Как обычно большое спасибо за интересный материал! Ну и почему бы не высказаться по поводу;)
> Целью бомбардировщиков был аэродром Малеме, но над городом экипажи встретили плотную облачность и аэродром не нашли.
Все же правильное русское написание будет Малми или Мальми.
>Наиболее активно в первый день войны действовала авиация КБФ. В 9.50 33 СБ, 3 ДБ-3 и 3 Р-5 в сопровождении 36 истребителей нанесли удар по островам Сейскар и Лавенсаари. Однако высадившиеся в 13 часов на острове морские десанты обнаружили, что бомбы и горючее выброшены на ветер: противника на островах не было.
На самом деле истребители сопровождали не ударные самолеты, а корабли десантного отряда на переходе. И потом в их задачу входило не только прикрытие кораблей, но и штурмовка островов. При этом даже один И-15бис отстрелил себе винт, летчик, к счастью, был подобран катером. То, что противника на островах не было тоже не совсем правда, хотя малочисленные посты (гарнизонами назвать язык не поворачивается) финнов вряд ли могли организовать хоть какое-то сопротивление. Тем не менее, напуганные бомбежкой и артобстрелом и они эвакуировались с островов. При этом 1-2 катера были потоплены кораблями КБФ, экипаж одного из них взят в плен.
> «Когда я выходил из здания Государственного совета с одним из моих коллег, раздался новый сигнал тревоги. Когда мы пересекли Рыночную площадь, на очень низкой высоте проходящих над доками Хиеталахти, и услышал звуки взрывов. Этот воинственный спектакль был воспринят так спокойно, что люди шли по улицам города, словно не замечая его. Не придали ему значения и мы, продолжив свой путь». Не сложно заметить, что, не смотря на то, что война уже идет уже несколько часов, а советские самолёты уже в третий раз появляются над Хельсинки, никто не пытается укрыться в бомбоубежищах, полиция бездействует, и даже члены правительства называют происходящее «воинственным спектаклем». Очевидно, что никакой информации о возможной опасности население не получило, а если и получило, то не восприняло её всерьёз. Не удивительно, что несколько бомб, залетевших в жилой район города, вызвали такие тяжелые потери среди мирного населения.
Видимо все же дело не в отсутствии предупреждения (все таки воздушные тревоги объявлялись неоднократно), а в легкомысленном к нему отношении со стороны населения.
>Финны практически сразу они обратились к ведущим мировым державам с просьбой продать Финляндии боевые самолеты. Уже 4 декабря английский Военный Кабинет прикрыл решение передать 20 истребителей, правда вместо запрашиваемых финской стороной современных «Спитфайров» или «Харрикейнов» ей предложили устаревающие бипланы Глостер «Гладиатор» II (Gloster Gladiator Mk.II). 12 декабря США разрешили Финляндии закупить 43 истребителя Брюстер В-239 «Баффало» (Brewster B-239 Buffаlo).
Всего было закуплено 44 Buffalo.
Кроме того, говоря о 30.11.39 стоило бы упомянуть о больших небоевых потерях понесенных в этот день, а так же о многочисленных случаях "дружественного огня".
>«Фоккеры» совершили в течение дня 59 вылетов и доложили об уничтожении 11 СБ, в том числе восьми 41 сбап. Документы 41 полка говорят о потере 7 СБ (1 подбит и сел на финской территории и 6 не вернулись с задания). Еще три СБ совершили вынужденные посадки не своей территории.
Согласно SIH17 – 13 побед.
> А вот 6 СБ 2 сбап дружным огнем смогли сбить один из трех атаковавших D.XXI . Финны действительно потеряли над Выборгом D.XXI сержанта Кукконена, но они приписывают его уничтожение собственной зениткой артиллерии.
Вообще-то я не думаю, что Кукконена сбили стрелки СБ. Во-первых потому, что очень уж редко такое случалось – обычно стрелки преувеличивали свои реальные достижения в десятки раз, а во-вторых потому, что это единственная потеря за Зимнюю войну, которую финны относят на friendly fire – видимо у них есть какие-то причины для этого. Но с другой стороны, возможно такое предположение вполне уместно – ведь в конце концов финны в заносят в свои списки побед все возможные наши потери вне зависимости от того как они у нас числятся;)
>Весьма активны были «Бульдоги». В течение дня пилоты LLv.26 доложили об уничтожении одного СБ и И-16, при потере одного истребителя.
СБ был учтен, как предположительная победа.
> На деле «Бульдоги» действительно смогли повредить СБ из 24 сбап («Бульдоги» атаковали с пикирования, для повторной атаки у них просто не хватало скорости), но вот И-16 сбить им оказалось не под силу. Более того, летчики 7 иап, с которыми «Бульдоги» провели бой, видимо даже не поняли, что перед ними истребители, т.к. в документах 59 иаб отмечено уничтожение разведчика.
Интересно, что в мемуарах Шинкаренко этот самолет совершенно правильно назван Бульдогом. Кстати, учитывая, что это был самый первый результативный бой в той войне, вполне уместно было бы дать здесь цитату из этих мемуаров.
>Второй день боевых действий несколько отрезвил советское командование. Немногочисленные финские истребители весьма серьезно «пощипали» полки 15 сбаб. Что показательно, наибольшие потери понес действовавший небольшими группами 41 сбап, в то время как мощное соединение 24 сбап смогло оказать финнам достойный отпор, хотя, как говорилось выше, некоторые стрелки действовали не лучшим образом.2 сбап фактически не встретил противодействия истребителей, за исключением эскадрильи, действовавший под Вийпури. Кстати летчик этой эскадрильи Бабенко проявил завидную находчивость. Отстав от строя своей эскадрильи, он подвергся атаке трех D.XXI, но, сымитировав свободное падение, смог оторваться от преследователей и вернуться на свой аэродром, где сел, не выпуская шасси. Техники насчитали в самолете Бабенко 159 пробоин. В последующем финны неоднократно использовали этот прием, но первым в ходе советско-финской войны его применил советский летчик.
>>Наиболее активно в первый день войны действовала авиация КБФ. В 9.50 33 СБ, 3 ДБ-3 и 3 Р-5 в сопровождении 36 истребителей нанесли удар по островам Сейскар и Лавенсаари. Однако высадившиеся в 13 часов на острове морские десанты обнаружили, что бомбы и горючее выброшены на ветер: противника на островах не было.
>
>На самом деле истребители сопровождали не ударные самолеты, а корабли десантного отряда на переходе. И потом в их задачу входило не только прикрытие кораблей, но и штурмовка островов. При этом даже один И-15бис отстрелил себе винт, летчик, к счастью, был подобран катером. То, что противника на островах не было тоже не совсем правда, хотя малочисленные посты (гарнизонами назвать язык не поворачивается) финнов вряд ли могли организовать хоть какое-то сопротивление. Тем не менее, напуганные бомбежкой и артобстрелом и они эвакуировались с островов. При этом 1-2 катера были потоплены кораблями КБФ, экипаж одного из них взят в плен.
Спасибо, честно говоря не знал.
>> «Когда я выходил из здания Государственного совета с одним из моих коллег, раздался новый сигнал тревоги. Когда мы пересекли Рыночную площадь, на очень низкой высоте проходящих над доками Хиеталахти, и услышал звуки взрывов. Этот воинственный спектакль был воспринят так спокойно, что люди шли по улицам города, словно не замечая его. Не придали ему значения и мы, продолжив свой путь». Не сложно заметить, что, не смотря на то, что война уже идет уже несколько часов, а советские самолёты уже в третий раз появляются над Хельсинки, никто не пытается укрыться в бомбоубежищах, полиция бездействует, и даже члены правительства называют происходящее «воинственным спектаклем». Очевидно, что никакой информации о возможной опасности население не получило, а если и получило, то не восприняло её всерьёз. Не удивительно, что несколько бомб, залетевших в жилой район города, вызвали такие тяжелые потери среди мирного населения.
>
>Видимо все же дело не в отсутствии предупреждения (все таки воздушные тревоги объявлялись неоднократно), а в легкомысленном к нему отношении со стороны населения.
Да дело не в воздушных тревогах. Дело в том, что этому самому населению не объяснили, что это действительно опасно. Тот же Таннер писал, что позднее полиция силой загоняла обывателей в бомбоубежища, да и граждане уже не воспринимали налёты как спектакль. В результате таких потерь среди населения уже не было, хотя удары по городам в феврале стали практиковаться куда более жесткие, чем налет на Хельсинки. Кто мешал принять эти меры заранее, тем более Финляндия предполагала, что война может случиться.
>Кроме того, говоря о 30.11.39 стоило бы упомянуть о больших небоевых потерях понесенных в этот день, а так же о многочисленных случаях "дружественного огня".
Да, согласен, это моё упущение.
>>«Фоккеры» совершили в течение дня 59 вылетов и доложили об уничтожении 11 СБ, в том числе восьми 41 сбап. Документы 41 полка говорят о потере 7 СБ (1 подбит и сел на финской территории и 6 не вернулись с задания). Еще три СБ совершили вынужденные посадки не своей территории.
>
>Согласно SIH17 – 13 побед.
У меня были не самые свежие сведения, и Вы это знаете.
>> А вот 6 СБ 2 сбап дружным огнем смогли сбить один из трех атаковавших D.XXI . Финны действительно потеряли над Выборгом D.XXI сержанта Кукконена, но они приписывают его уничтожение собственной зениткой артиллерии.
>
>Вообще-то я не думаю, что Кукконена сбили стрелки СБ. Во-первых потому, что очень уж редко такое случалось – обычно стрелки преувеличивали свои реальные достижения в десятки раз, а во-вторых потому, что это единственная потеря за Зимнюю войну, которую финны относят на friendly fire – видимо у них есть какие-то причины для этого. Но с другой стороны, возможно такое предположение вполне уместно – ведь в конце концов финны в заносят в свои списки побед все возможные наши потери вне зависимости от того как они у нас числятся;)
Ну не знаю, по-моему, оба варианта можно оспорить. Но всегда приятно думать, что отличились всё же наши.
>>Весьма активны были «Бульдоги». В течение дня пилоты LLv.26 доложили об уничтожении одного СБ и И-16, при потере одного истребителя.
>
>СБ был учтен, как предположительная победа.
Но это не помешало внести его в «итоговый чат» финских успехов
>> На деле «Бульдоги» действительно смогли повредить СБ из 24 сбап («Бульдоги» атаковали с пикирования, для повторной атаки у них просто не хватало скорости), но вот И-16 сбить им оказалось не под силу. Более того, летчики 7 иап, с которыми «Бульдоги» провели бой, видимо даже не поняли, что перед ними истребители, т.к. в документах 59 иаб отмечено уничтожение разведчика.
>
>Интересно, что в мемуарах Шинкаренко этот самолет совершенно правильно назван Бульдогом. Кстати, учитывая, что это был самый первый результативный бой в той войне, вполне уместно было бы дать здесь цитату из этих мемуаров.
Будете смеяться, но я их не читал! Просто не знал об их существовании.