От Alex Medvedev
К All
Дата 29.01.2005 16:18:14
Рубрики WWI;

Мир с немцами был неизбежен. Войну Россия проиграла.

Довольно полную картину положения продовольственного дела после начала революции дает в донесении от 10 августа 1917 г.* своему Правительству генерал Нокс (Brigadier General A. Knox):
«Имею честь представить несколько сведений о состоянии снабжения и транспорта.
1 августа на заседании Исполнительного Комитета Совета Солдатских и Рабочих депутатов министр продовольствия Пешехонов говорил об общем экономическом положении государства.
Он сказал, что в мае это положение было очень плохим; Армия имела продовольствия всего на несколько дней; в Москве одно время было муки всего на один день; в Петрограде положение было лишь немного лучше. С тех пор произошло улучшение. Запасы Армии измеряются от 20 до 45 днями, Петроград имеет их на 20 дней, Москва — на 14.
Однако будущее угрожающее. Главное затруднение происходит от дезорганизации, царящей на железных дорогах, которая к осени грозит катастрофой. Продовольствие Северной России не может базироваться лишь на железнодорожном транспорте. Для подвоза должны быть использованы водные пути. Но мысль о железнодорожной перевозке до Волги, по которой можно вести грузы дальше на север на баржах с тем, чтобы затем опять развозить железными дорогами, невыполнима из-за чрезмерной платы, требуемой грузчиками, притом не соглашающимися работать даже по 8 часов в день.
Прежнее Правительство зависело от урожая на помещичьих землях, который легко было собрать. Но помещичьи посевы уменьшились вследствие препятствий, чинимых крестьянами. Последние, кроме того, стремятся мешать применению сельскохозяйственных машин. Они требуют предоставления им сбора хлебов при условии уплаты им за это от четверти до трети урожая. Это значит, что большая часть урожая помещичьих земель будет растаскана по избам и сбор его станет для правительства невозможным.
В некоторых губерниях крестьяне отказываются отдавать свое зерно иначе, как в обмен на мануфактуру. Селения Юго-Западной России нуждаются в одежде и металлических изделиях. Министр Продовольствия делает героические усилия, чтобы найти нужные для обмена предметы, но сейчас мануфактуру достать в России нельзя нигде. Ограничения в тоннаже препятствуют ее ввозу. Если удается собрать некоторое количество товара, то распределение его при царящем беспорядке является делом не легким. 600 вагонов тканей было недавно отправлено для обмена на Кавказ. 400 из них было «арестовано» в Таганроге, и местные комитеты потребовали распределения содержимого на месте.
Производство сахара будет чрезвычайно сокращено, так как крестьяне сил захватили часть свекловичных хозяйств.
Крестьяне делают все возможное, чтобы задержать у себя зерно в надежде что цены, которые сейчас низки, поднимутся. Вдоль железных дорог нет продовольственных складов, и продукты должны отправляться немедленно после их подвоза. Любая же доставка до железных дорог представляет из себя целую проблему.
В реквизиции лошадей переусердствовали. Моторизированного транспорта нет.
Практически в наиболее хлебных районах железных дорог мало, а простые дороги часто непроходимы весной и осенью. Как раз теперь все перевозочные средства, находящиеся в распоряжении крестьян, заняты жатвенной работой и никакое зерно к железным дорогам не подвозится. Лошадиный транспорт так ограничен, что зерно не может доставляться с больших расстояний. Отсюда вытекает, что армия и
городское население России должны базироваться на узкой полосе земли, примерно в 15 миль по каждую сторону от железной дороги.
Хороший урожай жизненно необходим, ибо, хотя в России зерна всегда достаточно, чтобы прокормить население, мы должны иметь избыток в полосе возможного транспорта.
Урожай 1917 г. не очень хорош. Количество ржи нормально. Пшеница хороша на Северном Кавказе и в Западной Сибири, но, к сожалению, только посредственна в Волжских губерниях, откуда ее легко можно перевозить. Овес и ячмень — плохи. Задача, которая стоит теперь перед Министерством Продовольствия, заключается в перевозке водными путями зерна с Северного Кавказа на верхнюю Волгу до остановки речного транспорта. Тоннаж Волжского флота — 4,5 миллиона — достаточен, но последняя баржа должна покинуть нижнее течение реки не позже 23 сентября, так что времени осталось мало и эгоистическая лень грузчиков, о которой упоминалось уже выше, может сыграть решающую роль. В конце будущего месяца можно будет судить об усилиях, потребующихся этой зимой от русских железных дорог.
Положение теперь, конечно, хуже, чем оно было в прошлом году в то же время. Главный Интендант сообщил мне, что он всегда старался иметь на фронте запасы на два месяца. Это удавалось ему до ноября 1916 г. С тех пор запасы начали постепенно таять, чтобы дойти в феврале лишь до размеров запасов на несколько дней.
Помощник Министра Продовольствия сообщил мне, что теперь на фронте имейся запасы продовольствия всего лишь на 20—30 дней, в то время, как в прошлом году в это время запасов было на 60 дней. В Москве и Петрограде запасов На 20 дней против 45 дней в августе прошлого года. Эти данные отличаются от Тех, что были официально сообщены Министром Продовольствия на ту же дату.
Министерство Путей Сообщения указывает, что им всегда отдается предпочтение снабжению армии и все, что получается от Министерства Продовольствия, Медленно отправляется по назначению.
Для облегчения снабжения армии, Россия разделена на «Восточную» и «Западную» области. Граница между ними проходит по линии Петроград—Одесса. Перевалочными станциями являются: Петроград, Бологое, Ржев, Смоленск, Брянск, Гомель. Киев, Знаменка, Николаев и Одесса.
Каждые несколько месяцев совещание в Ставке определяет число вагонов «каждого рода снабжения, которое требуется от восточной области для каждого из фонтов. Южные фронты, конечно, в этом отношении более независимы, чем остальные. Ежедневная потребность только в вагонах съестных припасов на июль была определена в следующих размерах:
Северный фронт .................................................. 561
Западный фронт................................................... 589
Юго-Западный фронт .......................................... 355
Румынский фронт ................................................ 102
Задача становится гораздо трудней зимой, когда в среднем требуется около 800 вагонов в день для доставки сена и 400 вагонов для овса и ячменя. В феврале потребное количество вагонов равнялось:
Северный фронт .................................................. 660
Западный фронт................................................... 893
Юго-Западный и Румынский фронты ................. 687
Ставка потребовала в марте от Восточной области 51 612 вагонов, но из-за недоставки продуктов к головным станциям только 32 448 вагонов было погружено — недохват в 37,1%.
В апреле положение ухудшилось. Из 45 900 потребных вагонов, только 12 821 было погружено — недохват в 72%.
В первой половине мая и в июне недохват равнялся 21%.»


«Через 10 дней после этого разговора автор (Н.Н. Головин) участвовал в заседании министров Временного Правительства. На этом заседании Министр Продовольствия г-н Прокопович категорически заявил, что снабжать продовольствием он может только 6 000 000 человек, между тем как на довольствии находилось в это время 12 000 000 человек. Присутствующий на этом заседании Министр Путей Сообщения столь же категорично заявил, что если с интендантского пайка будут сняты 1 200 000 железнодорожных служащих и их семейств, то железнодорожный транспорт сейчас же остановится. Таким образом, требовалось немедленное сокращение Армии, достигавшей в это время вместе с запасными войсками во внутренних округах десяти с лишком миллионов, — более чем на 5 миллионов человек.
Подобное требование по существу дела являлось демобилизацией
. Исполнить это требование не пришлось, так как через несколько дней произошел большевистский переворот.»

От badger
К Alex Medvedev (29.01.2005 16:18:14)
Дата 30.01.2005 10:55:03

Re: Мир с...

>На этом заседании Министр Продовольствия г-н Прокопович категорически заявил, что снабжать продовольствием он может только 6 000 000 человек,

А кто-нибудь в курсе размера продовольственного пайка в ПМВ? Больше/меньше чем в ВМВ?

От Alex Medvedev
К badger (30.01.2005 10:55:03)
Дата 30.01.2005 14:34:29

Re: Мир с...

>А кто-нибудь в курсе размера продовольственного пайка в ПМВ? Больше/меньше чем в ВМВ?

"Суточная мясная дача солдата, которая в мирное время равнялась 1/2 фунта была довдена до 1 фунта"

В первые же дни войны была установлена, по требованию главного Военно-Санитарного Инспектора, дача жиров на одного человека 25 золотников, при фунтовой даче мяса, 2.5 фунтов хлеба и усиленной даче сахару, чаю, овощей"

"Когда запасы жиров истощились, армия не могла получить полностью даже значительно сокращенную дачу"

"...вследствии младенческого состояния консервного дела в России, нам не удавалось использовать наши колоссальные рыбные богатства. В результате... куплены были соленые сельди за границей"
Головин Н.Н. "Военные усилия России в мировой войне"