От Pout Ответить на сообщение
К Александр Стукалин Ответить по почте
Дата 24.07.2008 09:52:39 Найти в дереве
Рубрики Современность; ВВС; Версия для печати

официально подтвердили (МО для Известий)

>
http://izvestia.ru/armia2/article3118739/

"Наши уже садились на Кубе и провели рекогносцировку"
Готовность "Белых лебедей" и "Медведей" "послужить" на Острове свободы "Известиям" подтвердили в Министерстве обороны России
Екатерина Забродина, Дмитрий Литовкин

"Власти должны ясно дать понять русским, что подобный шаг означает переход через определенный порог, пересечение красной черты". Это - реакция генерала Нортона Шварца, высокопоставленного военного и, между прочим, кандидата на пост начальника ВВС США, на публикацию в "Известиях", рассказывающую о возможном возвращении российских военных самолетов на Кубу (см. номер от 21.07.2008). Тем временем, как сообщили "Известиям" источники в Минобороны, экипажи самолетов уже провели рекогносцировку на местности - то есть взлетали и садились на Острове свободы, а также знакомились с инфраструктурой новых аэродромов базирования.

Через два дня после публикации в пресс-службе Госдепартамента США подтвердили, что "обратили внимание на сообщения прессы" о возможном возвращении на Кубу российских военных самолетов, но пока "не видели официальных подтверждений этого со стороны российского правительства".

Эта довольно странная формулировка (неужели в Госдепе и правда рассчитывают, что российские власти немедленно поделятся с американскими коллегами своими планами?) свидетельствует только об одном: "известие" по ту сторону Атлантики обсуждают. И обсуждают серьезно.

Стратегические ракетоносцы Ту-160 (его еще называют "Белый лебедь") и Ту-95МС (в натовской классификации "Медведь") в любой момент могут быть переброшены на аэродромы базирования в Латинской Америке и Африке, заявили "Известиям" в Минобороны России. Причем речь идет не только о Кубе, но и о Венесуэле и Алжире. Кстати, президент Венесуэлы Уго Чавес, находясь в минувший вторник с визитом в Москве, заявил, что Каракас будет рад принять российских военных. И это, видимо, тот случай, когда слова Чавеса ничуть не расходятся с делом.

Военные не скрывают, что переброска стратегических ракетоносцев к берегам Америки - реакция и на размещение элементов американской противоракетной обороны в Польше и Чехии, и на расширение НАТО на Восток. Это мог быть тот самый "асимметричный ответ", сообщил наш собеседник в военном ведомстве.

При этом важно подчеркнуть: факт проведения рекогносцировки вовсе не означает, что в эти страны летали именно стратегические бомбардировщики. Военным летчикам для знакомства с местностью вполне достаточно посетить незнакомый аэродром, скажем, на транспортном самолете. Именно это, подтверждают источники "Известий", и было уже сделано.

Напомним, в августе 2007 года было принято решение о возобновлении регулярных полетов стратегических ракетоносцев в отдаленные районы мира, в том числе и к берегам США. После этого перед военными встал вопрос о создании так называемых "аэродромов подскока" - промежуточных площадок, где стратегические ракетоносцы могли бы совершить посадку, дозаправиться топливом, пройти ремонт. Сегодня, взлетев с аэродрома Энгельс под Саратовом и направившись к берегам Америки, наши Ту-160 и Ту-95МС в случае чего могут рассчитывать только на свои силы.

- Полет до Америки длится десять часов, но даже с двумя дозаправками в воздухе машина может всего полтора часа находиться в непосредственной близости от побережья США, - объясняет "Известиям" бывший главком ВВС Петр Дейнекин.

Появление "аэродрома подскока" в Латинской Америке сделает время пребывания наших ракетоносцев в другом полушарии практически неограниченным. На Кубе, как говорят военные, скорее всего, будут базироваться топливозаправщики Ил-78. Внешне они ничем не отличаются от транспортных Ил-76 - поэтому вопросов со стороны американцев быть не должно. Они-то и будут дозаправлять прибывшие в район несения боевого дежурства наши Ту-95МС и Ту-160.

В последнее время обе машины прошли серьезную модернизацию, одним из элементов которой было размещение на бомбардировщиках новейшей крылатой ракеты Х-555. По некоторым данным, она летает более чем на 3,5 тыс. километров. Так что, учитывая мобильность самого бомбардировщика, им теперь действительно не нужна постоянная база где-либо на отдаленных территориях - при таком вооружении доступна фактически любая цель. Считается, что против X-555 бессильны не только современные зенитно-ракетные комплексы, но и создающаяся американская система НПРО. Но это только в случае начала боевых действий, вероятность которых, как хочется верить, близка к нулю. А сейчас "Белый лебедь" и "Медведь", скорее всего, будут заниматься радиоэлектронным сбором информации вместо закрытой станции в Лурдесе.

предыдущая
http://izvestia.ru/armia2/article3118597/
"Белый лебедь" поселится на Острове свободы?
На Кубу могут вернуться российские военные самолеты
Александр Майоров

"Пока они разворачивают системы ПРО в Польше и Чехии, наши самолеты дальней стратегической авиации уже садятся на Кубе", - как бы случайно бросил в разговоре с корреспондентом "Известий" высокопоставленный источник. "Известия" решили проверить эту по сути сенсационную новость.

В принципе самолеты нашей дальней авиации могут "забраться" в любой уголок земного шара. И сверхзвуковой ракетоносец Ту-160 (летчики называют его "Белый лебедь"), и стратегический бомбардировщик Ту-95МС (натовцы прозвали его "Медведь") по своим техническим характеристикам способны долететь и до Кубы. Но тут технических возможностей мало - нужно политическое решение.

- Подобные разговоры есть, но это только разговоры. При этом не буду говорить, что за ними ничего реального не стоит, - ответил "Известиям" высокопоставленный собеседник в штабе стратегической дальней авиации.

Пока на Кубу часто летают российские летчики другой авиации - военно-транспортной, выполняя заказы частных компаний. Такие перелеты, с одной стороны, позволяют подзаработать, с другой - поддерживать у пилотов навыки.

Кроме того, как выяснили "Известия", сейчас Россия ведет переговоры с Кубой о поставке на Остров свободы самолетов российского производства. Недавно были поставлены 2 самолета Ил-96 и 4 самолета Ту-204: 2 пассажирских и 2 грузовых.

- Российско-кубинские отношения в последнее время стали самодостаточными и не зависят ни от какой политической конъюнктуры, - дипломатично заявил недавно российский посол на Кубе Михаил Камынин.

Говоря о Кубе, эксперты чаще всего вспоминают те объекты, которые использовались во время пребывания там частей советской армии. Так, инфраструктура порта Мариель довольно старая, но все же способна принимать корабли (именно туда прибывали наши ракеты через Атлантику). Да и в провинции Пинар-дель-Рио, где раньше дислоцировались части советских войск, можно снова разместить военных. Главный символ советского военного присутствия - военная база в Лурдесе, недалеко от Гаваны, где в советские времена была расположена радиолокационная станция слежения. В октябре 2001 года станцию решили закрыть. Тогдашний начальник Генштаба Анатолий Квашнин говорил, что она слишком дорого обходится - арендная плата составляла порядка $200 млн в год. Но Лурдес был не просто военным объектом. Это был символ "оборонного единства" России и Кубы. Корреспондент "Известий" два года назад побывал в этих местах. Тогда кубинцы рассказывали, что вместо станции сейчас здесь научно-исследовательский институт радиоэлектроники.

- Можно ли развернуть станцию слежения снова и в какие сроки? -спросил тогда корреспондент "Известий" у кубинского космонавта Арнольдо Мендеса.

- Можно. И довольно быстро... - уклончиво ответил кубинец.

Кстати, если бы наши "Медведи" и "Белые лебеди" появились на Кубе, то этот факт обязательно зафиксировали бы американские РЛС. От Кубы до побережья Соединенных Штатов всего-то 90 миль. Кроме того, у США на Кубе есть свои "глаза и уши" на самом острове - база Гуантанамо (там не только тюрьма для террористов).

- Если бы самолеты действительно садились на Кубе, то американцы это обязательно бы отфиксировали и подняли визг, - считает один из экспертов "Известий". - Нет визга - не было и самолетов.

- Я бы не сказал, что на Кубе нужны российские самолеты для постоянного базирования, - заявил "Известиям" генерал-полковник Леонид Ивашов, бывший начальник управления международного сотрудничества Минобороны, президент Академии геополитических проблем. - Знаю, что самолеты стратегической авиации имели промежуточные, посадочные аэродромы на островах Зеленого мыса. Для такой цели можно использовать и Кубу. Повторюсь: не как места постоянного базирования - это не нужно, - а как "аэродромы подскока", "аэродромы дозаправки".

- Ну, вернуться-то туда не только на самолетах мы можем? - спросили "Известия".

- Кубинцы долго ждали нас. По-моему, и сейчас они нас ждут, - уверен Ивашов. - Вероятно, они не будут возражать, если мы на базе Лурдес снова развернем посты радиотехнической разведки или еще что-то. В свое время мне Фидель Кастро показывал - а кубинцы были готовы нам передать - глубоководную бухту, где хранились запасы топлива для кораблей. Что касается других объектов, то тут нужен анализ - не нужно брать, что придется.

Такой анализ, видимо, должно провести военно-политическое руководство России. Генерал Ивашов убежден, что нам жизненно необходимо зарубежное присутствие:

- Нам нужна собственная стратегия безопасности. А поскольку у нас ее нет, то мы вовлечены в чужие стратегические игры. Ведь сегодняшняя планета - это сплошные силовые поля, где переплелись интересы стран, блоков и коалиций. Нужна система нашего базирования за рубежом. Такое присутствие делает систему безопасности более эффективной и устойчивой.

В общем, если даже и не было "стратегов" на Кубе, то должны быть.


http://www.ng.ru/editorial/2008-07-24/2_red.html
Мы за ценой не постоим?
Дорогостоящие военные проекты имеют шаткое обоснование
2008-07-24

Некие высокопоставленные военные из Дальней авиации конфиденциально сообщили журналистам, а значит, и всему свету, о том, что российские стратегические бомбардировщики могут использовать аэродром на Кубе для дозаправки во время полетов на воздушное патрулирование в Атлантике. «В случае принятия соответствующего политического решения ракетоносцы Ту-160 и Ту-95МС могут осуществлять дозаправку на одном из кубинских аэродромов. Соответствующую рекогносцировку российские специалисты уже провели», – сказал собеседник агентства «Интерфакс».


Тут же тему подхватили компетентные отставники. Командующий Дальней авиацией в 1997–2002 годах генерал-лейтенант Михаил Опарин уточнил, что возможность посадки российских стратегических бомбардировщиков на Кубе рассматривалась еще десять лет назад. «Однако тогда не было принято соответствующего политического решения. Если сейчас такое решение будет принято, то это можно только приветствовать», – сказал генерал. Появились добавления – необходимо иметь аэродромы подскока, то есть дозаправки, во Вьетнаме, Западной Африке, словом, повсюду в мире.

Амбициозная задача обосновывается следующим образом: «достать любого противника, где бы он ни находился – за пятью морями и океанами. Для этого нужна специальная подготовка летного состава, который должен уметь сажать самолеты на различные аэродромы». А вот и патетика игры стратегического воображения: расширение сферы действия российской Дальней авиации могло бы стать одним из ответных шагов Москвы на односторонние действия США по приближению объектов системы ПРО к границам России.

Летный состав ВВС не поверил своим ушам. Да это же невероятно, единодушно считают те, кто сидит за штурвалами боевых самолетов. Долететь до Кубы с помощью дозаправки в воздухе возможно. Но на обратном пути до точки встречи с самолетом-дозаправщиком недотянуть. Завоз же на Остров свободы авиакеросина в необходимых количествах потребует немалых средств. Это не один караван танкеров. Кроме того, необходимы огромные суммы денег для организации инфраструктуры, одна только аренда военной базы за рубежом сегодня исчисляется сотнями миллионов долларов. В военном бюджете столь огромных сумм не предусмотрено.

Во имя чего? Только для обучения летного состава – слишком дорого. Ответ на американскую ПРО в Европе? Отнюдь не асимметричный, как было обещано, а чрезвычайно затратный. К тому же американская ПРО находится в Европе, а мы собрались летать с ядерным оружием на борту по всему земному шару. Опасно, прежде всего для международного авторитета России. Америку же Дальней авиацией не испугаешь – уязвима, устарела. Сами же США отказались от дальнего воздушного патрулирования почти два десятилетия назад.

Нет прозрачности в планах у военных. Устав предписывает при выполнении задачи любого уровня – тактической, оперативной или стратегической – сначала определить цель, затем – какого противника и как уничтожить, на основе чего организовать свои силы и средства, установить их взаимодействие. По аналогии с предпринимательством это можно называть бизнес-планом. Под него отпускаются деньги, как и у военных.


Неясность целей, а следовательно, и чрезмерность затрат определяется только одним – отсутствием документов, которые бы ориентировали армию на выполнение вполне конкретных задач. К примеру, существующая Военная доктрина признана устаревшей, а новую разрабатывают в Совбезе уже не первый год. Кто сегодня противник? Какова стратегия и тактика национальной безопасности? Средства и способы их реализации? Вопросы без ответа – всё высокопарные слова. Вроде тех, что мы ответим на американское ПРО «военно-техническими мерами». Звучит многозначительно, а реальный бизнес-план не подстегнут. Очевидно, что его не существует вовсе. Только сотрясание воздуха. Иначе не стали бы ответственные люди из Дальней авиации анонсировать сомнительные проекты.


http://situation.ru/