Базовая часть истории - гносеология, т.е. учение о познании.
Без философской основы никуда уехать нельзя - будет эмпирика.
То есть можно знать множество частных фактов, но их невозможно будет обобщить без логических нарушений.
Истмат в реальности не давал историку абсолютно ничего, поскольку гносеология там марксистско-ленинская, т.е. с априорными оценками. Да и сама дисциплина - так себе
>Признание кризиса исторической науки (с начала 80-х до наших дней) никто не отменял...
Кризис науки связан с идеологической ангажированностью исследователя. Марксизм-ленинизм впихивали в голову и заставляли по каждому вопросу сверяться - не написали-ли чего классики? Джае в работах по древней истории есть обязательные ссылки на 2 труда Маркса-энгельса и 1 работу Ленина - собственно, его речь на вокзале, где для войск, отправляющихся на фронты гражданской войны, была изложена формационная пятичленка.
Когда все рухнуло, оказалось что другой философской основы у историков нет
нее :-) главное - организация труда и научная коммуникация :-)
Здравствуйте !
>Истмат в реальности не давал историку абсолютно ничего, поскольку гносеология там марксистско-ленинская, т.е. с априорными оценками. Да и сама дисциплина - так себе
У Логунова речь идет не о содержании, а об институциональном положении истмата в советской исторической науке - апелляция к истмату как решение проблемы демаркации. Убрали (или чуть ранее - потерял он признание в таком качестве) - и отграничение науки от ненауки размылось и до сих пор критерии научности не выработаны (в этом - ну, не только - кризис). Статья называется "Отечественная историографическая культура: Современное состояние и тенденции трансформации" // Образы историографии. М.: РГГУ, 2000 - С. 7-59.
По тезису из заглавия: если плоды трудов (историков или еще кого) по своим свойствам не приспособлены для использования коллегами, то никакая гносеология не поможет. Боюсь, что даже мешать будет; т.е. если препятствует появлению таких свойств, надо ИМХО от такой избавляться, не глядя на привлекательность. Также ИМХО только позитивистский (условно) подход нормально обеспечивает научную коммуникацию...
Вот потому мы с ФВЛ на разных языках и разговариваем :-)
>если плоды трудов (историков или еще кого) по своим свойствам не приспособлены для использования коллегами, то никакая гносеология не поможет.
И наоборот. Коллега (к примеру) не в состоянии понять профессиональный язык