От Игорь Островский Ответить на сообщение
К Kmax Ответить по почте
Дата 27.10.2005 17:59:24 Найти в дереве
Рубрики 11-19 век; Версия для печати

Прусская почта, посленаполеоновская эпоха судя по всему

Введение к:

****
Перечень почтовых маршрутов

Из нижеследующего перечня всех главных и наиболее значительных из побочных маршрутов явствует в какое время почта отходит из перечисленных населенных пунктов, как тех, где маршрут начинается, так и наиболее значительных промежуточных станций, и в какое время она прибывает в пункты назначения или к пункту слияния маршрутов. Таким образом, из перечня можно заключить, что, например, пакет, отправленный из Берлина в Bielefeld субботней почтой, достигнет цели в четверг около полудня или, самое позднее, во второй половине дня. Исходя из приведенных дней прибытия почты и примечаний о возможности пересадок на другие маршруты, путешественник может, например, рассчитать, что отправляясь от Rastenburg в Bremen в среду, он будет в Heilsberg в четверг во второй половине дня, вечером в Pr.Holland (конечно, имеется в виду не Голландия, а некий пункт в Восточной Пруссии – И.О.), здесь пересядет на Большой прусский маршрут и 8 дней спустя, в четверг, прибудет в Берлин. В субботу отправится дальше с Клевской почтой, в среду будет в Minden, оттуда выедет в пятницу и в субботу в первой, самое позднее во второй половине дня прибудет в Бремен, проведя в пути 16 дней и проехав 158,5 мили (какие мили? – И.О.). Время прибытия в те пункты, которые не включены в перечень, можно легко рассчитать, положив на каждую милю пути полтора часа времени (хотя в ряде случаев, частью из-за необычно больших миль (sic! – И.О.), частью из-за плохих дорог или непогоды на одну милю приходится затрачивать и два часа). Так например, в Parchwitz (номер 20а) берлинская едущая почта должна прибывать в полночь по четвергам и понедельникам, если в Lueben, тремя милями ранее она прибывает между 6 и 10 часами вечера.

Каждый пассажир платит с головы или постационно во всех королевских провинциях 6 грошей за каждую милю и может везти с собою без дополнительной оплаты до 50-60 фунтов багажа.

Со скачущей почтой перевозятся исключительно простые письма, более тяжелые – с едущей; однако они могут быть отправлены и со скачущей почтой при условии пропорциональной добавочному весу дополнительной оплаты. На конверте в таком случае должно быть помечено: Со скачущей почтой.

Пакеты должны быть сданы самое позднее за два часа, а письма – за час до отправления почты. Но если почта отправляется утром до 10 часов, то вечером предыдущего дня.

Что касается экстраординарной почты, лошади для которой не заказаны предварительно, то она не должна на почтовых станциях ждать более часа, для обеспечения чего каждый почтамт должен позаботиться о том, чтобы иметь помимо регулярных почтовых лошадей, еще и вспомогательные. Однако и таких мер может оказаться недостаточно в случае, если несколько повозок прибывают одна за другой, поэтому проезжающим рекомендуется необходимое число лошадей заказывать предварительно, уведомляя станции записками (передаваемыми, вероятно, с верховыми? – И.О.). Таким образом, ко времени прибытия повозки лошади будут уже частично в упряжи и готовы для запрягания. Само собой разумеется, что в случае задержки проезжающих, они обязаны оплатить время ожидания предварительно заказанных лошадей небольшой суммой.

Число лошадей, которые следует заказывать, определяется эдиктом об экстраординарной почте (так называлось, по-видимому, пассажирское сообщение – И.О.) от 23 сентября 1788 г., § 2 :
1. Полузакрытая или вовсе незакрытая легкая коляска, в которой перевозится одна персона и один чемодан, должна запрягаться двумя лошадьми; если две персоны, то запрягается три лошади, а если три, то четыре лошади заказываются и оплачиваются.
2. В двухместную закрытую карету, даже если в ней едет только одна персона, запрягаются и оплачиваются каждый раз по три лошади. Если в карете находится вторая персона, то лошадей требуется все равно только три. Но если в карете 3-4 персоны, то число лошадей увеличивается до четырех.
3. В четырехместную повозку, будь она закрыта, наполовину или полностью открыта, и едут в ней одна, две или три персоны, в любом случае запрягаются четыре лошади, а если пассажиров четверо, то проезжающие должны заказать и оплатить пятую лошадь. При числе пассажиров от пяти до семи требуются шесть лошадей и два почтальона. (Тут под почтальонами имеются в виду кучеры почтовой кареты – И.О.)
4. Слуги и домочадцы рассматриваются как полноценные пассажиры, дети до 10 лет едут бесплатно, 1-2 ребенка в возрасте от 10 до 15 лет приравниваются к одной персоне, дети старше 15 лет считаются полноценными пассажирами.

Ни один почтамт не имеет права отправлять экстраординарную почту с большим или меньшим числом лошадей, чем предписано, но если последнее все же случится для удешевления проезда, то следующая почтовая станция не обязана запрягать равным образом меньшее число лошадей.

За лошадей экстраординарной почты в королевских провинциях платится (в случае, если высокие цены на зерно и др. корма, как теперь, не потребуют увеличения платы) на маршрутах до Рейна, исключая графство Марк по 8 грошей; по ту сторону Рейна, или начиная от Везеля, и в графстве Марк – по 12 грошей; от Дуйсбурга до Хамма – 10 грошей за каждую лошадь и каждую милю; равным образом за лошадей, взятых для сопровождения почтовых карет верхом. Вагенмейстеру никто не обязал платить более 2 грошей за каждую повозку, однако в Берлине и Потсдаме – 4 гроша, и столько же смазных денег (Schmiergeld: в совр. немецком это слово означает взятку – И.О.); но если проезжающий пользуется коляской почтмейстера, платя установленные 6 грошей за каждую станцию, то не разрешается требовать смазных денег. Чаевые для почтальонов устанавливаются в размере 3 грошей за каждую милю, так что когда с каретою едут два почтальона, то каждому из них причитается по 3 гроша за милю.

Повозка экстраординарной почты должна затрачивать на одну милю от часа до часа с четвертью – там, где мили короткие и дороги хорошие и шоссеобразные; там же где мили длинные или дороги плохие – несколько больше времени.



А тут тот же текст в оригинале с сохранением орфографии того времени:

Verzeichnis der Post-Course


Aus nachstehendem Verzeichnisse der sämmtlichen Haupt- und der bedeutendsten Neben-
Course ist ersichtlich, um welche Zeit die Posten jedes Orts ( wo solche nemlich anfangen)
abgehen, und in den beträchlisten Zwischen-Oertern sowol, als da, wo solche sich endigen
oder mit einem andern Course sich verbinden, ankommen. So weiß man daraus, daß, wenn z.
B. ein Paket von Berlin, mit der Sonnabends-Post nach Bielefeld abgeschickt wird, solches
Donnerstags gegen Mittag oder spätestens Nachmittags dort eintrift. Folgt man besonders den,
jedem Haupt-Orte eines Courses beigesetzten Ankunftstagen, und der am Ende der Erstern
befindlichen Anmerkung, in welchen neuen Cours solche fallen, so weiß ein Reisender, der z.
B. von Rastenburg nach Bremen gehen will, und von dort Mittwochs abfährt, daß er Donnerstags Nachmittags in Heilsberg, Abends in Pr. Holland, hier in den großen Preuß. Cours, und acht Tage darauf, Donnerstags in Berlin ankommt, Sonnabends mit der Cleveschen Post weiter geht, Mittewochs in Minden, von dort Freitags weiter, und gewiß Sonnabends Vor- oder spätestens Nachmittags in Bremen eintrift, 16 Tage unterwegs seyn, und 158½ Meile zurücklegen wird. In Absicht derjenigen Oerter, bei welchen die Ankunftszeit nicht bemerkt ist, kann solche leicht bestimmt werden, wenn man auf jede folgende Meile 1½ Stunde (als welches die Regel ist, wiewohl hier und da, theils wegen ungewöhnlich starker Meilen, theils wegen schlechten Wetters und Weges, 2 Stunden auf eine Meile anzunehmen sind,) hinzurechnet; so ist festzusetzen, daß z. B. in Parchwiz (No. 20a) die

Berliner fahrende Post Donnerstags und Montags Mitternachts eintreffen muß, wenn sie, 3 Meilen rückwärts, in Lüben Abends 6-10 Uhr eintrift.
Jeder Passagier zahlt an Personen- oder Stationsgeld in sämmtlichen Königl. Provinzen, 6 gr. für jede Meile, und kann 50 bis 60 Pfund Bagage frei mit sich führen.
Mit der reitenden Post werden bloß einfache Briefe, stärkere aber mit der fahrenden versandt; doch können letztere auch mit der reitenden fortgehen, in sofern der Absender für ein jedes mehr wiegende Loth das um eben soviel steigende Porto entrichtet, und auf dem Couvert bemerkt: M i t d e r r e i t e n d e n P o s t.
Päckereien müssen wenigstens 2 Stunden, Briefe aber 1 Stunde vor Abfertigung der Posten aufgeliefert werden: gehen letztere des Morgens vor 10 Uhr ab, so muß die Abgabe ins Postamt, Abends vorher geschehen.

Was
das Extra-Postwesen
überhaupt betrift, so darf eine jede Extra-Post, für welche vorher nicht besonders die Pferde bestellt worden, auf der Station, woselbst sie ankömmt, niemals länger als eine Stunde aufgehalten werden, zu welchem Ende das Postamt jedes Orts sich, bei Abwesenheit des ordinairen Postgespanns, mit den benöthigten Hülfspferden im voraus versehen muß. Da aber diese, in der ungewissen Erwartung einer Extra-Post zu treffende Anstalt, jedennoch auf die Fälle unzureichend ist, wenn nemlich ein Gefolge von mehreren Wagen zu gleicher Zeit, oder verschiedene Extra-Posten nach einander ankommen: so werden diejenige Reisende,

welche mehr als ein Gespann gebrauchen, allerdings wohlthun, die zu verlangende Anzahl Pferde durch einen Laufzettel voraus zu bestellen, da denn letztere zu der bestimmten Ankunftszeit schon angeschirrt stehen, und sogleich vorgelegt werden können. Von selbst versteht sich jedoch, daß die Reisenden, bei ihrem etwanigen Ausbleiben oder sonstiger Verzögerung, den im voraus bestellten Postillons, für den vergeblichen Aufenthalt, ein billiges Wartegeld reichen müssen.
Die Anzahl der zu nehmenden Pferde ist durch das Extra-Post-Edikt vom 23. Sept. 1788 §2 dahin festgelegt: daß
1. eine halb verdeckte Chaise, oder ein anderer Wagen von ähnlicher leichten Bauart, woran sich entweder nur ein halbes oder gar kein Verdeck befindet, wenn ein solches Fuhrwerk mit mehr nicht als einer Person und einem Koffre besetzt ist, zwar mit zwei Pferden fortgebracht, falls aber zwo Personen darauf sich befinden, jedesmal drei Pferde, und wenn drei Personen vorhanden sind, vier Pferde genommen und bezahlt werden sollen.
2. Für eine zweisitzige zugemachte Kutsche sollen, wenn auch nur eine Person darin befindlich ist, jedesmal drei Pferde genommen und bezahlt werden. Jedoch sind, wenn auf einer solchen zweisitzigen zugemachten Kutsche sich eine zwote Person befindet, gleichfalls nur drei Pferde erforderlich. Sind es aber drei bis vier Personen, so müssen vier Pferde genommen werden.
3. Für jeden viersitzigen Wagen, er sei halb oder ganz offen, oder ganz verdeckt, müssen, wenn gleich nur eine oder zwo, oder drei Personen darauf sich befinden, allezeit vier Pferde genommen werden; sind es vier

Personen, so müssen die Reisenden ein fünftes Pferd bezahlen, und wenn die Personenzahl sich auf fünf und darüber bis sieben beläuft, so sind sechs Pferde und zwei Postillons erforderlich.
4. Jeder Domestik ist als eine volle Person, Kinder unter 10 Jahren sind gar nicht, und 1 bis zwei Kinder von 10 bis 15 Jahren für eine Person, und ein Kind über 15 Jahren für eine ganze Person zu rechnen.
Dagegen darf kein Postamt eine Extra-Post, obiger Bestimmung zuwider, mit mehrern oder wenigern Pferden fortschaffen, und wenn letzteres zur Vergünstigung des Reisenden etwa geschehen sollte, ist die folgende Station nicht verbunden, eine gleichmäßige geringere Anzahl Pferde vorlegen zu lassen.
Für ein jedes Extra-Postpferd in den Königlichen Provinzen werden, (in sofern nicht etwa der hohe Preis des Getreides und Rauchfutters, wie gegenwärtig, eine Erhöhung nöthig macht, und zwar bis an den Rhein und exclusive der Grafschaft Mark, 8 gr. jenseits des Rheins aber, mithin von Wesel ab, und auf dem märkischen Cours 12 gr. und von Duisburg nach Hamm zu, 10 gr. für jedes Pferd und jede Meile, auch für ein jedes zum reiten in Begleitung mit herrschaftlichen Wagens, herzugebende Extra-Postpferd wird eben soviel, nach den Provinzial-Abweichungen, entrichtet. An Wagemeister-Gebühren ist Niemand ein mehreres als 2 gr. für jeden Wagen, in Berlin und Potsdam aber 4 gr. und an Schmiergeld eben soviel zu bezahlen verbunden; bedient ein Reisender sich jedoch der Kalesche des Postmeisters gegen die geordnete 6 gr. für jede Station, so darf kein besonderes Schmiergeld genommen werden. Die Trinkgelder der Postillons sind auf 3 gr. pro Meile für jeden bestimmt, so, daß wenn 2 Postillons bei einem Wagen

vorhanden sind, auch jedem von ihnen 3 gr. pro Meile gebühren.
Eine jede Extra-Post soll da, wo die Meilen kurz, und die Wege gut und chausséemäßig sind, länger nicht als eine, bis höchstens 1¼ Stunde; wo aber die Meilen länger, oder die Wege schlecht sind, einen etwas längern Zeitraum zubringen.