МК №3 2005 А.В. Дашьян Корабли Второй мировой войны ВМС Польши ...
полностью на вундере возьмите
ВМС Польши
Образованная после окончания Первой мировой войны Польша имела выход к Балтийскому морю благодаря так называемому Польскому коридору через территорию Германии. Длина береговой линии молодого государства составляла всего 90 миль, однако этот факт не смущал руководства новоявленного флота, и разработанная в 1920 г. 10-летняя программа военного кораблестроения предусматривала постройку ни много ни мало двух линкоров, шести крейсеров, 28 эсминцев и большого число малых кораблей. Нереальность программы была очевидна, и ее даже не стали выносить на обсуждение сейма.
В это время флот состоял из 6 малых миноносцев, 2 канонерских лодок и 4 тральщиков — наследие прекратившего свое существование кайзеровского Хохзеефлота; лишь КЛ имели российское происхождение. Для начала 1920-х гг. этих сил вполне хватало для защиты короткой морской границы, однако поляки не оставляли планов создания большого флота. В 1924 г. была подготовлена так называемая "малая программа" (по сравнению с программой 1920 г.). По ней за 12 лет польские ВМС должны были пополниться 2 крейсерами, 6 эсминцами, 12 миноносцами, 12 подводными лодками. В следующем году в сейм подали запрос на выделение средств на постройку 9 подводных лодок (в том числе — трех подводных заградителей). Однако из-за тяжелого финансового положения страны была утверждена постройка только трех подводных минзагов. И все же руководству флота удалось добиться выделения дополнительных средств на постройку двух ЭМ.
Разразившаяся "Великая депрессия" привела к фактическому провалу "малой программы" — до середины 1930-х гг. моряки получили (помимо уже упомянутых) всего 4 ТЩ. Плачевное состояние флота привело к тому, что в Польше частными лицами была развернута кампания по сбору средств на постройку подводной лодки.
Морской штаб тем временем продолжал составлять впечатляющие по размаху, но далекие от реальности программы, и лишь в 1936 г. адмиралы, наконец, спустились с небес на землю и подготовили шестилетнюю программу перевооружения флота, учитывающую возможности бюджета страны. В соответствии с ней до 1942 г. предусматривалась постройка 8 эсминцев, 12 подводных лодок, 1 минного заградителя, 12 тральщиков и 10 торпедных катеров.
К началу Второй мировой войны польские ВМС насчитывали 4 эсминца, 5 подводных лодок, 1 минный заградитель, 6 тральщиков, 2 канонерских лодки и ряд устаревших кораблей и судов. Большинство из них находились в ВМБ Хель либо патрулировали прибрежные воды — лишь три эсминца еще 30 августа были направлены из Балтики в Северное море. Согласно планам польского командования, эти корабли, сведенные во флотилию "Пекин" (кодовое название операции), могли бы нарушать торговое судоходство Германии, базируясь на порты Англии. Хотя быстротечность Польской кампании не позволила польским эсминцам захватить ни одного приза, уход с Балтики избавил их от участи остального польского флота — гибели под ударами германской авиации или интернирования в Швеции.
После падения Польши разрозненные корабли польских ВМС, избежавшие гибели и интернирования, попали под оперативное командование английского Адмиралтейства, сохранив при этом экипажи и национальные флаги. Уже летом 1940 г. "польский флот под английским управлением" получил первое пополнение — за счет французских кораблей, захваченных в английских портах в июле того же года. За ними последовали корабли английского флота — всего за годы войны польский флаг поднимался над двумя крейсерами, тремя эсминцами, тремя эскортными миноносцами, тремя подводными лодками и 10 ТКА британского флота.