От Владислав Ответить на сообщение
К Баир Иринчеев Ответить по почте
Дата 14.07.2005 04:44:12 Найти в дереве
Рубрики WWII; 1941; Версия для печати

Вопрос был о соблюдении конвенции вообще, а не только в 41 -- 44-м

Приветствую!

Случай с добиванием двух сотен раненых в Зимнюю войну, думаю, тебе известен.

В "Продолжительную" войну подобных случаев не зафиксировано, но тем не менее... Думаю, этот текст тебе знаком:

---------

Летом 1944 года в лагере № 32 произошел и другой, привлекший много внимания, случай массовой казни. На обочине шоссе, ведущего к линии фронта, в районе Ухты была замечена группа из пяти вражеских солдат, наблюдавших за движением. Вся группа сдалась в плен, и их привезли в 32-й лагерь. Одетые в советскую военную форму пятеро молодых парней занимались уже кто чем мог по хозяйству, когда военно-полевой суд приговорил их вдруг к смертной казни. Только один карельский паренек, говоривший по-фински, остался в живых. Приговоренных расстреляли уже на следующий день утром... Этот случай заслуженно вызвал большое удивление и кривотолки среди персонала лагеря. Дело было, видите ли, в наказании как устрашении для пленных. Мало того, финноязычный пленный уцелел, а русские были расстреляны. К тому же группу нельзя было назвать шпионской.

Документы ничего не говорят о самоуправстве, связанном с лишением жизни военнопленных (самовольные расстрелы и т. д.). При показательном расстреле 15 пленных на территории шюцкоровской организации Савонлинна волости Керимяки, местечке Риитасеисуола, утверждалось, что идет расправа с участниками "восстания", хотя 45 процентов пленных этого производственного участка уже погибло от голода и болезней (так записал в своем рапорте военный инспектор при ставке по делам военнопленных полковник Споре). Из-за распутицы инспектору не удалось выяснить причину этого группового расстрела и виновных, разрешивших его. [На массовое убийство годится?]

...

В Финляндии расстреливали военнопленных и по решению официального суда, и по неофициальному приказу какого-нибудь начальника лагеря, и даже по личной инициативе любого солдата охраны. Говоря без преувеличения, среди приговоренных к высшей мере наказания был только один случай, когда военнопленный действительно набросился на конвоира и тем самым заслужил смерть.

---------

(Эйно Пиетола, "Военопленные в Финляндии")


В целом же обращение в военопленными оставляло желать много лучшего. Очень пложие условия в лагерях, высокая смертность. Жестокие наказания за минимальную провиность (в том числе телесные наказания, то есть пытки) носили регулярный характер -- подробности см. у того же Пиетола. Сдача военопленных "в аренду" фермерам, кстати, тоже в рамки ЖК никак не укладывается... Я не говорю о массовом заключении в концлагеря и использовании в качестве рабов гражданских лиц (!), даже детей (!!!)-- это уже не Женева, а Гаага.


Удачи!

Владислав