>Я "верх" поскипал, с Вашего разрешения.
>>>>>Плюс есть система резерва, учета и т.д.
>>>>Она у всех была.
>>>ЕМНИП в ряде других стран мобилизация шла "от деревни, рода, улицы" и т.д. у монголов на более низком уровне, т.е. семья.
>>Ну, пожалуй... А это преимущество?
>ИМХО, большая точность учета, ответственность ложится на главу семьи и т.д. Т.е. это повышает моб. возможности.
Да. Но также существенно увеличивает трудоемкость контроля. Пожалуй. В ЛЮБОМ случае необходима иерархия: большая шишка отвечает за мобилизацию в своей области, он спрашивает с подчиненных ему шишек помельче за мобилизацию по их селениям, они работают со старостами, те - с семьями/кланами. Нормальная феодальная пирамида. ИМХО, она примерно такая была что в Европе, что у монголов.
>>>>>Качество "призывников" тоже выше, чем у остальных, ну или в ряде случаев сравнимо.
>>>>Качество призывников обеспечивается не системой мобилизации, а образом жизни. За отдельными исключениями (английские лучники).
>>>Естественно. Правда плюс к этому у них (монголов) не было (по крайней мере мне на глаза информации не попадалось) практики откупа и т.д. способов выставить вместо себя кого-то еще, избежать призыва.
>>Не факт, что это преимущество. Можно рассматривать и наоборот: зачем (условно говоря) толстому латифундисту ехать на войну, если можно найти того, кто на это согласен по доброй воле (и очевидно при этом более пригоден по всем кондициям).
>Толстый латифундист конечно лучше дома останется. Но он может найти человека с военным опытом/просто физ. способного и с какими -то навыками, обмундировать, дать коня и т.д. - это хорошо. Если мелкий, или не очень землевладелец/скотовод не едет на войну (бронь родом проели, конь подох, воевать неохота) хотя обязан и вполне способен, а посылает вместо себя-катафрактария (условно) холопа/добровольца-наемника/бедного родственника в кожанке с двумя дротиками - то это плохо.
В принципе европейские законы очень детально регламентировали количество и снаряжение призывников в зависимости от имущественного ценза военнообязанных. Приведу в пример ту же Англию: https://vif2ne.org/nvk/forum/1/archive/447/447242.htm
>>Я "верх" поскипал, с Вашего разрешения.
>>>>>>Плюс есть система резерва, учета и т.д.
>>>>>Она у всех была.
>>>>ЕМНИП в ряде других стран мобилизация шла "от деревни, рода, улицы" и т.д. у монголов на более низком уровне, т.е. семья.
>>>Ну, пожалуй... А это преимущество?
>>ИМХО, большая точность учета, ответственность ложится на главу семьи и т.д. Т.е. это повышает моб. возможности.
>Да. Но также существенно увеличивает трудоемкость контроля. Пожалуй. В ЛЮБОМ случае необходима иерархия: большая шишка отвечает за мобилизацию в своей области, он спрашивает с подчиненных ему шишек помельче за мобилизацию по их селениям, они работают со старостами, те - с семьями/кланами. Нормальная феодальная пирамида. ИМХО, она примерно такая была что в Европе, что у монголов.
НУ все таки мы вроде определили некоторые отличия монгольской системы
>>>>>>Качество "призывников" тоже выше, чем у остальных, ну или в ряде случаев сравнимо.
>>>>>Качество призывников обеспечивается не системой мобилизации, а образом жизни. За отдельными исключениями (английские лучники).
>>>>Естественно. Правда плюс к этому у них (монголов) не было (по крайней мере мне на глаза информации не попадалось) практики откупа и т.д. способов выставить вместо себя кого-то еще, избежать призыва.
>>>Не факт, что это преимущество. Можно рассматривать и наоборот: зачем (условно говоря) толстому латифундисту ехать на войну, если можно найти того, кто на это согласен по доброй воле (и очевидно при этом более пригоден по всем кондициям).
>>Толстый латифундист конечно лучше дома останется. Но он может найти человека с военным опытом/просто физ. способного и с какими -то навыками, обмундировать, дать коня и т.д. - это хорошо. Если мелкий, или не очень землевладелец/скотовод не едет на войну (бронь родом проели, конь подох, воевать неохота) хотя обязан и вполне способен, а посылает вместо себя-катафрактария (условно) холопа/добровольца-наемника/бедного родственника в кожанке с двумя дротиками - то это плохо.
>В принципе европейские законы очень детально регламентировали количество и снаряжение призывников в зависимости от имущественного ценза военнообязанных. Приведу в пример ту же Англию:
> https://vif2ne.org/nvk/forum/1/archive/447/447242.htm
Тут все понятно, я про другое. "Отлынивание" от службы, замена себя кем-то в ущерб боеспособности были например в Византии.
Так, что есть пример, когда замена "военнообязанного" другим не есть благо. Хотя признаю, что в отношении моб. системы монголов это не столь важный момент.
С уважением, Коннов Максим