От Сергей Зыков Ответить на сообщение
К Рядовой-К
Дата 23.03.2013 15:54:42 Найти в дереве
Рубрики 11-19 век; Униформа; Версия для печати

про волосатыя шапки

Военный сборник - Страница 111
1866

О ФОРМЕ И БОЕВОМ СНАРЯЖЕНИИ КАЗАКОВ

Какъ ни поздно прочиталъ я статью „О форме и боевом снаряженіи казаков ( "Военный Сборник" 1864 года, №. 4,), но не отвечать на нее намъ, казакамъ, было бы грешно. Въ статье этой разсуждаютъ о нашихъ интересахъ такъ, что осуществленіе ихъ было бы для насъ очень невыгодно. Пойдемъ прямо къ делу.

Казачья шапка.

Нынешнія папахи г. В. Д. признаетъ негодными для казаковъ, даже вредными. Такъ ли это? Авторъ говоритъ, что папахи даны казакамъ съ Кавказа, „но наверное климатическія причины у кавказцеве и уральскиха казакова неодинаковы“. Отвечаемъ: одинаковы, а если и есть разница на Кавказе, то именно съ той стороны, которая признана г. В. Д. не въ пользу папахи, т. е. на Кавказе жарче и жары продолжительнее.

„Не знаю, почему носят постоянно папахи кавказскіе джигиты.“ Потому, во-первыхъ, что папахи удобны: зимою защищаютъ отъ морозовъ, летомъ отъ жаровъ, а ночью папаху можно положить подъ голову, взаменъ подушки; во-вторыхъ, папаха прочна въ носке, такъ что на несколько летъ хватаетъ одной папахи; въ-третьихъ, папахи носятъ не одни джигиты, а все кавказское населеніе, отъ узденей до пастуховъ.

„Папаха тяжела“.... Несравненно легче прежняго кивера мучителя, и легче ничего придумать невозможно, что было бы равно полезно и зимою и летомъ, для строя и для домашней работы.

„Папаха причиняетъ въ зной приливы крови ка полове.“ Когда были введены у насъ папахи, оне намъ, казакамъ, пришлись какъ не надо лучше, и мы никакихъ приливовъ къ голове отъ нихъ не знаемъ и поныне; длинные походы съ папахами мы совершали безъ малейшей головной боли, и не было примера, чтобы отъ папахи у кого закружилась голова. Да полно на деле такъ ли бываетъ? Ученый міръ не разъ испыталъ, что практика дурачитъ теорію. У черкесовъ климатъ много жарче нашего; но они носятъ папахи круглый годъ, а въ жары еще усерднее. Въ Бухаріи, Хиве, Кокане тоже жарче нашего, а все тамошнее населеніе круглый годъ ходитъ въ такихъ же папахахъ и въ чалмахъ.

Оріенталисты говорятъ, что чалмы изобретены арабами именно въ защиту головы отъ вреднаго действія солнечныхъ лучей. И известно всему міру, что жители Аравіи ходятъ въ чалмахъ, а въ Аравіи ли не жарко? Следовательно, съ этой стороны, папахи не только не вредны, но безусловно-полезны; следовательно, удержать папахи настоятельно нужно. Да и самъ г. В. Д. говоритъ что приливы крови къ голове и чувство тягости бываютъ только съ непривычки, а мы, казаки, при введеніи папахъ, и не заметили этой непривычки.

На киргизовъ ссылка черезчуръ произвольна. Возможно ли утверждать, что киргизъ имеетъ меховую шапку отъ бедности, когда всякому известно, что меха составляютъ у киргизовъ капитальную сбытовую торговлю? Отъ бедности сшитъ немеховую шапку всегда легче и дешевле, если зной того требуетъ: легкая шапка можетъ быть сделана беднякомъ изъ всякаго матеріяла. Какая тутъ бедность — носить меховую шапку? Богатые же киргизы носятъ летомъ меховыя шапки вовсе не изъ щегольства. Зимою нужно прикрыть голову отъ мороза: киргизъ и покрывается мехомъ, а богатство даетъ ему только возможность иметь дорогой мехъ. Тутъ причина не щегольство, а морозъ. И летомъ причина меховой шапки не щегольство, а жаръ. Для предохраненія отъ зноя легкую шапку можно было бы сшить, въ видахъ щегольства, несравненно ценнее, чемъ меховая шапка. Сказать коротко: киргизы, бедные и богатые, носятъ въ летній зной меховыя шапки; стало быть, нельзя допустить щегольства одного и бедности другаго.

Глаза не защищены папахою ота солнца.“ Кавказскіе горцы Въ папахахъ стреляютъ такъ метко, что позавидуетъ всякій козырекъ. Сколько разъ мне случилось бывать на охоте въ папахе, и подъ защитою ея глазъ ни разу не сфальшивилъ.

„Ва дождь папаха становится еще тяжелее." Всякая одежда отъ дождя тяжелеетъ, а папаха менее другихъ, потому что подлинной шерсти ея дождь скатывается; если же папаха, и намокнетъ, то стоитъ только снять ее съ головы и раза два встряхнуть, и дождя какъ не бывало, чего съ другой одеждой сделать нельзя. Папаха высыхаетъ сама собою отъ действія воздуха сворее всякой вещи, и никакого огня для этого не только не нужно, но и не должно, потому что все меховое отъ действія искуственной теплоты высыхаетъ доломкости и становится негоднымъ, Предложеніе г. В. Д. сушитъ папаху на огне, да еще на большомъ, вовсе непрактично. При дожде папаха не требуетъ особой заботы, значитъ она больше полезна, чемъ вредна.

„Ва сухую погоду пыли набивается въ нее множество.“ Опять меньше, чемъ въ другую одежду. И съ этой стороны папаха темъ удобна, что стоитъ только тряхнуть ее, и пыли какъ не бывало. Выгнатъ пыль изъ другой одежды нужно побольше трудовъ.

„Для укладки ея нужно много места.“ Въ этомъ отношеніи папаха не только безукоризненна, но достойна, полнаго одобренія; она укладостью своею незаменима: походомъ и дома ее можно положить куда угодно и какъ удодно, безъ поврежденія. Ночью она отменная подушка, днемъ — великолепная шапка. Важное удобство для казака походомъ–положить шапку какъ попало,

„Однообразіе в папахах соблюсти трудно.“ Ничего не можетъ быть легче. Разумеется, если постройку папахъ предоставить произволу казаковъ, то однообразія не будетъ, какъ и во всякомъ произволе. Но если подвести подъ общую норму, то почему же трудно? Следовало бы пояснить эту трудность. Въ 1863 году, по случаю событій въ царстве Польском, уральцы выставили два полка, и 1800 папахъ были какъ одна. Формированіе этихъ полковъ было быстрое.

Главное неудобство папахи авторъ находитъ для джигитовки–делать рубку, скакать чрезъ барьеръ, нагибаться и т. п. По тяжести своей, папаха съ головы будто бы падаетъ. Во-первыхъ, неудобство это устраняется подбородниками; во-вторыхъ, обстоятельство это не столько важно, чтобъ опираться на него для уничтоженія папахи. Не надо забывать, что папаха есть парадный головный уборъ: въ военное время казаки несутъ службу и вступаютъ въ бой въ фуражкахъ. Изъ-за плеча ружье снимается при папахе отлично ловко. Это мы видимъ, летомъ, на ученьяхъ каждый день.

„Башлык на большую папаху надевать неудобно.“ Линейскіе казаки съ давнихъ временъ носятъ папахи и башлыки, и последніе употребляютъ только въ то время, когда на голове фуражка; папаха же сама собою защищаетъ голову, отчасти и лицо, не хуже башлыка. Если нужно, въ видахъ экономическихъ, что-нибудь одно отменить, то, конечно, башлыкъ, который при папахе лишается своего значенія и является лишнимъ.

„Лучшимъ доказательствомъ невыгода папахи служитъ то, что уральскіе казаки, командируемые на службу ва зауральскія степныя укрепленія, папаха вовсе не берута, а имеюта только фуражки съ козырьками и белыми чехлами.“ Во всехъ родахъ войскъ, расположенныхъ по крепостямъ сырской линіи, головной уборъ, парадный и непарадный, одинъ–суконная форменная фуражка подъ белымъ чехломъ, съ козырькомъ. Папахъ не берутъ съ собою казаки въ степь не потому, что признаютъ ихъ неудобными, а потому, что ихъ брать запрещено. При формированіи казаковъ въ степныя укрепленія, что брать съ собою — показывается казакамъ заранее изъ Оренбурга, генералъ-губернаторомъ, отъ иголки до тулупа. Въ степныя укрепленія беретъ съ собою казакъ то, что ему прикажутъ, а не то, что онъ хочетъ. Незнаніе авторомъ такого порядка позволяетъ намъ заключить, что г. В. Д. не былъ въ среде уральскихъ казаковъ и порядокъ службы ихъ знаетъ по наслышке: иначе, невозможно было бы высказать столь ошибочное сужденіе.

Рекомендуемая г. В. Д., взаменъ папахи, шапка-татарка действительно удобна, для обыкновенной носки и для строя; но удобства ея те же, какія и въ папахе. Оне обе складываются безъ хлопотъ вдвое, пластомъ, и укладываются невредимо куда угодно; походомъ съ ними можно обращаться безъ церемоніи. Устройство папахи съ шапкою-татаркою решительно одинаковое, съ тою только разницею, что папаха вполне цилиндрическая, а татарка цилиндръ съ куполомъ, или, какъ говоритъ авторъ, отреза шара на цилиндре. Другое отличіе - папаха делается изъ полусаксака, а татарка изъ мерлушки-выкидыша. Но между ними вотъ въ чемъ громадная разница: шапка-татарка слишкомъ дорога. Папаха редко обходится ка"заку въ три рубля; большею частію въ 2 я 2 руб. 50 коп.
Татарка же стоитъ по наименьшей мере 6 руб. и доходитъ до 10 р. И это вотъ почему: на папаху полусаксакъ берется съ ягнятъ уральскихъ степей, домашнихъ барановъ, которыхъ уральцы ежегодно сбываютъ внутрь Россіи не менее 100,000, Мерлушка же на татарку привозится только изъ Бухары, хивы, Кокана, чрезъ Оренбургъ, и изъ Персіи моремъ чрезъ Гурьевъ. Ввести татарки вместо папахъ значитъ увеличить денежный расходъ на сборку. Где видалъ г. В. Д. что татарка „имеется чуть не у каждаго казака“?

Утверждаемъ, что изъ уральцевъ никто не носить татарокъ, разве, какъ редкія исключенія, зажиточные казаки. Считаемъ обязанностію заявить, что татарокъ у насъ никогда и не водилось въ народе; татарки у насъ явленіе новое, занесенное изъ Бухары. Напротивъ, съ незапамятныхъ временъ наши деды и отцы носили зимнія шапки изъ черныхъ мерлушекъ цилиндрическія, точь въ точь нынешнія папахи, только верхъ обшитъ узкимъ серебрянымъ галуномъ по красному сукну. Такія шапки можно найти и теперь; татарки же носятъ здесь одни татары, и то богатые.

Авторъ, находя нынешнія кепи очень хорошими, упоминаетъ, что они понемногу заводятся казаками, и выражаетъ надежду, что эта фуражка скоро сделается общею въ домашнемъ быту. У насъ, на Урале, ничего нетъ близко на это похожаго. Авторъ заставляетъ насъ быть откровенными больше чемъ нужно. Ничто такъ не ненравится казакамъ, какъ кепи; увидать кепи на казаке–величайшая редкость; наденетъ кепи казакъ разве только тотъ, который, какъ говорятъ казаки, отпетая голова, хранцуз... „Она легка, укладиста и красива.“ Первое неоспоримо: легче трудно что-нибудь придумать; но неукладистость кепи вопіющая. Трудно себе представить, чтобъ такая маленькая вещь, какъ кепи, требовала столько хлопотъ и места для сбереженія. Козырекъ, околышъ и верхъ — все это жестко, ломается.

Походомъ мы пробовали укладывать кепи въ чемоданъ, въ седельную подушку, даже въ карманъ — везде она была помехою и портилась безвозвратно. Второе неудобство самое важное — козырекъ кепи уже слишкомъ горизонталенъ, нисколько не защищаетъ глазъ отъ солнечныхъ лучей. По этимъ неудобствамъ кепи у казаковъ не въ уваженіи. Воля ваша, кепи казаку нейдетъ.

Для удобнаго и дешеваго головнаго убора намъ, казакамъ, было бы нужно оставить: для парада нынешнюю папаху зимою и летомъ; для остальной потребности прежнюю фуражку съ козырькомъ.

Казачій кафтан и шаровары.

Изложенное подъ этой рубрикой такъ мало похоже на насъ, казаковъ, что необходимо пройти пунктъ за пунктомъ.

„главныя неудобства чекменя–покрой въ обтяжку.“ Разве где положена форма, чтобъ мундиръ былъ въ обтяжку? Предъ нами лежать все положенія о казакахъ, и ничего подобнаго мы не видимъ. Мундиры на нашихъ казакахъ строютъ широкими, во всехъ частяхъ свободными. Прошу взглянуть на любаго казака на службе въ Россіи.

„У казака руки не имеюmе ощущенія, чтоба отвискать крючки и петли.“ Какая же это сила убила въ насъ, казакахъ, чувство осязанія, что мы не можемъ распознать такой крупной вещи, какъ крючекъ съ петлей у мундира? Конечно, въ пальцахъ нашихъ осязаніе не столь тонко, какъ у другихъ, незнакомыхъ съ сетьми, баграми, лодками и плугомъ съ бороной; но ужь чекмень-то на крючки застегнуть мы съумеемъ.

„Чекмень такого покроя, чтобы сидеть не безобразно, должена шиться въ обтяжку.“ А несколько строкъ ниже сказано: „мундира въ обтяжку вовсе не условіе красоты.“ Это последнее, діаметрально-противоположное первому, казаки и взяли правиломъ. По нашему, чекмень только тогда и красивъ, когда онъ не въ обтяжку, во всехъ частяхъ просторенъ. Мы такъ и одеваемся: мундиръ во всехъ частяхъ широкъ, просторенъ и, по форме, на столько длиненъ, что выходитъ изъ безобразія. Никакой нетъ разумной потребности шить мундиръ въ обтяжку.

„Полы коротки, не защищаюmа нога выше колена ота холода.“ Этого не дастъ и проектируемая стеганка; для этого начальствомъ придуманъ плащъ.

„При передаче чекменя съ одного казака другому, надобно почти все перешиваmь.“ Не можетъ встретиться ни малейшей надобности, ни дома, ни на службе, передавать мундиръ съ одного казака на другаго. Мундиры казаки всегда донашиваютъ сами до нитки, если не въ строю, то дома, на работе. И всякая одежда, даже стеганка, съ одного человека неловка другому–кто же этого не знаетъ?

Наши форменные шаровары для насъ очень удобны. Штришки нисколько не помеха, напротивъ полезны. Действительно, наши шаровары надо шить сверху широкими, книзу уже.

Г-нъ В. Д. предлагаетъ „лучше всего казаку постоянно носить шаровары засунутые въ сапоги?.. Мы не видимъ къ тому разумной надобности. Изъ голенищъ шаровары станутъ вылезать и на коне и пешкомъ. Безобразія будетъ много, толку мало. Иметь для этого особые сапоги значитъ увеличить расходы и безъ того не малые. Отъ лошади же шаровары хорошо защищены седельными тибеньками. Прятаньемъ шароваровъ въ сапоги обезобразить казака можно, но выгодъ не выиграешь.
. . . . . . . . . . . .