От Pout Ответить на сообщение
К All Ответить по почте
Дата 26.12.2006 08:13:47 Найти в дереве
Рубрики Современность; Политек; Версия для печати

Национальный проект... для Майкрософт

Национальный проект... для Майкрософт

http://situation.ru/app/j_art_1164.htm

Microsoft и Федеральное агентство по атомной энергии (Росатом) объявляют о подписании Меморандума о сотрудничестве. Меморандум подписан на встрече руководства компании Microsoft и Росатома, что закрепило договоренности о партнерстве в области информационных технологий. По итогам реализации положений Меморандума компания Microsoft станет одним из основных технологических партнеров предприятий атомной энергетики и промышленности.
Между тем, российские депутаты недавно предложили запретить использование западного софта в стратегических отраслях в государственных информационных системах, обеспечивающих стратегические отрасли и особо важные объекты, должно быть запрещено использование зарубежного программного обеспечения и компьютерного оборудования. Названы отрасли, которых это, по мнению депутатов, должно коснуться в первую очередью: это военный комплекс, транспорт и энергетика



Передача Майкрософт комплексного проекта автоматизации атомных станций России – это очень нетривиальное событие, лишь на первый взгляд вполне обыденное. Если бы речь шла только о “верхнем уровне“, событие не было бы таким значимым, но общий ход процесса остался бы тем же, хоть и не столь заметным. Атомная станции – объект особый, системы управления ими обладают специальными характеристиками. Комплексные проекты таких систем, как правило, оказывают влияние на большую часть отраслей, таких, как микроэлектроника, электротехническая промышленность, приборостроение, точная механика. За эти проекты во всем мире идет серьезная борьба, потому что страна, выполняющая их, получает дополнительный импульс развития этих отраслей. Гейтса можно поздравить: получение такого подряда – очень выгодный бизнес.


Но нас интересует не бизнес Б. Гейтса, и не столько сам подряд на автоматизацию АЭС. Глава Росатома может выбирать любого контрагента и генподрядчика, а генподрядчик беседовал по этому поводу с Президентом России. Интересен “инновационный“ ход, который заложен в основу этого проекта: знание следующего поколения будет теперь двигаться в обход России.


В АЭС три вида специального интеллекта – атомная физика, физика полупроводников, и математика в виде систем управления реактором и станцией в целом. Физика полупроводников как отрасль сегодня в России уничтожена. Математика, лежащая в основе сложных систем управления, еще теплится на уровне отдельных проектов и университетских кафедр как носителей базового знания. Ее дальнейшее даже не развитие, а существование зависит от проектов, подобных обсуждаемому. Обывательское заблуждение, согласно которому программист – это и есть тот человек, который создает систему управления, глубоко ошибочно. Программист только “вкладывает“математику в компьютер. Он “топчет клавиатуру“ и бодается с синхронизацией процессов. А постановку задач и разработку математики выполняют люди, для которых программирование зачастую просто лишняя докука. Поэтому подряд на системы управления АЭС может создать много квалифицированных рабочих мест для специалистов в области систем управления и математиков России. Есть еще архитекторы сложных вычислительных систем, которые также определяют базовые конфигурации, реализуемые затем исполнителями. Это сеть, в узлах которой пирамидальные коллективы. На вершине пирамид постановщики задач, архитекторы, уникальные специалисты, обладающие прекрасным образованием во многих отраслях науки каждый. Тот, кто владеет комплексной тематикой, тот создает когнитивную сеть, и работает с одним, много двумя уровнями пирамид, составляющих эту сеть. Когда тематика кончится, основание пирамид пойдет искать другую работу, а вершины будут собраны в следующий проект. С новым знанием. Это и есть главная цель любого крупного комплексного проекта. Она же, к сведению господ управителей, инновационная. Следовательно, передача управления комплексным проектом Майкрософт является передачей знания следующего поколения в Америку без возможности его генерации в России.


Те, кто выстраивают эту схему, люди умные, хорошо владеющие самыми современными методиками работы с людьми. Это и специалисты-социологи, и сайентологи, и классные бизнес-менеджеры. Поэтому возражения на написанное (если они понадобятся), будут грамотными и убедительными. Собственно, я и сам могу выстроить очень стройную, компактную систему возражений прямо сейчас. Есть только один нюанс, который незримо будет разделять две системы – это моральный императив.


Дмитрий Симакин в журнале “Компания“ http://www.rambler.ru/news/it/0/9328887.html
пишет : “После двух провалившихся попыток наладить бизнес в России основатель Microsoft надолго забыл о нашей стране и переключился на более предсказуемые Индию и Китай. Там он быстро нашел взаимопонимание с властями и начал последовательно строить монополию на рынках ПО этих стран. Причем достиг в этом столь значительных успехов, что уже через несколько лет правительства Индии и КНР всерьез задумались об ограничении использования в государственных организациях и учебных заведениях продуктов Microsoft в пользу программного обеспечения с открытым кодом/
Потери в глобальной войне против операционных систем с открытым кодом, которые создатели Windows несут на всех фронтах, заставили Билла Гейтса вновь вспомнить о России. Сегодня для экспансии Microsoft на наш рынок сложились самые благоприятные условия. Развитие высокотехнологичных секторов производства объявлено приоритетной государственной программой Во время визита в Москву Гейтс проявил неподдельный интерес к инновационным идеям правительства, венчурным фондам и финансированию научных разработок“ и национальным проектам.


Между тем, российские депутаты недавно предложили запретить использование западного софта в стратегических отраслях


http://www.rambler.ru/db/news/msg.html?s=5&mid=7843885
Депутаты Геннадий Гудков и Александр Хинштейн совместно с рядом российских ученых предложили внести поправку в закон “Об информации, информационных технологиях и защите информации“, согласно которой в государственных информационных системах, обеспечивающих стратегические отрасли и особо важные объекты, будет запрещено использование зарубежного программного обеспечения и компьютерного оборудования. Перечень этих объектов должен быть установлен правительством. Названы отрасли, которых это, по мнению депутатов, должно коснуться в первую очередью: это военный комплекс, транспорт и энергетика


Этот вопрос обсуждал комитет Госдумы по информационной политике. Председатель комитета Валерий Комиссаров заявил, что вариант, который предлагают депутаты, требует глубокой проработки, вплоть до подготовки специального закона, направленного на приоритетное развитие отечественных технологий. “Я абсолютно позитивно воспринимаю то, что предлагают Гудков и Хинштейн: они абсолютно правы“, – заявил Валерий Комиссаров. Комиссаров намерен лично инициировать подготовку проекта обращения Госдумы к Михаилу Фрадкову с просьбой ускорить законодательное обеспечение по вопросам, поднятым, в проекте Гудкова и Хинштейна.


Действительно, на сегодняшний момент 90% используемого в России софта произведено за рубежом. Подавляющее количество вычислительной техники, используемой в том числе и на стратегически важных объектах и предприятиях, тоже ввезено из-за границы. По мнению авторов поправок, это создает опасность, что информация, в том числе и секретная, может стать известна зарубежному поставщику. “У разработчиков есть возможность заложить “ошибки“, которые могут сделать недейственными военные системы, системы навигации и т. д. При необходимости их можно легко вывести из строя. На карте военная безопасность нашего государства. Если мы не примем закон – мы окажемся безоружными“. – говорит Геннадий Гудков.

По словам депутатов, на закупку программных продуктов Россия ежегодно тратит $12 млрд. А через 3–4 года необходимо полностью обновлять и программы, и компьютеры, поэтому, по мнению депутатов, наша зависимость становится все больше.

При этом Гудков похвалил несколько министерств, особо отметив, что эта информация является секретной. Депутат решился приоткрыть государственные секреты, сообщив, что Министерство по чрезвычайным ситуациям использует отечественные разработки, Минпромэнерго также ведет свои разработки в этой области и внедряет их. Однако ряд ведомств, в том числе и Роскосмос, работают на 100% импортном ПО. Правда, Гудков сообщил удивительную информацию, что Минсвязи и ФСО работают только на отечественных продуктах. По информации “Газеты.Ru“, правительственная связь действительно построена исключительно на отечественных разработках, однако в своей ежедневной “офисной“ жизни указанные ведомства используют западные программные продукты.

Авторы проекта ссылаются на опыт зарубежных стран. По их словам, Англия, Франция, Германия переходят на свой собственный софт. В частности, во Франции разрабатывается свой язык программирования, а Европейское космическое агентство разрабатывает собственный процессор. “Если есть отечественный аналог западного ПО – необходимо отдать приоритет ему, – говорит Александр Хинштейн. – Это особенно касается военных, стратегических объектов и сохранения гостайны. Если иностранная компания поставляет оборудование – она будет использовать эту возможность для получения секретной информации, разведданных. Это возможно путём внедрения в технику “посторонних объектов“, и такие случаи уже были. Те, кто противостоит принятию этого закона, – пособники западных разведорганов“


“Западные программы содержат программы-“закладки“, которые могут в любой момент прийти в действие. Госдума должна запретить использовать в особых отраслях импортное ПО“, – настаивает один из авторов поправок, академик РАЕН Сергей Ковалевский.

Перевод государственных структур на отечественный софт обсуждается достаточно давно, однако у таких серьезных изменений много противников и в самих органах госвласти.



---------
http://situation.ru/