Комментировать не буду. Просто - как мнение того, кто это рассказывал нашему корреспонденту.
В сети эта статья появится через пару дней - газета еще не вышла, но мне показалось что может быть интересно.
Слово "миротворцы" - оставим на совести капитана. Всеж считать себя оккупантом как-то неприятно.
Капитан хочет в Ирак
Наталья Гончарова
Когда капитан Андрей Гуменюк уезжал служить в Ирак, его сыну было всего два месяца. Тогда самое сложное было убедить жену, что «там» ничего страшного с ним не случится. Вернувшись домой через восемь месяцев, Андрей говорит, что снова поехал бы в эту страну с миротворческим батальоном.
Зачем идут в миротворцы? Что заставляет человека рисковать жизнью, уезжая из дома за тридевять земель? Если вы считаете, что исключительно деньги, вы ошибаетесь, уверяет Андрей. Для него решение поехать в Ирак не объяснялось банальными материальными причинами: «Хотелось настоящего дела, настоящей опасности, настоящего экстрима, а не того, что бывает на учениях. Было интересно посмотреть, что это такое. Хотелось проверить себя, что я могу в реальной боевой обстановке: конвои, патрули, блок-посты. Оказалось, что это совершенно нельзя сравнивать со здешней службой. Здесь многое условно - там ты постоянно чувствуешь опасность и принимаешь решения, от которых действительно зависит и твоя жизнь, и жизнь того, кто рядом...» В то же время, говорит Андрей, многие ехали именно заработать: 600-800 долларов в месяц, которые получал миротворец, даже сравнивать было нельзя с тогдашней (начало 2004 года) зарплатой контрактника в Украине - 300-450 гривен в месяц. В воинской части под Чугуевом подготовка контрактников для службы в Ираке заняла больше трех месяцев. Учения на специально оборудованном полигоне, где условия максимально приближены к боевым, тщательное медицинское обследование, подробное изучение биографий кандидатов - отбирали в батальон только лучших из лучших: «Многие не выдерживали, кто-то передумывал, у кого-то родители были категорически против», - вспоминает Андрей.
Солдат не съест мешок брюквы
База «Дельта» в Аль-Куте - бывший аэродром иракских ВВС: 15 км по периметру, блок-посты, наблюдательные вышки, вокруг – рвы и колючая проволока. Казарма не имеет ничего общего с общераспространенными представлениями о солдатском быте: кондиционер, телевизор, видеомагнитофон, спутниковая антенна. «Все время чувствовали связь с внешним миром, украинские каналы, наши новости смотрели постоянно – очень помогало, знали, что дома происходит», - вспоминает Андрей. Первое сильное впечатление – солдатская столовая: «Когда я все это увидел – у меня глаза разбежались. После нашего скудного обеспечения здесь на это трудно было реагировать спокойно. В первый раз я почти полтора часа обедал, хотелось все попробовать. Только вторых блюд там было видов двадцать. Если у нас за все время службы и возникала проблема: что поесть, то это была только проблема выбора. Все, что только способна придумать человеческая фантазия – постоянно было в солдатской столовой. Кроме того, нам выдавали еще сухие пайки – в основном американские, 24 вида: вермишель, рис (белый, желтый), отбивные, котлеты, шоколад. Американские пайки многие не могли есть постоянно - желудки не выдерживали: не все из того, к чему привыкли американцы, подходит нам. Украинские пайки тоже были, правда, попроще: фарш сосисочный, завтрак туриста, гречневая каша с тушенкой. Нам их привозили только пока было холодно, потом они стали быстро портиться».
Лед – пожалуй, единственный продукт, в котором нуждались постоянно и которого часто не хватало, говорит Андрей: «Вода у нас была всегда. Но теплая жидкость в 58-градусную жару – можно себе представить... Поэтому лед должен был быть постоянно с собой. Небольшие резервуары, которые мы носили за спиной – на три литра, холод держали совсем недолго, всего часа три, не больше. Были украинские «термосы» – тяжелые и громоздкие, которые не вмещались в бэтээр, их на крыше танка перевозили – очень неудобные». Особой популярностью пользовались американские пластмассовые «ящики» - легкие, внутри пенопласт, небольшие и вместительные...
Город контрастов
Город Аль-Кут в провинции Васит – большая мусорная свалка, где грязь и нищета совершенно непостижимым образом соседствуют с кричащей роскошью. Расположенный на клочке земли площадью восемь на восемь километров, этот городок умудряется вмещать в себе около трехсот тысяч жителей. Самое распространенное жилье - глиняные мазанки, сарай сараем, в каждом таком домишке каким-то чудом ютятся 10-12 человек. «Мы заходили в один такой домик: мебели нет, на полу ковры, валики-подушки, на которых люди спят штабелями, отдельно мужчины, отдельно женщины, - вспоминает Андрей. - Проезжаешь по улице – толпы голодных, тянут к тебе руки: «Мистер, гив ми, мистер, фуд!» Дашь им сухпай – они чуть не дерутся. Рядом с базой была детская больница. Мы туда зашли раз – впечатление очень тяжелое, было не по себе. У нас оставался хлеб, молоко, соки – мы стали приносить, отдавать директору, чтобы он больным раздавал. Потом, правда, переводчик сказал, что директор эти продукты на рынке продает. Мы стали отдавать просто пациентам, прямо в руки. Каждый раз собиралась толпа, давка. В основном, были дети. Казалось бы, нищета полная. И вместе с тем – дороги – как зеркало, ни одной кочки, у нас таких я даже не видел. Стоит эта хибара – вроде бы нищета нищетой, а на ней – две спутниковых антенны, в доме дорогой телевизор. На улице, рядом с этой мазанкой – BMW. Это нищета? По соседству с глиняным домишкой может быть роскошный двухэтажный особняк, украшенный росписью, скульптурами».
Провинция Васит – самая бедная в Ираке. О нефтяных магнатах там знают только по разговорам. Местные живут, в основном, за счет сельского хозяйства. На рынке мало кто рассчитывается деньгами – все больше натуральный обмен: это когда одна семья выращивает фрукты, овощи, другая – коз, баранов, овец, а потом они просто меняются товаром. Самой зажиточной считается семья, которая выращивает верблюдов - животное стоит там примерно столько же, сколько автомобиль – от 1 до 3 тысяч долларов. Промышленное производство в Аль-Куте отсутствует напрочь. За исключением строек, работать местные жители могут устроиться только на единственную в городе табачную фабрику или элеватор. Поэтому война для многих из них – это хороший шанс заработать, говорит Андрей. В армию Магди местные шли, считает он, не из-за патриотизма: кто-то из страха, а кто-то - очень многие – из-за денег. 5 долларов почти для каждого из них – это очень большая сумма. В армии Магди солдатам предлагали от 50 до 100 долларов в сутки – в зависимости от выполняемой работы. «Но не все там поддерживают так называемое национальное движение, - говорит Андрей. – Как-то раз, на следующий день после одного столкновения, в котором погибло несколько иракцев, местные женщины забросали гранатами штаб армии Магди – люди иногда просто не выдерживают. Иракцы нас воспринимали, в общем, невраждебно. Мы приехали не воевать, а поддерживать мир, поэтому иногда во время столкновений, беспорядков, мы обязаны были реагировать очень сдержанно. Некоторые местные понимали это, некоторые – нет. Например, очень трудно было навести порядок на бензозаправке. Там шла настоящая борьба за керосин – он там очень дорогой, его мало. А на керосине иракцы готовят еду, керосином топят печи. При этом бензин – для сравнения – практически идет за бесценок: 120 литров стоит 1 доллар, абсолютно без проблем».
Очередь за керосином на заправке каждое утро: тысячи людей, толпа черного цвета – женщины в парандже. И вся эта толпа орет, ругается, дерется. Чтобы их выстроить, каждый раз уходило не меньше часа, вспоминает Андрей: «Мы не имели права усмирять их с оружием в руках, а цивилизованно навести порядок было очень трудно. Поэтом многие местные говорили, что мы боимся. Приходилось объяснять, что война – не для нас, что мы не американцы, которые вели боевые действия».
Думали, свадьба… Первый настоящий бой, уверен Андрей, запомнится до конца жизни. «Было часов 5 утра. Мы услышали выстрелы в городе. Сначала ничего не поняли, подумали, что это свадьба. Иракцы женятся по четвергам и пятницам. Когда женятся – всегда стреляют. Они вообще стреляют по любому поводу: иракская команда выиграла футбольный матч – все небо было в трассерах, мальчик стал мужчиной – стреляют, первая брачная ночь – стреляют, ослица родила – тоже стреляют. Говорят, при Хуссейне такого не было, а сейчас – это свободно, лупят по каждому поводу. Потом, когда начало стрелять тяжелое вооружение, когда начало все рваться, поняли, что никакая это не свадьба, а настоящий бой. У меня это было впервые в жизни. Мы охраняли мэрию. Начало боя помню: у всех во рту пересохло, все сразу потянулись за водой. И еще страшно хотелось курить. У нас было три блока сигарет на семерых, мы все их выкурили, я сам выкурил пачек шесть. Все страшно переживали, все, что знал, все, чему учился в армии, сразу вспомнил…»
Военными становятся
Потом было то, чего не видел ни на каких учениях: человеческие тела, только что живые – и в следующее мгновение, прямо на глазах, разбрасываемые по воздуху очередью из бэтээра, подрыв на фугасе и смерть, пролетевшая в нескольких сантиметрах. Были звонки домой и «успокоительные» для жены в стиле: все отлично, вот, сижу весь день в казарме, смотрю телевизор и никуда не высовываюсь. Потом – самолет домой, ждать которого уже не было сил. Сейчас Андрей уверен: если бы снова появилась возможность поехать с миротворческим батальоном, он обязательно поехал бы. «Поехал бы не оглядываясь… Там я почувствовал, что такое быть настоящим военным», - объясняет он.
ВРЕЗКА 1 В тему
Юрий Колгушкин, начальник территориального центра комплектования Харьковского областного военкомата:
В марте этого года были внесены изменения в Закон Украины «О всеобщей воинской обязанности и военной службе» относительно службы по контракту. Первое изменение касается возраста призывников. Если раньше на контрактную службу принимали до 30 лет, то сейчас – до 40. Второе: призывники, которые имеют высшее образование, но не прошли военное обучение, не закончили военную кафедру, имеют право без прохождения срочной военной службы призываться на службу по контракту. Третье изменение: если раньше военнослужащий срочной службы имел право переходить на контракт только после года службы, то сейчас – через шесть месяцев. Причем, независимо от того, в какой части он служит, через полгода после призыва он сам выбирает ту воинскую часть, где хотел бы служить – например, ближе к дому. То есть, любой солдат может служить по контракту там, где захочет, - разумеется, при наличии вакансий в воинской части. Сегодня военные, служащие в Украине по контракту, получают в среднем около 700 гривен в месяц. Я считаю, что зарплата должна быть примерно вдвое выше – хотя бы 1400-1500 гривен.
ВРЕЗКА 2 Особенности национального контракта
Игорь Матущенко, начальник отдела контрактной службы территориального центра комплектования личного состава Харьковского областного военкомата:
Около 37% военных, принятых на службу по контракту в этом году в Харькове, - женщины. В основном, это медсестра, старшая медсестра, операционная сестра, телефонистка, оператор. Что заставляет женщин идти служить в армию? Во-первых, тяга женщин к военной форме очень велика. Может, в будущем исследователи будут писать научные работы на эту тему. Наверное, здесь есть определенная доля романтики, некоторые хотят послужить в миротворческих подразделениях. Во-вторых, зарплата, которую получают контрактники, больше устраивает женщин, чем мужчин: мужчина все же должен зарабатывать больше. Еще одна причина – достаточно высокий уровень социальной защищенности: оплачиваемый отпуск, возможность уйти на пенсию после 20 лет выслуги – а не строго в 55 лет, как остальные, вполне достойная пенсия – около 700 – 800 гривен, оплачиваемый декретный отпуск, возможность получить служебное жилье. В армии США женщин гораздо больше, чем у нас: там они и водители, и саперы. Можно было бы и у нас расширить перечень специальностей, на которые разрешается брать женщин. Конечно, командиром танка или командиром орудия, гранатометчиком ее не поставишь. Но, как показывает опыт, женщины более добросовестно относятся к своим обязанностям, чем мужчины.
Непонятки - Alex Medvedev05.10.2005 19:16:43 (557, 755 b)
Re: Непонятки - Юрий А.06.10.2005 11:33:11 (193, 660 b)
Так вода нужна)) - Константин Чиркин06.10.2005 19:00:51 (121, 99 b)
Re: Непонятки - alchem06.10.2005 10:28:59 (198, 205 b)