петровской еще эпохи, когда взялись осваивать европейскую военно-книжную премудрость
кстати, есть еще один подход: посмотреть послужные списки профессорско-преподавательского состава академий и училищ за 20-30 годы на предмет: где и кем служили кроме учебных заведений, где когда и как воевали
>>Здравствуйте
>
>>Прошу прощения, что не распознал текст, но, быть может, кого-то заинтересует.
>> http://numer140466.livejournal.com/146118.html
>
>петровской еще эпохи, когда взялись осваивать европейскую военно-книжную премудрость
>кстати, есть еще один подход: посмотреть послужные списки профессорско-преподавательского состава академий и училищ за 20-30 годы на предмет: где и кем служили кроме учебных заведений, где когда и как воевали
там на форуме висело немало документов, и в частности был перечень преподавателей Военной академии им. Фрунзе за 1928 или 29-й гг., ЕМНИП.
Ну так там имена все известные - кроме преподавателей по политэкономии как бы не 100% бывшие генштабисты старой армии, причем в генеральских и штаб-офицерских чинах.
в 1925 году в военно-учебных заведениях РККА 59% преподавательского состава имели образование, полученное только в старой армии, и 51% - без стажа Гражданской войны.
В связи с данными цифрами отмечу следующие моменты:
- первая цифра безусловно не охватывает всех бывших офицеров старой армии, поскольку не включает тех из них, кто прошел через Военную академию и курсы усовершенствования (в том числе ВАК). А через эти учебные заведения проходили и кадровые офицеры старой армии в т.ч.
- первое и второе множества безусловно пересекаются, и пересекаются в значительной части. Можно с высокой степенью уверенности предполагать что вторые в подавляющей части входят в число первых. По следующим причинам – а) держать преподавателями в военных школах лиц без военного образования имело смысл только при наличии боевого и в первую очередь командного опыта, и для лиц, не получивших военное образование в старой армии, такой опыт мог оказаться доступным только в годы Гражданской войны, б) в Военную академию либо на курсы усовершенствования опять же в первую очередь направляли лиц, зарекомендовавших себя в годы Гражданской войны. Соответственно, практически половина преподавательского состава – это военные старой армии, причем ИМХО преимущественно кадровые военные, либо офицеры военного времени с длительным опытом ПМВ (брать на преподавательские должности прапорщиков обр. 1917 года, не прошедших затем Гражданскую войну, в стране с большим контингентом опытных военных мягко говоря нецелесообразно). Исключением здесь могли быть лишь преподаватели гражданских предметов, если они тут вообще учитывались. Получается, у опытных, преимущественно кадровых, офицеров, вполне была возможность пересидеть гражданскую войну, и устроится потом в РККА - и многие этой возможностью воспользовались.
Добавлю, что данные цифры в самом документе предваряются следующей фразой: «в начале десятилетия в ВУЗах оставалось значительное число начальствующего состава, который в прошлом не хотел принимать участия в гражданской войне, не прошел через ее горнило, оторвался от армейской массы, жил багажом старой царской армии». И далее - «в значительной мере, в силу именно этого обстоятельства, ВУЗы давали армии молодого командира, отличавшегося излишней теоретичностью, мало знавшего строевую часть и не умевшего с первых же дней поставить на должную высоту подготовку бойца для современного боя».
Ну и до кучи к вопросу об утрате преемственности со старой армией – как видим, как минимум половина преподавательского состава – после сокращения армии и фрунзевских реформ – старые офицеры. Как минимум – поскольку кроме 59 процентов имелись еще и офицеры, получившие дополнительное военное образование уже в РККА.