|
От
|
Алекс Антонов
|
|
К
|
Виктор Крестинин
|
|
Дата
|
27.09.2005 14:43:27
|
|
Рубрики
|
WWII; ВВС; 1941;
|
|
Как эффективный противотанковый самолет.
Точность стрельбы фюзеляжных пушек на двухмоторной машине, и подкрыльевых на одномоторной... как говориться две большие разницы (к тому же максимальная величина силы отдачи пушки ШФК-37 была не такой высокой как у пушек с автоматикой работавшей за счет энергии отдачи ствола, НС-37 в частности).
Мощности же ШФК-37 хватало для того чтобы калиберным бронебойным снарядом успешно пробивать бортовую броню средних немецких танков.
Единственное чего не хватало Та-3, так это второй 37 мм пушки. Но и с одной ШФК-37 он должне был показать весьма высокую противотанковую эффективность:
http://www.23ag.ru/html/ww1_ww2.html
"... В качестве основного средства борьбы с танками на самолете ВИТ-1 2М-103 предполагалось использовать две авиационные пушки ШФК-37 конструкции Б.Г.Шпитального (ОКБ-15 НКВ), установленные в корневой части центроплана у бортов фюзеляжа. Нормальная бомбовая нагрузка составляла 600 кг на внутренней подвеске (в перегрузку до 1000 кг на внешней подвеске - 2 ФАБ-500). Оборонительное вооружение включало турель с пулеметом ШКАС. Экипаж самолета состоял из двух человек - летчика и стрелка.
Благодаря хорошим аэродинамическим формам в сочетании с высокими значениями нагрузки на площадь крыла (159,72 кг/м2) и энерговооруженности (3,36 кг/л.с.), ВИТ-1 показал высокую для своего времени максимальную скорость полета на высоте 3000 м - 494 км/ч. Достаточной была и скоростная (0,9V ) дальность полета - примерно, 1000 км.
По оценке летчика-испытателя НИИ ВВС КА П.М.Стефановского, совершившего на нем ознакомительный полет, ВИТ-1 был легок в управлении, обладал хорошей маневренностью и вполне приемлемо летал на одном моторе.
В период с 13 июля 1938 г. по 31 июля 1939 г. пушки ШФК-37 в основном успешно прошли полигонные испытания на самолете ВИТ-1 в НИП АВ ВВС КА. В отчете по испытаниям отмечалась высокая кучность стрельбы. Среднее боковое и вертикальное рассеивание с дистанции 400 м при стрельбе короткими очередями (3-4 выстрела в очереди) на земле составляло 47 см. Число задержек не превышало 1%. Были разрушения отдельных деталей пушки, но в целом надежность пушки была признана достаточно высокой. На ВИТ-1 предусматривалось иметь запас 80 снарядов на обе пушки.
К сожалению, должного внимания со стороны военных и советского правительства к этому направлению уделено не было и ВИТ-1 как противотанковый самолет не доводился и на вооружение принят не был.
Не был доведен и двухмоторный "истребитель самолетов и танков" Та-3 конструкции ОКБ В.К.Таирова, который с противотанковым вариантом вооружения (например, 1 ШФК-37, 2 ШВАК) был бы весьма эффективным против легких и средних танков вермахта, не говоря уже о небронированных и слабо бронированных целях.
Оценки показывают, что летчик с хорошей летной и стрелковой подготовкой на Та-3 в реальных боевых условиях уже в первой атаке гарантированно поражал немецкий бронетранспортер типа Sd Kfz 250 (атака сбоку, угол планирования 25-30°, дистанция открытия огня 300-400 м) - вероятность поражения 0,96-0,8, а средний танк типа Pz. Ill Ausf G в этих же условиях - с вероятностью не более 0,1.
То есть Та-3-й вполне мог стать своеобразной "грозой" панцерваффе (из 3350 танков и САУ всех типов, предназначенных для вторжения в СССР, почти половина - 1698 машин -были легкими), прекрасно дополняя боевые возможности стоящего на вооружении одномоторного бронированного штурмовика Ил-2.
Особо отметим, что накануне войны таировский двухмоторник как никакой другой опытный самолет ВВС КА прошел большой цикл тщательных заводских испытаний завершившихся в целом успешно.
Летчики-испытатели ЛИИ НКАП дали высокую оценку пилотажным качествам машины. Самолет был простым в управлении, доступным строевым летчикам. В отличие от двухмоторных серийных истребителей, Та-3 был способен выполнять все фигуры высшего пилотажа.
Развивая идею самолета ВИТ, Н.Н.Поликарпов в период 1938-1940 гг. продолжает работы по созданию двухмоторных истребителей с моторами воздушного и жидкостного охлаждения. В планах опытного самолетостроения на 1938 и 1939 гг. была предусмотрена постройка многоместных пушечных истребителей МПИ-2 и МПИ-3.
В период 1940-44 гг. в ОКБ были созданы и испытывались двухмоторные тяжелые истребители сопровождения ТИС (А) и ТИС (МА), из которых последний с низковысотными моторами АМ-38Ф вполне мог рассматриваться в качестве эффективного противотанкового самолета.
Вооружение ТИС (МА) было очень мощным и состояло из носовой пушечной батареи из двух пушек ШВАК с запасом 300 снарядов, центропланной установки из двух пушек НС-45 калибра 45 мм с запасом 100 снарядов (НС-45 могли быть заменены на пушки калибра 37 мм), верхней оборонительной установки ВУБ-3 под пулемет УБ с запасом 200 патронов и бомбовой нагрузки 1000 кг (2 по 500 кг) снаружи (предусматривалась установка 2 балок внутри фюзеляжа под бомбы калибра 100 кг, но при условии снятия центропланных пушек).
При полетном весе 8280 кг максимальная скорость у земли составила 514 км/ч, а на высоте 7400 м - до 535 км/ ч. Время набора высоты 5000 м - 9,2 мин.
Оценки показывают, что в типовых условиях боев летчик с хорошей летной и стрелковой подготовкой на самолете ТИС (МА) уже в первой атаке мог обеспечить вероятность поражения немецкого среднего танка типа Pz. IV Ausf G (атака сбоку, угол планирования 25-30 , дистанция открытия огня 300-400 м) порядка 0,18-0,25, а бронетранспортера типа Sd Kfz 250 - 0,9. Если еще учесть 1000 кг авиабомб, то ТИС в каждом боевом вылете мог гарантированно поражать один-два средних танков вермахта, конечно, при наличии таковых на поле боя..."