От Boris Ответить на сообщение
К Евграфов Юрий Ответить по почте
Дата 27.07.2005 13:14:09 Найти в дереве
Рубрики WWII; Армия; Версия для печати

Re: ?Ярославский автозавод

Доброе утро,
История ЯАЗ в последние лет десять-пятнадцать описана неплохо, поищите, в сети можно много найти. Нужно только иметь в виду следующее:
-с середины 20х до начала 30х годов на собиравшиеся там грузовики и автобусы ставились импортные моторы и трансмиссии, масштабы выпуска – сотни в год
- с 1934 года стали ставить моторы и коробки ЗиС, в конце 30х завод выпускал около 2,5 тыс. машин в год
- возможности производства были крайне ограниченными, за неимением мощного прессового оборудования рамы делали из швеллеров, а из-за отсутствия нужных станков в нужном количестве редукторы заднего моста выполнялись прямозубыми
- конструкция машин была весьма архаичной, тормозами оборудовались только задние колеса, кабина была деревянная, обитая жестью, покраска производилась масляными красками, кистью вручную. По сути дела завод представлял собой большие механические мастерские.
- в 1939-40 были планы резко расширить производство, были разработаны новые модели (ЯГ-7 и 8), но из-за войны этого сделать не удалось
- с двухтактными дизелями ДжиЭмСи история такая: вроде бы лицензию и оборудование закупили еще до войны, но поставкам помешали сначала война с Финляндией, а потом начало Отечественной. В результате оборудование стало приходить в 1944-47(?), причем поставки прекратились теперь уже из-за холодной войны. В результате не удалось пустить в производство трехцилиндровые дизели для грузовичка УльЗиС-253, и этот проект приказал долго жить, 4-х цилиндровые моторы ЯАЗ-204 делали с 1947 года, а 6-цилиндровые ЯАЗ-206 с 1950
-развитие ЯАЗ после войны сдерживалось ИМХО площадями и наличием трудовых ресурсов (город небольшой, но в нем еще есть нефтеперерабатывающий, лакокрасочный, судостроительный заводы, не считая легкой и пищевой промышленности), а главное - экономической целесообразностью, в результате и были приняты решения о передаче сборки в Минск и потом в Кременчуг и о специализации завода как моторного.
Хорошо бы найти цифры, к примеру, по себестоимости ГАЗ-АА, ЗиС-5 и ЯГ-6, горьковских, московских и ярославских автобусов.


С уважением, Boris.