От Вад Ответить на сообщение
К All Ответить по почте
Дата 19.07.2004 16:40:15 Найти в дереве
Рубрики Флот; Версия для печати

Выбор катеров для пограничников

Вот, что решили в 2002
- - По сообщениям Интерфакс в ходе проведенных сравнительных войсковых испытаний головной пограничный корабль 4-го ранга ПСКР-500 проекта 14230 «Сокжой» показал более высокие тактико-технические и эксплуатационные характеристики, чем ПСКР-400 проекта 14310 «Мираж». «Испытания проводились на Каспийском море в конце ноября с целью сравнительной оценки боевых и эксплуатационных качеств кораблей, возможности их использования в интересах Федеральной пограничной службы России», — сообщил источник в оборонно-промышленном комплексе. Комиссия под руководством первого заместителя начальника Департамента морской охраны ФПС РФ вице-адмирала Вячеслава Сержанина оценивала максимальную скорость хода кораблей, время набора максимальной скорости и снижения с максимальной скорости до полной остановки корабля, радиус циркуляции при движении на полной скорости, время постановки и снятия с якоря, удобство спуска и подъема корабельных средств, надежность работы корабельных систем, устройств и имеющегося в арсенале катеров оружия. «Практически по всем этим параметрам «Сокжой» показал более высокие характеристики, чем «Мираж»», — сообщил источник. По его словам, среднее развитие максимальной скорости, которая у «Миража» была 41,8 узла, а у «Сокжоя» 43 узла составило соответственно 4 и 2 минуты, а время до полной остановки 25 и 10 секунд. Средний радиус циркуляции при движении на полной скорости у «Миража» 3,5 кбт, у «Сокжоя» 1,5 кбт. Время постановки на якорь у Миража 5 минут, у «Сокжоя» 2,5 минуты, съемки с якоря соответственно 6 и 3,5 минуты. Члены комиссии отмечали и другие преимущества катера «Сокжой» перед «Миражом», который проектировался по тактико-техническому заданию ФПС. (»Мираж» изначально предназначался для поставки на экспорт). У «Сокжоя» существенно меньшая осадка, что позволяет работать на мелководье, значительно большая скорость экономического хода и меньший (от 10 до 30 %) расход топлива, более высокая надежность движительного комплекса и больший в 2,2 раза назначенный ресурс главных двигателей, многократно лучшая обитаемость. По оценке специалистов, применяемые на «Мираже» автоматически управляемые интерцепторы, с помощью которых создается воздушная каверна, не всегда дают ожидаемый эффект. Были случаи, когда из-за ненадежной работы интерцепторов катер попадал в прогрессирующий крен 25 градусов и выше, что при определенных условиях может привести к опрокидыванию. Комиссия рекомендовала ЦМКБ «Алмаз» проработать вопрос замены дизель генераторов на «Мираже2 и устранения других недостатков, выявленных в ходе войсковых сравнительных испытаний. «Сокжой» рекомендован для серийного производства в рамках Программы кораблестроения по номенклатуре ФПС. «Мираж» предложено использовать на Балтийском море, а «Сокжой в Каспийском и Азовском регионах. Решение о применении «Сокжоя» в Дальневосточном и Черноморском регионах будет принято после изучения опыта эксплуатации там таможенных кораблей проекта 1432 «Меркурий», являющихся аналогами катеров «Сокжой». «Мираж» выпускается судостроительным акционерным обществом «Вымпел» (город Рыбинск, Ярославская область). «Сокжой» — Нижегородским акционерным обществом «Судостроительный завод «Волга».

А вот, что в 2004
- В соответствии с приказом ПС ФСБ России от 16 апреля 2004 г. № 94 в акватории Каспийского моря и Финского залива в период с 29.06 по 8.07. 2004 г. прошел очередной этап сравнительных испытаний пограничных сторожевых кораблей проектов 14310 "Мираж", 14230 "Сокжой" и пограничных сторожевых катеров проектов 12150 "Мангуст" и 18623 "Мустанг". Проведение сравнительных испытаний имело целью - "принятие обоснованного решения по выбору проекта пограничного сторожевого корабля 4 ранга и проекта пограничного сторожевого катера 2 ранга для серийного строительства". Пограничные сторожевые корабли "Мираж" и "Сокжой" по классификации ПС ФСБ России являются кораблями одного класса и оба предназначены для охраны Государственной границы Российской Федерации на морях, реках, озерах и иных водоемах; внутренних морских вод, территориального моря, континентального шельфа, исключительной экономической зоны и их природных ресурсов, спасания людей в районах несения службы. Пограничные сторожевые катера "Мангуст" и "Мустанг" также являются катерами одного класса и предназначены для защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации на морях, реках, озерах и иных водоемах; внутренних морских вод, территориального моря и их природных ресурсов, районов базирования, иностранных судов на акватории морского контрольно-пропускного пункта, спасания людей в районах несения службы. Корабль "Мираж" и катер "Мангуст", спроектированы ведущим проектным бюро России - ФГУП ЦМКБ "Алмаз" и построены на судостроительном предприятии ОАО "ССЗ "Вымпел" (г. Рыбинск). Корабль "Сокжой" спроектирован ОАО "ЦКБ по СПК им. Р.Е. Алексеева" и построен на ОАО "ССЗ "Волга" (г. Нижний Новгород). Катер "Мустанг" спроектирован и построен ЗАО "КБ-Редан". Высокий уровень организации сравнительных испытаний и профессионализм специалистов-пограничников, входящих в состав комиссии и рабочей группы, позволили в рамках программы сравнительных испытаний всесторонне и в сравнении оценить боевые, эксплуатационные свойства и экономические характеристики кораблей (катеров), способность представленных проектов кораблей (катеров) с высокой эффективностью решать свойственные им задачи пограничной службы в море. По результатам сравнительных испытаний, в том числе в ходе практических выходах в море, на различных режимах движения и при различном состоянии моря, лучшие общие результаты показали корабль "Мираж" и катер "Мангуст". Сторожевой корабль "Мираж" на выходе в море показал значительно более высокие, чем "Сокжой", тактико-технические характеристики и боевые возможности, продемонстрировав высокие мореходные качества, надежность и экономичность технических средств, развив максимальную скорость хода около 48 узлов. В то же время, корабль "Сокжой", продемонстрировал недостаточную техническую готовность, и не сумел развить ранее рекламируемый максимальный ход (более 50 узлов), дав только 37 узлов. Аналогично в сравнении выглядели и катера "Мангуст" и "Мустанг". Катер "Мангуст" показал высокую маневренность и управляемость, развив пои этом максимальную скорость хода 47 узлов. Хуже выглядел катер. "Мустанг". В равных условиях он израсходовал почти в два раз больше топлива, чем катер "Мангуст" и не сумел дать максимальную спецификационную скорость, развив только 34 узла. Следует подчеркнуть, что по условиям и характеру деятельности пограничных сил в море критерий высоких скоростных возможностей корабля (катера) является одним из определяющих. Поскольку формально сравнительные испытания еще не завершились, а решение о серийной закупке одного из двух вышеуказанных проектов пограничных кораблей (катеров) является внутренним делом ПС ФСБ России, мы продолжаем пристально следить за дальнейшим развитием событий по подведению итогов сравнительных испытаний и принятыми решениями.

С уважением