От Александр Жмодиков Ответить на сообщение
К Геннадий Ответить по почте
Дата 22.08.2003 14:43:14 Найти в дереве
Рубрики 11-19 век; Версия для печати

Re: Суворов

>Суворов действительно оставил немало указаний к построениям в наступлении и обороне. Наибольший интерес на мой взгляд представляет его инструкция австрийским войскам, т.к. французов, в отличие от турок или например поляков следует считать равным противником суворовским войскам.

Австрийцы, кстати, были очень обижены распоряжением Суворова учить их штыковым атакам. Они полагали, что они и сами все умеют.

>Суворов указывает, что в отдалении от неприятеля войска идут рядами (ряд – 3 человека), потому что на походе это удобнее. На расстоянии около часа от неприятеля перестраиваются взводами (взвод, по Уставу 1796 года – 20 человек по фронту, три в глубину). В 1 тыс. шагов от неприятеля строятся в две линии.

Это все, в общем, стандартная практика того времени. Взвод по уставу 1796 года являлся одной десятой частью батальона, т.е. батальон для чистоты перестроений делился на десять равных взводов. Это я к к тому, что численность взвода зависела от реальной численности батальона.

>Во второй батальоны в сомкнутом строю, интервал между батальонами – 300 шагов, расстояние от первой линии – 200 шагов.

Это в общем тоже обычно для того времени, разве что по уставу между первой и второй линиями в пехоте полагалось 300 шагов. Хотя 300 "павловских" шагов это примерно и будет 200 "суворовских".

>С 1000 шагов линия «обыкновенным шагом» подходит к неприятелю на 300 шагов. С этой дистанции пальба взводами, взводы стреляют 6 или 8 раз. Думаю, такая стрельба не столько для ущерба неприятелю, сколько для поднятия собственного духа и опущения неприятельского. Дальше – отбой и атака всем фронтом.

Вот с этого места идет уже собственное творчество Суворова: с 300 шагов пехота уже наступает без стрельбы, только вперед, ускоряя шаг по мере приближения, бросаясь бегом на последнем этапе.

>При наступлении на артиллерию. Подойдя на 80 сажен, т.е. к черте хорошего картечного выстрела, бегут вперед до 15 или 30 сажен до неприятельских пушек; то же самое… с 60 сажен или 180 шагов перед полковыми орудиями». Чтобы картечь «летела выше головы».

Мне кажется это была обычная инструкция Суворова для атаки (не на артиллерию, а вообще, поскольку упоминается полковая артиллерия, которая всегда была при пехоте), которую он окончательно сформулировал в 1796 г в "Науке побеждать". А то, что Вы привели сначала - это модификация этой инструкции, появившаяся в 1799 г уже в ходе военных действий в Италии. Я думаю, дело в том, что Суворову пришлось изменить порядок атаки, когда он столкнулся с французами. Эффективная дальность картечного огня, которые он указывал в 1796 г, соответствует эффективной дальности картечи старого образца, состоящей из свинцовых пуль, которая употреблялась в русской армии (до 1807 г). Французы уже в ходе революционных войн употребляли новую картечь из чугунных шариков, эффективная дальность которой была существенно больше. Суворову пришлось ускорить темп атаки.

>Но пехота армии, на которую наступают, открывает огонь с более короткой дистанции:
>«Армия, стоящая на месте, открывает действие пушками. Ружейный огонь плутонгами начинается с 60 или 80 шагов. – а когда противник подойдет на 30 шагов, то стоящая армия сама двигается вперед и встречает атакующую армию штыками».

Тоже весьма важный момент: никода не встречать атаку противнка, пассивно стоя на месте, всегда контратаковать.

>Отсюда мы видим (а также из «Науки побеждать»), что Суворов отвергает залповую стрельбу («против неприятеля не годится – он может сколоть и порубить, пока опять заряжают»); наступными плутонгами («против неприятеля сия ломаная линия не годится, он ее кавалерией изрубить может»); отступными плутонгами («ни о каких ретирадах в пехоте и кавалерии не мыслить!»). Остается стрельба плутонгами (взводами) на месте, как выше описано, при которой у половины строя всегда ружья заряжены

В русской армии методика была такая: взводы в батальоне стреляли залпами по очереди, сначала нечетные, начиная с правого фланга, потом четные (то есть порядок стрельбы был 1, 3, 5, 7, 9, 2, 4, 6, 8, 10, и т.д.( на самом деле четные взводы начинали стрелять раньше, чем нечетные закончат, так что порядок получался еще более сложным). Стрельбу полагалось вести в таком темпе, чтобы она не прерывалась на значительное время, т.е. чтобы к тому времени, как выстрелит девятый взвод, первый успевал перезарядить и был готов продолжить. Впрочем, опытные военные полагали, что в реальном бою можно было более-менее правильно дать одну-две "серии" такой пальбы, а потом порядок нарушался и солдаты палили уже как попало, как можно скорее. Судя по всему, Суворов разделял это мнение.

>(кстати, то же правило действовало в русской армии и в рассыпном строю – в двойке у одного «товарища» ружье всегда заряжено). И прицельная стрельба, для которой выделяемым в ротах лучшим стрелкам позволялось оставлять линейное построение.

Опять же, до Итальянской кампании 1799 года Суворов полагал, что стрелков вперед врассыпную высылать не нужно, однако, в ходе кампании стрелков высылали очень активно, не только егерей, но и мушкетеров и даже гренадеров. Вероятно, это тоже было приспособление под тактику французов и к сильнопересеченному театру военных действий.

>О том, что Суворов никак не пренебрегал пехотным огнем, свидетельствует, например, и его указание (из «Приказа… по войскам Крымского и Кубанского корпусов»): «На мушкет сто патронов».

Это против турок. Против их конницы пехота только огнем и могла отбиться.