Есть такая гравюра Альбрехта Дюрера "Рыцарь, дьявол и смерть". Еще есть статья из журнала "Армии и Битвы" (3.2004) Ю.В. Квитовского под названием «Кто на гравюре?». Основным утверждением автора было, что принятое понимание гравюры о благородном и бесстрашном рыцаре, идущему вперед (вернее едущему) вопреки дьяволу и смерти - принципиально неверно. Проведя анализ самой гравюры и рисунка, послужившего основой для нее: доспех (не "благородного лыцаря", а профессионала), меч (большой, без украшений - инструмент войны, а не парада), хвост на лэнсе и ливрейная куртка (на рисунке они еще и одного - рыжего цвета) автор считает это признаком протоуниформы, морда лица главного героя ("тупой солдафон" на рисунке и абсолютно каменная морда на гравюре), а также то, что нечистый идет скорее не ЗА всадником, а РЯДОМ. На основании всего этого автор считает, что главный герой не рыцарь - символ бесстрашия и благородства, а наемник (рыцарь, не рыцарь- дело десятое) - равнодушный, беспощадный, эдакая "машина войны" того времени. Нечистый - его соратник. А Смерть безуспешно пытается ему чего-то втереть о бренности всего сущего с помощью песочных часов. На что ему глубоко чхать. А Смерть - типа, даже положительный персонаж. Такие дела.
От себя еще имею от себя добавить:
1. Рисунок был сделан вроде в 1498 году, кстати, скорее как зарисовка (типа "так вооружаются у нас сейчас"), а гравюра в 1513. Известно как минимум два наброска к этой гравюре – всадник один и тот же в разных ракурсах. Когда художник изображал св. Георгия и св. Евстафия на боковых створках алтаря Паумгартнеров(1498-1500) и на гравюре св. Георгий (1505?), к этому образу он не обращался.
Видимо, тот орел произвел неизгладимое впечатление на художника.
2. Спаниэль, который скачет промеж ног коня – возможно, символ дружбы и верности. Или – неправильного выбранного пути. Ящерка или саламандра – вроде, символ искушения нечистым.