за такую операцию "зашкаливает" за 70 тысяч гривен.В то время как на танкоремонтном заводе она оценивается... в 13 тысяч.Существуют проблемы с возобновлением деталей,что были в эксплуатации,с амортизацией ходовой части и некоторыми узлами и агрегатами машины.
Поэтому они и устанавливали на танки в ходе модернизации в основном новые комплектующие.Но здесь средства Минобороны.И если бы программу "Булат",как и планировалось сначала,передали танкоремонтникам,то эти 17 танков обошлись бы военному ведомству значительно дешевле.
-Когда завод посетил заместитель Министра обороны Украины Вячеслав Кредисов,-прибавил на
этот счет Вадим Федосов-изучил наши возможности,то обещал сделать все возможное,чтоб работы по программе "Булат" были переданы нам в существенно
большем размере,чем это было на первом этапе.И это логично.Почему мы,военные,должны лишнее платить за те работы,которые можем сделать самостоятельно и намного дешевле,и с таким же качеством?Кстати,средства на этом заводе считать умеют и пытаются,чтоб утилизация бронетехники давала максимальную прибыль государству и предприятию.Мне показали в цехе смонтированную на
специальном устройстве башню Т-64 с автоматом заряжения пушки.Метров за пятнадцать от нее был дистанционный пульт управления
и монитор.Включив систему, мы наблюдали на экране "поле боя" и имели возможность вести прицельный огонь.
-В принципе,таким методом можно руководить и по радио из любого расстояния,-объясняет Вадим Евгеньевич.-Нашей разработкой уже заинтересовались
в Израиле... А раньше на заводе утилизировали танки исключительно способом разрезания машин на металлолом. При этом,говорит директор завода,государство доставало приблизительно пять с половиной тысяч долларов прибыли из машины.А одна такая башня сегодня "потянет" на 160 тысяч долларов!Похоже,что и некоторым другим агрегатам и узлам от Т-64,что пойдут на утилизацию, танкоремонтники найдут применение.Наша позиция и позиция начальника Центрального бронетанкового управления полковника Сергея Тимофеевича Бруля в этом вопросе совпадают полностью,подчеркнул директор предприятия:в металлолом должен идти минимум
от машин. http://uamedia.visti.net/army/index.shtml
С ув.
Верная идея.... - Harkonnen05.01.2006 16:34:35 (378, 3837 b)