От Bokarev Alexandr Ответить на сообщение
К объект 925
Дата 06.06.2003 11:28:16 Найти в дереве
Рубрики ВВС; 1941; Версия для печати

Про образование (пара разъяснений)

Желаю здравствовать
>, сначала 4-летнее а затем и 8-летнее, образование было введено в Германии (Пруссии) еще до середины 19 века, а в Японии всеобщее 8-летнее в конце 19 века, т.е. 4 - 8 поколений были грамотными.
Связывать напрямую грамотность и всеобщее образование некорректно. Грамотность, т.е. умение читать/писать могло быть достигнуто и вовсе без обучения в школе. Хотя, конечно, это не отметает того факта, что образованность среднеарифметического жителя СССР была существенно ниже, чем у среднеарифметического жителя Рейха.

>Так когда было введено 8 летнее образовние в Германии?
>А в царской России как с етим было?
За немцев не скажу, а в царской России готовились к выходу на всеобщее начальное (4-летнее) образование в конце 1910-х (в Клинскому уезде Московской губернии, например, вышли на этот уровень в 1915/1916 учебном году), о всеобщем 8-летнем в ближайшей перспективе не думали. Первая Мировая и последовавшие за ней события замедлили темпы развития системы народного образования.
В любом случае для организации всеобщего образования при той системе расселения, которая существовала в России в начале ХХ века требовалось большое время на подготовку достаточного количества педагогических кадров (а отнюдь не все выпускники учительских семинарий и т.п. заведений в результате оказывались в школах, некоторые получив диплом оседали в разного рода конторах в больших городах, телеграфистами и т.п. - учителя получали мало, а жили тяжело). Также необходимо было создать сеть начальных школ - на уровне "сельских обществ" (или нескольких "сельских обществ" в центральных районах, в любом случае на небольшом расстоянии от деревень, иначе как пешком школьники в школу в то время попасть не могли), обеспечить их всем необходимым. Школы, дающие среднее образование (типа 7-летки) создавались на уровне волостей (обычно при них имелись общаги), и количество обучаемых в них лимитировалось как возможностями самой школы, так и особенностями сельской жизни (не до учебы, робить надо). Вся эта 2-уровневая система создавалась в царской России довольно долго (первые попытки введения систематического начального образования на селе приходятся на 1840-е годы), завершено было ее создание только в 1920-х.

С уважением, Бокарёв Александр