От smertch Ответить на сообщение
К Banzay Ответить по почте
Дата 01.09.2005 12:39:56 Найти в дереве
Рубрики Древняя история; 11-19 век; Версия для печати

Re: Возник вопрос....

"О законах и обычаях Англии"
Генри Брэктон
(середина XIII в.)
О лицах.
Король не имеет равных
Король не имеет равных в своем государстве. Подданные не могут быть равными правителю, потому что он вследствие этого утратит свое господство, так как равный не может иметь никакой власти над равным. Подобным же образом он не может иметь вышестоящего над собой, потому что тогда он станет подданным для тех, кто является его подданными. Король должен быть не под человеком, а под Богом и законом, потому что закон делает короля королем. Пусть будет позволено ему поэтому даровать на основании закона то, что закон дарует ему, а именно, правление и власть. Нет короля, который господствует по своей воле, а не по закону. И то, что он должен находиться под властью права, как наместник Бога, проявилось, очевидно, в случае с Иисусом Христом, чьим наместником на земле он является. Хотя Ему было открыто много путей для искупления человечества, истинное милосердие Бога выбрало наиболее действенный путь для разрушения работы дьявола посредством использования не власти силы, а разума правосудия. Так, он по своей воле отдал себя под власть закона, чтобы спасти тех, кто живет по закону. Ибо он желал использовать не силу, а судебное решение. И подобным же образом Благословенная Матерь Божия, Дева Мария, Мать Господа нашего, которая посредством экстраординарной привилегии была над законом, никогда, для того, чтобы показать пример смирения, не отказывалась быть подчиненной установленным законам. Пусть король поэтому не имеет несдерживаемой ничем власти. Никого не должно быть в его королевстве, кто бы превосходил его в осуществлении правосудия, но он должен быть последним, или почти последним, в отношении которого оно будет применено.
О вещах.
Что такое владение [possessio]
Что является владением? Совершенно ясно, что владение - это держание corporis et animi материальной вещи, с параллельной поддержкой права. О "материальной" вещи было упомянуто, потому что нематериальные вещи не могут находиться во владении или быть предметом узукапии (usucapi), или быть переданными отдельно от какой-либо материальной вещи, до тех пор, пока не допустят ввода во владение ими. О них, поэтому говорится, что они могут быть как бы обладаемыми и могут быть передаваемыми или как бы передаваемыми посредством молчаливого согласия или использования. О владении также говорится, что оно должно быть держанием вещи, потому что оно держится, естественно, тем, кто имеет его, т.е. обладает физически, в отношении чего говорится "corporis et animi cum iuris adminiculo concurrente", больше будет сказано ниже. Когда кто-либо владеет и мы оспариваем это против него, спор включает все то, что должно быть возвращено нам, что является нашим, но чем мы не владеем, как если бы мы или другой наш предок были ошибочно изгнаны из нашего собственного владения, или то, что (посредством интердикта) было нам позволено держать свободно и спокойно, должным образом и мирно; то, чем мы владеем. Для восстановления владения процесс осуществляется посредством иска; для его сохранения существует двойной путь: посредством эксцепции или интердикта. Эксцепция дается по многим основаниям.
Каким бывает владение?
Владение бывает цивильным и фактическим. Цивильное - это то, что удерживается исключительно намерением, фактическое - физическим обладанием, и, таким образом, оно иногда - правомерно, иногда - незаконно. Одно лицо может владеть обоими способами animo et corpore, [или одним из двух, но] одно лицо не может приобрести владение, исключая animo и corpore, или одно corpore, или одно animo. И так же, как не может быть приобретено владение помимо animo et corpore, оно не может быть потеряно, пока оба [не будут утрачены], и так как оно приобретено обоими способами, то хотя будет утрачено corpore, оно может быть сохранено исключительно animo.
Как кто-либо должен пользоваться своим владением ?
После того как владение было приобретено, хотя дарополучатель сразу имеет свободное владение, тем не менее, для того, чтобы сделать свое владение очевидным, чтобы дарение не считалось фиктивным, даже хотя он помещен в свободное владение, он должен пользоваться своим владением. Следовательно, когда вещь была дана несовершеннолетнему или совершеннолетнему, необходимо, чтобы дарополучатель пользовался и обладал своим владением; если он совершеннолетний, он может делать это сам или через поверенного, который может быть как свободным, так и зависимым, который находится во владении от его [дарополучателя] имени и который получает плоды и продукцию, и выгоды для пользы дарополучателя и не берет ничего для пользы дарителя. Если он несовершеннолетний или немощный, он должен осуществлять пользование владением через попечителя или опекуна, которого предоставляет даритель, ибо если даритель, отец или другой удаляется из владения, и он обращает выгоды в свою собственную пользу, хотя он делает это как qua curator, и хотя феодальная клятва была принята, сделка совершена и владение передано с соответствующей церемонией, дарение все еще не будет действительным. Но если после смерти дарителя дарополучатель возьмет на себя владение на основании силы вышеописанных действий и сразу будет фактически лишен его, он сможет вернуть его посредством ассизы о новом захвате. Но если, по небрежности истинного наследника, он имеет длительное и мирное владение и затем будет фактически лишен его после прошествия времени, оно будет ему возвращено, потому что лишен его был без судебного решения; ассиза о смерти предшественника доступна для истинного наследника. Итак, если они возделывают землю вместе как целое или каждый - часть, или совместно используют выгоды в результате пользования, то лежащее скрытым в мыслях дарителя может быть открыто. Это так и в случае, если владение дарителя продолжается или было прервано временем. Благодаря подобному пользованию даритель продолжает свое собственное владение, препятствуя и разрушая владение дарополучателя. Из подобного пользования вытекает, что он не изымал из владения animo или соrроrе. Хотя сделка дарения указывает, что даритель отдал вещь полностью, если дарополучатель использует одну часть земли, а даритель - другую, последний подобным пользованием продолжает свое владение в целом.
Что такое оммаж?
Что такое оммаж? Оммаж - это правовое обязательство, посредством которого кто-либо становится обязанным и принужденным гарантировать, защищать и выплачивать долг за держателя в своем владении против всех лиц, за определенную службу, описанную и выраженную в дарении, и также, напротив, посредством этого обязательства держатель становится обязанным и принужденным, в свою очередь, хранить верность своему сеньору и исполнять должную службу. Оммаж заключается по воле обоих, сеньора и держателя, [и] должен аннулироваться по согласованной воле обоих, если оба так желают; для этого недостаточно, если только один желает, потому что ничего не соответствует более естественной справедливости, и т. д. Связь между сеньором и его владельцем через оммаж является, таким образом, столь значимой и такого свойства, что сеньор должен держателю столько же много, сколько держатель - сеньору, предпочтение одного исключалось.
Кто является обязанным принимать оммаж?
Кто является обязанным принимать оммаж? Очевидно сеньор лена и даритель недвижимости, мужчина или женщина, совершеннолетний или несовершеннолетний. Если он принял оммаж, когда был несовершеннолетним, то по достижении совершеннолетия он не может ссылаться на свой возраст, что он был введен в заблуждение, когда принимал оммаж, но это иначе сегодня, потому что при принятии оммажа всегда должно пониматься, что он принимается для охранения права каждого: так, если обман имел место, то о нем можно объявить позже, несмотря на оммаж, если оммаж применяется для защиты против иска, пусть несовершеннолетие будет заявлено против оммажа, хотя это не может быть сделано, если кто-то является совершеннолетним, который не должен быть неосведомленным относительно статуса того, чей оммаж он принимает.
Кто является обязанным осуществлять оммаж?
Мы должны рассмотреть, кто может осуществлять оммаж. Очевидно, что он может осуществляться свободным человеком, мужчиной или женщиной, клерком или мирским человеком, совершеннолетним или несовершеннолетним, учитывая, что те, кто выбраны епископами, что бы они ни обязаны были делать до этого; не могут осуществлять оммаж после их посвящения, за исключением присяги на верность. Конвент не может осуществлять оммаж de jure, точно так же ни аббат, ни приор, так как они держат от имени другого, то есть от имени их церкви, как это можно увидеть в случае самого дарения, в начале сделки дарения, где говорится: "Знаю, что я дал такой-то церкви и такому-то ректору [приору, аббату], и таковой приор или аббат и монахи служат там Господу". Очевидно, и правда, что дарение осуществляется в первую очередь и главным образом в пользу церкви, и во вторую очередь - в пользу ректора и священников. Следовательно, в случае, когда дарение осуществляется в первый раз, оммаж иногда осуществляется de facto, как то часто бывает по причине ручательства, ни рельеф никогда не будет следовать за тем, ни опека, ни другой оммаж de jure, хотя это может быть иначе по обычаю или посредством способа дарения, потому что хотя существует несколько следующих друг за другом аббатов и приоров и все священники заменяются другими, это всегда будет та же организация, и тот же конвент, как и паства...
Когда можно осуществлять оммаж?
Когда можно осуществлять оммаж? Когда дарение осуществляется впервые: или до того, как получено держание, или после. Если он осуществлен до (получения держания) и держание не предоставлено, оммаж не будет иметь силы, как в том случае, когда держание не предоставлено в течение жизни дарителя, до тех пор, пока дарение не признано наследником.
В чем заключается юридическая сила оммажа?
Сила оммажа в том, что если кто-то дал оммаж другому, своему истинному сеньору или тому, кто не является сеньором, он не может покинуть такого сеньора или его оммаж без судебного решения в течение того времени, пока он имеет держание, или находится на землях сеньора, не отдаваемых в держание, или на службе, посредством чего он привязан к оммажу. Из-за связанности оммажем держатель не может сделать ничего для лишения наследства своего сеньора или причинения ему тяжкого вреда, точно так же и сеньор не может действовать подобным образом по отношению к держателю. Если кто-либо будет действовать таким образом, оммаж полностью аннулируется и исчезает [и связь, и обязательство оммажа], поскольку они действуют в противоречии с оммажем и клятвой верности и будет справедливым судебное решение, подвергающее их наказанию в соответствии с тем, что они нарушили; так, если он является сеньором, то он теряет свой статус сеньора; если держатель - свое держание, как будет объяснено более подробно ниже. Таким образом оммаж аннулируется.
Об эксцепции
Юрисдикция временами изменяется от одной юрисдикции к другой из-за изменения в названиях вещей, как, например, в случае, когда светская недвижимость становится духовной, если вещи были обложены церковной десятиной, с тем, чтобы светская юрисдикция изменилась на церковную. Она изменится вновь обратно, когда церковная десятина или вещи, обложенные церковной десятиной, проданы или переданы другому; они опять становятся светским движимым имуществом. То же самое может быть сказано о светском лене в случае, когда его название было изменено в силу завещательного основания. Светский лен становится, как говорится, духовной вещью, в соответствии с чем, как может быть увидено в связи с домами, землями и недвижимостью, завещанными в городах, деревнях и виллах, они снова делаются светскими ленами, когда завещание будет исполнено. Но в действительности запрет неверен, потому что если дом или недвижимость в деревне завещаны, дело будет разрешено на светском собрании, как должно быть сделано в случае передачи имущества. Если легат находится во владении, он должен иметь эксцепцию против наследника и ассизу о новом захвате, если он изгнан. Если он находится вне владения, то он должен иметь иск на светском собрании посредством способа дарения, против всех. И таким образом, как это очевидно относительно вещей, отданных или обещанных, главным образом, на матримониальном основании, дополнение должно подчиняться тому же праву и той же юрисдикции, что и главный предмет. Однако, хотя подсудность вышеуказанного находится в ведении судьи и духовного собрания, она будет тем не менее установлена королевским решением.







Удачи!