От apple16 Ответить на сообщение
К Виктор Крестинин Ответить по почте
Дата 14.12.2005 13:01:34 Найти в дереве
Рубрики WWII; Флот; Версия для печати

МК №3 2005 А.В. Дашьян Корабли Второй мировой войны ВМС Польши ...

полностью на вундере возьмите

ВМС Польши

Образованная после окончания Первой мировой войны Польша имела выход к Балтийскому морю благодаря так называемому Польскому коридору через территорию Германии. Длина берего­вой линии молодого государства составляла всего 90 миль, одна­ко этот факт не смущал руководства новоявленного флота, и раз­работанная в 1920 г. 10-летняя программа военного кораблестрое­ния предусматривала постройку ни много ни мало двух линкоров, шести крейсеров, 28 эсминцев и большого число малых кораб­лей. Нереальность программы была очевидна, и ее даже не ста­ли выносить на обсуждение сейма.

В это время флот состоял из 6 малых миноносцев, 2 канонер­ских лодок и 4 тральщиков — наследие прекратившего свое суще­ствование кайзеровского Хохзеефлота; лишь КЛ имели россий­ское происхождение. Для начала 1920-х гг. этих сил вполне хва­тало для защиты короткой морской границы, однако поляки не оставляли планов создания большого флота. В 1924 г. была под­готовлена так называемая "малая программа" (по сравнению с про­граммой 1920 г.). По ней за 12 лет польские ВМС должны были пополниться 2 крейсерами, 6 эсминцами, 12 миноносцами, 12 под­водными лодками. В следующем году в сейм подали запрос на вы­деление средств на постройку 9 подводных лодок (в том числе — трех подводных заградителей). Однако из-за тяжелого финансо­вого положения страны была утверждена постройка только трех подводных минзагов. И все же руководству флота удалось добить­ся выделения дополнительных средств на постройку двух ЭМ.

Разразившаяся "Великая депрессия" привела к фактическому провалу "малой программы" — до середины 1930-х гг. моряки получили (помимо уже упомянутых) всего 4 ТЩ. Плачевное со­стояние флота привело к тому, что в Польше частными лицами была развернута кампания по сбору средств на постройку под­водной лодки.

Морской штаб тем временем продолжал составлять впечатля­ющие по размаху, но далекие от реальности программы, и лишь в 1936 г. адмиралы, наконец, спустились с небес на землю и под­готовили шестилетнюю программу перевооружения флота, учи­тывающую возможности бюджета страны. В соответствии с ней до 1942 г. предусматривалась постройка 8 эсминцев, 12 подвод­ных лодок, 1 минного заградителя, 12 тральщиков и 10 торпед­ных катеров.

К началу Второй мировой войны польские ВМС насчитывали 4 эсминца, 5 подводных лодок, 1 минный заградитель, 6 тральщи­ков, 2 канонерских лодки и ряд устаревших кораблей и судов. Большинство из них находились в ВМБ Хель либо патрулировали прибрежные воды — лишь три эсминца еще 30 августа были на­правлены из Балтики в Северное море. Согласно планам польско­го командования, эти корабли, сведенные во флотилию "Пекин" (кодовое название операции), могли бы нарушать торговое судо­ходство Германии, базируясь на порты Англии. Хотя быстротеч­ность Польской кампании не позволила польским эсминцам за­хватить ни одного приза, уход с Балтики избавил их от участи ос­тального польского флота — гибели под ударами германской авиации или интернирования в Швеции.

После падения Польши разрозненные корабли польских ВМС, избежавшие гибели и интернирования, попали под оперативное командование английского Адмиралтейства, сохранив при этом экипажи и национальные флаги. Уже летом 1940 г. "польский флот под английским управлением" получил первое пополнение — за счет французских кораблей, захваченных в английских портах в июле того же года. За ними последовали корабли английского флота — всего за годы войны польский флаг поднимался над дву­мя крейсерами, тремя эсминцами, тремя эскортными миноносца­ми, тремя подводными лодками и 10 ТКА британского флота.