>Крепс Михаил / О поэзии Иосифа Бродского
может, он и специалист... но и он неправ.
>Знаменательно, что полководец встретится со своими солдатами в аду, так как все они нарушили заповедь "не убий", а также и то, что маршал, как и другие полководцы всех времен и народов, не почувствует раскаяния в совершенных действиях и никогда не признает себя военным преступником. Его оправданием всегда будет то, что он был подневольным человеком, и на все обвинения он даст один ответ: "Я воевал", т.е. был солдатом и выполнял свой долг.
Заповедь «не убий» так категорична, что всякие попытки примирить ее с допустимостью для христиан войны кажутся неискренней софистикой, направленной к оправданию заведомого зла.
А между тем не подлежит никакому сомнению, что Православная Церковь глубоко права в своем отношении к войне.
Христианство принципиально войны не отрицает.
Не всякая война является злом с христианской точки зрения.
Может быть такая война, благословить которую не только не есть «компромисс», а прямой долг Христианской Церкви.
(...)
Мы умеем жалеть несчастных. Мы готовы «оставлять долги должникам нашим». Мы готовы прощать личные обиды. Мы готовы отдать последнюю рубашку даже тому, кто требует лишнего. Но когда мы видим, как обижают ребенка, или оскорбляют женщину; когда злодеи отнимают последнюю рубашку не у нас, а у нашего ближнего, когда насилию подвергаются беззащитные, слабые, несчастные, и иного средства нет спасти их, как только подняв меч — мы подымем его не во имя свое, а во имя той действенной любви, которую заповедал нам Христос.
Для нас Христос не «смертная тварь» — а воскресший Богочеловек. И учение Его не мертвый сборник «правил». Не отрывной календарь на каждый день.
Мы исповедуем живого Христа. Мы пребываем в живом общении с Ним в Церкви. И мы веруем не в мертвые буквы, а в живой смысл Его слов.
Очень сложно (хотя и возможно) совместить с оправданием войны как ветхозаветное "не убий", так и новозаветное "взявший меч от меча и погибнет" и "мне отмщение, и аз воздам".
Но ладно, в конце концов все узнаем, как оно на самом деле (кому когда суждено)