|
От
|
Dassie
|
|
К
|
All
|
|
Дата
|
05.07.2005 08:06:33
|
|
Рубрики
|
Современность; Космос;
|
|
Эксперимент НАСА по прицельной бомбардировке кометы Темпл-1.
http://www.echo.msk.ru/guests/10950/
04 Июля 2005
Эксперимент NASA по прицельной бомбардировке кометы Темпл - 1
А. НОРКИН – Леонид Ксанфомалити, астроном, главный научный сотрудник Института космических исследований РАН, доктор физико-математических наук, заслуженный деятель науки РФ. Я уже, уважаемые радиослушатели, тему беседы сообщил, вы наверняка давно и с интересом ждете этого разговора. Леонид Васильевич, давайте все по порядку. Как вам удобнее построить беседу, потому что ни я, ни большинство из тех, кто слушает "Эхо Москвы", мы не обладаем тем объемом информации, чтобы все досконально понять. Всех интересует: зачем, насколько это удачно получилось, какова практическая выгода или наоборот негативные последствия. Как бы вы все это могли объяснить.
Л. КСАНФОМАЛИТИ - Все-таки давайте начнем с того – что. Комета это понятно, это давно является одним из наиболее интересных объектов, и в старину в кометах видели какой-то знак свыше.
А. НОРКИН – Как правило, негативный.
Л. КСАНФОМАЛИТИ - Да, пожалуй. Вот эта комета, о которой сегодня идет речь, ее Вильгельм Темпл - был такой любитель астрономии, - открыл в 1867 году. Комет много, их вообще немыслимое количество по сравнению с тем небольшим числом планет, что мы знаем, 9 или сейчас принято говорить 8. Комет что-нибудь 10 миллионов миллионов. Так что это объекты очень многочисленные, другое дело, что они находятся далеко и не всегда появляются на нашем небе. Вот эта комета она находится достаточно близко от нас, между орбитами Марса и Юпитера, а все кометы находятся на очень вытянутых орбитах и поэтому они то приближаются к Солнцу, то удаляются. Зачем нужно было исследовать эту комету – вопрос, может быть, следовало бы немножко поставить иначе. Потому что в 1986 году наш аппарат "Вега" исследовал комету Галлея, потом был "Джотто", потом было исследование кометы Вилда совсем недавно, когда аппарат "Стар" прошел на расстоянии всего 235 км от кометы. Передал изображение. Но в ответ на вопрос: зачем использовать - это что-то вроде известного вопроса, когда одна спрашивает другую, что подарить мужу на день рождения? - Подари ему книгу. – Зачем, у него уже одна есть. Вот примерно то же самое. Дело в том, что есть такая точка зрения, она не всеми учеными принята, когда вы берете стакан воды и пьете, скорее всего, половина этого стакана пришла с кометами на землю. Вот такая поразительная вещь. Когда 4,5 млрд. лет назад формировалась Солнечная система, Земля была в зоне сухих комочков, сухих планетоземалий, которые образовали землю. А на Земле очень много воды, примерно одну сотую массы Земли составляют океаны. Предполагается, что это воды, скорее всего, принесли с собой кометы. Это не единственная точка зрения. Но есть ученые, которые очень энергично ее отстаивают. Более того, даже можно по изотопному составу воды, водорода в воде можно сказать, что, скорее всего…
А. НОРКИН – То есть сегодняшний эксперимент может или подтвердить или опровергнуть эту гипотезу?
Л. КСАНФОМАЛИТИ - Фундаментальная наука вещь очень сложная. И одним экспериментом гипотезы не опровергнешь, ни подтвердишь. Очень хорошо Эйнштейн по этому поводу сказал: можно придумать сколько угодно экспериментов, доказывающих теорию, но достаточно одного, чтобы ее опровергнуть. Вот это тот случай. Что затеяли американские ученые – эксперимент готовился 6 лет. За эти 6 лет они создали аппарат, который обошелся в 300 млн. долларов, это продолжение той их идеи: дешевле, быстрее и лучше. Этот аппарат должен быть запущен с Земли и был запущен в январе этого года. Очень быстро долетел до кометы, она находится довольно близко к орбите Земли, ближе Марса сейчас. И идея была такая: посмотреть, что находится под коркой кометы. А с самой коркой история довольно любопытная. Еще в 1986 году, когда наши аппараты "Европа" и "Джотто" подлетел к комете Галлея.
А. НОРКИН – Это "Вега", да?
Л. КСАНФОМАЛИТИ – "Вега" да, обнаружилась странная вещь: было известно с самых давних времен, что кометы это загрязненный снег. Снежок.
А. НОРКИН – Или лед еще говорят.
Л. КСАНФОМАЛИТИ - Да лед, в общем, всякая такая фигня. И в то же время было обнаружено, что температура внешнего слоя составляет почти 150 градусов по стоградусной шкале. Как это может быть? Лед, да еще в вакууме такую температуру иметь не может. Поэтому стало ясно, что покрыта сверху комета каким-то панцирем, который довольно черный. То есть, похоже, что лед испарился, а черные крупинки примесей образовали корку, которая работает теплоизоляцией. Вот идея была…
А. НОРКИН – Я смотрел она, скорее какая-то серая комета.
Л. КСАНФОМАЛИТИ - Как раз те кометы совершенно черные. Как черная ночь. Отражает 6% всего-навсего. И в этой связи возникла идея долбануть ее как следует чем-нибудь. Потому аппарат состоял из двух частей, вот этот аппарат "Deep space" - то есть "Глубокий космос". Одна часть весом 600 кг это основной пролетный аппарат. Кстати после выполнения миссии он останется у кометы или, во всяком случае, еще сблизится с ней, прежде чем уйдет совсем.
А. НОРКИН – Он не будет возвращаться, только информация…
Л. КСАНФОМАЛИТИ - Да. Причем на сброс информации они берут, во-первых, я сейчас посмотрел, сколько они взяли, 12 часов.
А. НОРКИН – От момента столкновения.
Л. КСАНФОМАЛИТИ - Да, 12 часов вся та информация, которая будет накоплена, будет поступать через самые большие антенны Земли на Землю. И потом они берут 6 месяцев на то чтобы понять, что к чему. Кстати в наших космических экспериментах я сказал бы, что было еще более времяемкие затраты на то, чтобы понять, что к чему. Когда мы получали информацию с Венеры, Марса, с кометы, первое время смотришь на эту штуку, и не понимаешь что это такое. Нужно вжиться. У меня уходил год, чтобы понять. Когда вы уже мысленно можете перенестись на Марс или на Венеру и понять что означает. Ведь все, что мы получаем из космоса, это единицы и нули. Ничего больше. Из них составляются научные данные, картинки, интерпретация результатов. И потом уже включаются ваши мозги, чтобы вы объяснили, что это значит.
А. НОРКИН – Тем не менее, даже когда вы получаете набор единиц и нулей, вы уже, наверное, можете, как профессионал испытывать какое-то чувство воодушевления, что уже какая-то часть эксперимента удалась. Информация пришла, теперь с ней можно работать.
Л. КСАНФОМАЛИТИ - Ну да. Потому что это затраты.
А. НОРКИН – Сегодня видели все как там, в NASA, совершенно взрослые люди солидные прыгали как дети.
Л. КСАНФОМАЛИТИ - Недавно была миссия к спутнику Сатурна - Титану, куда летал этот аппарат "Huygens", он опустился на поверхность Титана и "Cassini". И вот вы говорите относительно того, что ученые радуются как дети. Вот группа французских исследователей во главе с Даниэлом Готье потратили на этот аппарат "Huygens" и "Cassini" всю жизнь. У нас аппарат шел каждые два года. И мы на этот счет были какими-то именинниками. Мы к планетам часто летали. Другое дело, что сейчас мы никуда не летаем.
А. НОРКИН – Но это отдельный разговор.
Л. КСАНФОМАЛИТИ - Это отдельный разговор. А тогда все это было так. Они затратили всю жизнь на подготовку одного единственного эксперимента. Легко понять, что они понимали, что не сразу все поймут и продолжают понимать это сейчас. Вот сейчас я бы на одной конференции, и они с таким огорчением говорят, что результаты, которые были получены с Титана, совсем не то, что они ожидали. И сейчас приходится по ходу действия менять научные концепции и понимать, что же там, черт возьми, происходило. Но все-таки вернемся к этому "Deep space". Импектор - ударник по-русски сказать - медная болванка. То, что говорят по радио, в телевизионных передачах, что это какое-то устройство со снарядом, который разбивает все, да ничего подобного, ничего там не взрывается. Но при больших скоростях энергия, которую несет в себе за счет большой скорости, кинетическая энергия вот этого ударника, который весит 373 кг, это медная или точнее омедненная болванка. Она несет столько же энергии, сколько 5 килотонн взрывчатки. Понятно, потому что он со скоростью 10 км в секунду врезался в поверхность. Сама по себе комета сравнительно небольшая. "Вега" наша обнаружила размеры кометы Галлея порядка 10 км, точнее 7х14, то здесь она всего 6 км размером. И маленькая болванка по сравнению, естественно, с размерами, конечно, разрушить комету не могла. Но выбросы на снимках, которые я сейчас смотрел, что-то порядка футбольного поля, они говорят…
А. НОРКИН – Нет, это, по-моему, говорили про кратер.
Л. КСАНФОМАЛИТИ - Кратер. А образовавшаяся яма довольно внушительная. И выброс материала. Что в это время делалось с основного аппарата – там есть спектрометры, видеокамеры и там они надеются, что до них долетят какие-то кусочки или газовые выбросы с поверхности, которые можно будет проанализировать, что, собственно говоря, и сделано. Вот эти данные захвачены и исследуются. Очень интересно, что место, откуда было выброшено значительное количество вещества, оно оказалось очень светлым и, похоже, что вообще сама эта комета гораздо светлее, чем те, которые наблюдались раньше. Теперь может быть не стоит так мне детально останавливаться на самой истории кометы, но сказать о том, что будет дальше. Дело в том, что аппараты, которые должны исследовать комету, вот это интересное явление, они продолжают создаваться и даже сейчас уже один из аппаратов летит, он только в 2014 году, аппарат "Розетта"…
А. НОРКИН – Он должен приземлиться…
Л. КСАНФОМАЛИТИ - Сесть на поверхность, исследовать вещество кометы, это наших соотечественников - Чурюмова, это профессор Киевского университета и Герасименко. И вот на кометной конференции год назад Чурюмов и Герасименко были такими именинниками, вокруг них ходили телевизионщики, снимали, они все из себя, рассказывали, что это будет. Опять-таки имя их присвоено, потому что они первыми это обнаружили. Вот я разболтался, может быть, вы какие-то вопросы…
А. НОРКИН – Нет, к сожалению, у нас потом больше не будет возможности получить информацию в таком объеме. А вопрос, он один. По крайней мере, то, что сегодня утром слушатели "Эхо Москвы" те, кто присылал свои вопросы: зачем все-таки это нужно? Понятно, есть научная какая-то цель, изучить как из чего эти кометы состоят. Вы знаете, что у нас сейчас такое мнение, что вообще это России не касается. У нас своих забот хватает. И единственное объяснение, с которым люди согласны - некий первый шаг в процессе подготовки защиты Земли от нежелательного влияния из космоса. Конечно, большую роль сыграла массовая культура, в принципе фильмы. Про это можете вы что-то сказать? Это действительно серьезная угроза и этот эксперимент может помочь в будущем или это надумано?
Л. КСАНФОМАЛИТИ - 1908 год - Тунгусское явление над Сибирью вблизи района реки Тунгуски. Произошел фантастической силы взрыв. Одно только эхо этого взрыва два раза пробежало вокруг Земли. Наблюдались после этого поразительные зори, утренние, вечерние. По нынешним данным это была комета, которая влетела в атмосферу Земли. Но что поразительно – не осталось ни одного кусочка, клочка этого материала. Из чего было сделано заключение, что это был такой гигантский снежок с огромной энергией. С массой 600 млн. тонн примерно. Там разные оценки. Вот была такая книжка Артура Кларка, известного фантаста, "Космическая вахта", и, в частности, он там разбирает, что к чему и что может случиться. Вот он говорит: тогда всего 4 часа и 4 тысячи км отделяли Москву от места этого взрыва. По космическим меркам это просто ерунда. 1947 год - всего в 400 км от Владивостока упало другое огромное тело - Сихотэ-Алиньский метеорит. На этот раз материала было сколько угодно. Это железоникелевые камни, или обломки материала, которые составляли много десятков и сотен тонн начального тела. Так что, не дай бог, такое тело попало куда-нибудь. По нынешним данным каждые примерно 1-2 месяца на расстоянии, грубо говоря, 1/3 расстояния до Луны, то есть совсем рядом, проходит одно опасное для Земли тело. Когда это случится? – может быть через тысячу лет.
А. НОРКИН – Есть какая-то градация опасности. Вы сказали "опасное тело".
Л. КСАНФОМАЛИТИ - Да, конечно. Все зависит от того, что за размер этого тела. Возьмем классический пример - Аризонский метеорит, который в свое время выкопал огромную яму. Мне посчастливилось там быть, это впечатляющее зрелище, то, что там выброшено. Произошло это уже много лет назад. Много миллионов лет назад. С вероятностью порядка близкой к единице в земную атмосферу ежедневно влетает примерно 400 тонн метеоритного вещества. Я сразу хочу сказать, мы говорим о кометах, и я как-то перешел к метеоритам, а есть еще третья стадия – астероиды. Это малые планеты, которые обращаются вокруг Солнца или несостоявшиеся планеты, обломки ее. Когда кометы вымирают, часть из них становится астероидами. Но это далеко не все астероиды. И, наконец, продукты разрушения комет и астероидов, это метеоритное вещество. Кстати сказать, красивые осенние метеоритные дожди это пересечение с орбитой разрушенной кометы. Звездопады. Звездопады - это разрушенные кометы. Я говорю, что 400 тонн вещества в сутки выпадают в атмосферу Земли. Некоторые из них побольше, некоторые поменьше. Болиды иногда. Но вот в последнее время очень здорово результативными оказываются поиски такого вещества на просторах Антарктиды. Оказывается, что вещество, которое падает на просторы Антарктиды, оно, конечно, уходит в лед, но потом ледник его выносит и, стаивая, обнажает эти пласты, где можно эти метеориты найти. Если говорить о периодичности, абсолютно катастрофические разрушения, сопровождающиеся не только ударом, выбросом большого количества материала, но что самое ужасное – наступление так называемой "ядерной зимы". "Ядерная зима" страшна тем, что совершенно на много лет, на 5 лет пыль блокирует солнечный свет, на Земле становится холодно, ничего не растет. Голод, живые организмы вымирают. Вот такие события произошли, по-видимому, когда были эти самые…
А. НОРКИН – Динозавры.
Л. КСАНФОМАЛИТИ - Динозавры это одна из составляющих. Всего 80% всех видов вымерло тогда. Динозавры это всего единицы. Такого рода явления действительно происходят редко. Что-нибудь опасное для какого-либо района опять же это не периодическое явление, это случайно, он может произойти сегодня, может произойти через 10 тысяч лет. Но такие явления идут со средней периодичностью порядка 10 тысяч лет. Когда не дай бог, попавшее в какой-то густонаселенный район тело может действительно вызвать разрушения, но сами по себе такие явления, которые казались далеко абстрактными, подумаешь, с неба… кстати сказать, вы знаете, что Французская академия вообще не признавала возможность падения тел на Землю. Ну что за глупость, камни с неба, в самом деле. И Французская академия, по-моему, до 1780 года вообще не рассматривала никакие доказательства, им приносили камни, говорили: посмотрите. Да нет, - говорили, этого не может быть. Это чушь. А потом чиновники из Французской академии поехали, и им на голову буквально высыпался град метеоритов. С тех пор они прониклись этим. Я хочу сказать, что редкость этих явлений отнюдь не так существенна, не так безопасна, как нам это кажется. Буквально в 1994 году, комета Шумейкеров-Леви (это супруги) столкнулась с Юпитером. Это грандиозное совершенно явление, эквивалентное тысячам сверхмощных водородных бомб или больше.
А. НОРКИН – Я думаю, что наши слушатели помнят. Юпитер по размерам, мягко говоря, побольше. Несколько лет продолжалось…
Л. КСАНФОМАЛИТИ - Нет, нет, это короткое явление.
А. НОРКИН – Я имею в виду последствия, потом наблюдалось все это.
Л. КСАНФОМАЛИТИ - Это трудно сказать. Дело в том, что это планета с такой гигантской динамикой, с такой мощной энергетикой, что трудно сказать, связана ли эта метеорология. Для него это, наверное, как укус комара, для Юпитера. Но это доказывает, что эти явления происходят. Это вовсе не абстрактная опасность. Опасность действительно существует. И у нас в Москве, например, в Институте астрономии очень серьезно занимаются этим. Есть группа, которая занимается исследованием этих явлений. Есть международные организации, международная вахта, которая документирует появление опасных тел в окрестностях Земли. И, по-моему, за последнее время они настолько эффективно работают, что ни одно опасное тело, приближающееся, не остается незамеченным.
А. НОРКИН – Но сегодняшний эксперимент он как-то вселяет надежду, что мы сможем подойти защищенными, когда вдруг, не дай бог, произойдет что-то. Я просто несколько дней назад читал, не помню, где что мол, есть такие кометы, которые очень сложно заметить, они подлетают к Земле в солнечное время, днем их не видно просто в телескоп. Она может появиться как черт из табакерки. То есть, можем ли мы говорить, что сегодняшний эксперимент немножко увеличивает наши шансы подойти в боевой готовности?
Л. КСАНФОМАЛИТИ - Насчет того, что комету не заметить - это уж трудно. Не заметить можно тело небольшое. Но не дай бог, если это тело имеет размер 60 метров, и оно выпало, то от этого вам не легче, что это не комета. Кометы все равно, даже если Солнце, это будет мощный хвост, который будет идти на полнеба. Это все обнаруживается. Что касается природы самих комет, физике звездообразования это чрезвычайно важно. Дело в том, что сейчас буквально 10 лет назад мы знали только Солнечную систему. Сейчас уже известно планетных систем 150. Представляете себе…
А. НОРКИН – Честно говоря, нет, не могу представить.
Л. КСАНФОМАЛИТИ - У 150 звезд известны планетные системы. И все они очень не похожи на нашу. А образование нашей Солнечной системы началось, по-видимому, с комет, с кометоподобных тел. Поэтому их изучение - это попытка докопаться до основ, как возникла Солнечная система.
А. НОРКИН – А сколько времени может пройти, когда американцы скажут: вот, ребята, мы изучили информацию, можем поделиться ею с вами.
Л. КСАНФОМАЛИТИ - Они прямо написали, что через 6 месяцев будут первые статьи.
А. НОРКИН – Ну через 6 месяцев придете, расскажете нам?
Л. КСАНФОМАЛИТИ - Позовите.
А. НОРКИН – Хорошо, спасибо вам большое. Леонид Ксанфомалити, главный научный сотрудник Института космических исследований РАН был в нашем эфире. Еще раз вам большое спасибо, Леонид Васильевич.
Л. КСАНФОМАЛИТИ - Всего доброго.