От Максим Гераськин
К All
Дата 27.08.2004 14:57:00
Рубрики 1941;

1941. Нарушение границ советскими военными самолетами

ВЕРХОВНОЕ КОМАНДОВАНИЕ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ ГЕРМАНИИ
Ставка
в Министерство иностранных дел
23-IV-1941
секретный военный документ
Предмет: нарушение границ советскими военными самолетами

Отчеты о нарушении наших границ советскими самолетами, поступающие почти ежедневно, укрепляют мнение Верховного командования вооруженными силами о необходимости передачи Министерству иностранных дел письма от 1 марта, в котором говорится о том, что это - сознательные провокации со стороны Советского Союза.
11 апреля два двухмоторных самолета типа СБ-2 пролетели на большой высоте над городом Бельцы. 11 апреля один самолет был замечен в районе Буга и у Мазовецких островов. 14 апреля также было сообщено о советском самолете над Лангзоргеном. 15 апреля несколько самолетов летали над демаркационной линией в районе Динова-Лодзина, южнее Лоско. Только 17 апреля восемь самолетов было замечено над территорией Германии - четыре неподалеку от Деменроде и четыре - вблизи от Свидерна; 19 апреля два самолета были замечены в долине Буга и еще один - над Островцом.
Кроме того, было сообщено о нескольких самолетах, государственная принадлежность которых определить не удалось из-за большой высоты... по направлению полета... можно сделать вывод...в этом случае также имеет место пересечение границы самолетами СССР.

Верховный главнокомандующий вооруженными силами
по поручению: Йодль

От amyatishkin
К Максим Гераськин (27.08.2004 14:57:00)
Дата 27.08.2004 18:11:45

Здесь вроде было - из мемуара

Степанюк Ю.П., Списаренко Б.Д. Фронт под крылом. - К., Генеза, 1995.


Тогда, за недели до черного воскресенья 22 июня, три экипажа самолетов СБ во главе с комзвена летчиком Мироновым и мной, штурманом звена, получили приказ вылететь и совершить посадку на аэродроме Городок в районе города Львова.
Командира звена Миронова я уже знал как опытного в летном деле, и, несмотря на общительность в отношениях с нами, - требовательного и бескомпромиссного в работе.
Мы выполнили все необходимые расчеты, проложили маршруты и на рассвете 25 мая полетели в указанное место посадки. На аэродроме нас уже ждали, и мы автобусом достались к своему новому помещению. Имели указание - по прилету не рассказывать ни откуда мы, ни кто мы есть - даже своим товарищам по оружию. Что же, приказ следует выполнять беспрекословно, как того и требует военный устав.
Вскоре к нам прибыли майор авиации и полковник-армеец. Раскрыв летные карты, поставили нам задачу. Каждый экипаж получает маршрут для проведения фото- и визуального разведки. Под видом учебных маневров надо внимательно присмотреться, что же это там совершается на захваченной немцами территории близ нашей границы, за речкой Сан? Ведь беспрерывное подтягивание сюда вражеских войск, осуществляемое в зловещем молчании, заметно даже невооруженным глазом!..
Маршруты на картах не прокладывать, разведку над территорией с опасной дислокацией фашистов проводить лишь при наличии облаков. Через границу туда и назад пролетать только в облаках, от немецких самолетов уклоняться в облака.
Докладывать о результатах только этим двум командирам. Они не скрывают, что задание трудное, ответственное, но необходимое для нашей Родины - и мы это поняли. Все надо провести в суровой тайне.
Маршруты изучены внимательно: Перемышль, Ярослав, Жешув, по железной дороге Кросно, Санок. Экипажи провели все необходимые расчеты - полет туда и назад, без нанесения на карты все заучили и держали в памяти. Весь этот район, названия и расположение населенных пунктов заучен детально для визуальной ориентации. Сверились со своими штурманскими справочниками, привязали местонахождение немецких аэродромов и условными пометками нанесли на летные карты пункты Кросно, Новасонч, район Тарнув, Мелия, Сандомир. Полностью подготовились к полетам и теперь только ждали необходимых метеоусловий.
Первый полет в направления Перемышль-Ярослав-Жешув. Погода оказывала содействие этому - на мероприятие плыли по солнечному синему небесному раздолью отдельные кучные облака, принимая наши самолеты, в случае надобности, в свое укрытие. Благодаря этому удалось соблюсти всех правил полета.
С помощью аэрофотоаппарата АФА-18 я сфотографировал маршрут. Расчеты по высоте и скорости были верными, "размазывание" снимков не произошло, и после обработки в лаборатории они оказались высококачественными.
Провел тщательные визуальные наблюдения в этом районе. Аналогичный полет осуществили мы с Мироновым также в направлении Кросно. Другие экипажи пролетели этими же маршрутами. Сопоставление полученных фотопленок дало возможность обнаружить совпадение данных, то есть подтвердить их достоверность.
Во время одного из полетов в район Кросно мы проводили фотосъемку, держась высоко под тучами.
Неожиданно замечаю - по правую сторону от нас летят два истребителя: мессершмит-109. Сразу даю команду летчику Миронову немедленно отходить в облака, но сам при этом фотоаппарата АФА не выключаю и при наклоне нашего самолета оба мессершмита попадают в объектив.
В тучах вышли восточнее и за временем подсчитали - мы далеко над своей территорией. Прорезаем облака с снижением и выходим восточнее от города Львова. Нас ждали - за расчетами мы уже должны были возвратиться. Товарищи волновались за нас, и все обошлось благополучно.
Лаборанты в присутствия экипажей обрабатывали, проявляли и дешифровали фотопленки, не зная, что за район и с какой целью он снятый.
Авиационная разведка дала возможность убедиться, что близ советской границы оборудуется большое количество полевых аэродромов на территории, захваченной фашистами. Прокладываются железнодорожные ветви, по шоссе и проселкам восточнее двигаются немецкие войска, в лесах дислоцируется много живой силы и техники.
Железнодорожными путями восточнее через каждые 2-4 километры двигаются товарные поезда, и даже зафиксировано, что разгрузку товарняков немецкие солдаты ведут за пределами железнодорожных станций, в лесах.
Нам, членам разведывательных экипажей, было ясно, что немцы быстро и усиленно готовятся к наступлению, и готовятся совсем не учебные маневры, а пахнет пожаром.

От Максим Гераськин
К amyatishkin (27.08.2004 18:11:45)
Дата 27.08.2004 20:05:23

Re: Здесь вроде...

>Нам, членам разведывательных экипажей, было ясно, что немцы быстро и усиленно готовятся к наступлению, и готовятся совсем не учебные маневры, а пахнет пожаром.

Видимо, симметричные мысли были и у немецких летчиков

От Юрий А.
К Максим Гераськин (27.08.2004 14:57:00)
Дата 27.08.2004 16:04:34

Re: 1941. Нарушение...

> 19 апреля два самолета были замечены в долине Буга и еще один - над Островцом.

В долине какого из Бугов? :-)


От Константин Федченко
К Максим Гераськин (27.08.2004 14:57:00)
Дата 27.08.2004 15:50:31

кстати, по содержанию

>Отчеты о нарушении наших границ советскими самолетами

>11 апреля два двухмоторных самолета типа СБ-2 пролетели на большой высоте над городом Бельцы.

Бельцы на 11.04.1941 года - территория СССР (около 50 км до границы с Румынией)

>11 апреля один самолет был замечен в районе Буга

Буг - пограничная река, к тому же - достаточно протяженная. "Район Буга" - понятие весьма странное в данном контексте. Сказали бы "Район Бяла-Подляска" или что-то в этом духе.

>и у Мазовецких островов.

Острув-Мазовецки - город на территории, занятой Германией, у советской границы.

>14 апреля также было сообщено о советском самолете над Лангзоргеном.

населенный пункт не идентифицируется

>15 апреля несколько самолетов летали над демаркационной линией в районе Динова-Лодзина, южнее Лоско.

населенные пункты не идентифицируются

>Только 17 апреля восемь самолетов было замечено над территорией Германии - четыре неподалеку от Деменроде и четыре - вблизи от Свидерна;

населенные пункты не идентифицируются

>19 апреля два самолета были замечены в долине Буга и еще один - над Островцом.

см. выше. Островец - возможно, искаженное написание.

>Кроме того, было сообщено о нескольких самолетах, государственная принадлежность которых определить не удалось из-за большой высоты... по направлению полета... можно сделать вывод...в этом случае также имеет место пересечение границы самолетами СССР.

странный вывод. его можно делать разве что на основании отдаленности от границ с другими государствами. а разведывательный самолет на разных этапах полета может двигаться как ОТ границы, ВДОЛЬ границы (разведка приграничной полосы), так и К границе (возврат на свою территорию.

По атрибутированию документа судить не буду, это отдельный вопрос. В любом случае - явно заметно, что перевод документа произведен неграмотно.

С уважением

От Kazak
К Максим Гераськин (27.08.2004 14:57:00)
Дата 27.08.2004 15:49:23

Вы бы лучше приложение к ноте от 21 июня 1941 года раскопали

Homo homini lupus est

Одно из них полностью посвещано нарушениям границы советскими самолётами.


Извините, если чем обидел.

От серж
К Kazak (27.08.2004 15:49:23)
Дата 27.08.2004 15:52:53

По донесениям Масленникова на имя Берии

>Homo homini lupus est

>Одно из них полностью посвещано нарушениям границы советскими самолётами.

Соотношение наших нарушений к немецким 1 к 3 приблизительно. Но это по состоянию на весну 41-го.
Конец мая и июнь в расчет не берутся.

От Дмитрий Козырев
К серж (27.08.2004 15:52:53)
Дата 27.08.2004 15:55:07

Вопрос

>Соотношение наших нарушений к немецким 1 к 3 приблизительно.

В каком контексте составлены донесения? Можете привести формулировку, в которой об этом докладывается?

ЗЫ.
На всякий случай - я не собираюсь оспаривать ведение нашими воздушной разведки в т.ч. и над чужой территорией.

От серж
К Дмитрий Козырев (27.08.2004 15:55:07)
Дата 27.08.2004 16:01:23

Re: Вопрос

>>Соотношение наших нарушений к немецким 1 к 3 приблизительно.
>В каком контексте составлены донесения? Можете привести формулировку, в которой об этом докладывается?

Донесения составлялись по каждому случаю нарушения госграницы. Составляли сначала начальники ПВ округов.
На основе их составлялись донесения Зам наркома на имя Наркома.
Формулировка какого случая Вас интересует - нашего или немецкого?

Кроме этого я читал еще и обобщаю справку по таким случаям с 16.10.40 по март 41-го.


От Дмитрий Козырев
К серж (27.08.2004 16:01:23)
Дата 27.08.2004 16:02:44

Re: Вопрос

>Формулировка какого случая Вас интересует - нашего или немецкого?

Нашего разумеется. Потому как в нашем случае причина должна быть известна :) - заблудился летчик или задачу такую имел.

От серж
К Дмитрий Козырев (27.08.2004 16:02:44)
Дата 27.08.2004 16:39:49

Re: Вопрос

>>Формулировка какого случая Вас интересует - нашего или немецкого?
>Нашего разумеется. Потому как в нашем случае причина должна быть известна :) - заблудился летчик или задачу такую имел.

чтобы специально перелетали - такого в донесениях не было. В основном - потеря ориентировки.

От Максим Гераськин
К Дмитрий Козырев (27.08.2004 16:02:44)
Дата 27.08.2004 16:27:23

Re: Вопрос

>Потому как в нашем случае причина должна быть известна :) - заблудился летчик или задачу такую имел.

Сомнительно. Посты ВНОС (или кто там? ) засекают нарушителя с нашей стороны. На самолете не написана задача. А даже если и написана - вряд ли с земли могли прочитать.

От Дмитрий Козырев
К Максим Гераськин (27.08.2004 14:57:00)
Дата 27.08.2004 15:43:45

Да, я вот еще что подумал...

>Верховный главнокомандующий вооруженными силами

это сам А. Гитлер.

>по поручению: Йодль

есть ряд документов где Йодль подписывает "по поручению" - но они носят директивный характер.
А в данном случае что? Фюрер отчитывается перед собственным МИДом?

От Дмитрий Козырев
К Максим Гераськин (27.08.2004 14:57:00)
Дата 27.08.2004 14:59:31

Источник? (-)


От Константин Федченко
К Дмитрий Козырев (27.08.2004 14:59:31)
Дата 27.08.2004 15:15:25

коллега, подайте щипцы! да не эти, поменьше - для языка! ;-) (-)


От Максим Гераськин
К Дмитрий Козырев (27.08.2004 14:59:31)
Дата 27.08.2004 15:08:54

Сеть (-)


От Константин Федченко
К Максим Гераськин (27.08.2004 15:08:54)
Дата 27.08.2004 15:36:07

я спросил у Рамблера....

Не найдено ни одного документа, полностью соответствующего запросу "Динова-Лодзина".
Не найдено ни одного документа, полностью соответствующего запросу "Деменроде".
Не найдено ни одного документа, полностью соответствующего запросу "Лангзорген".

Я спросил у Яндекса....
"Искомая комбинация слов нигде не встречается"


С уважением

От объект 925
К Константин Федченко (27.08.2004 15:36:07)
Дата 27.08.2004 15:37:50

Ре: Мне на немецком форуме ето тоже цитировали. Не могу вот найти токо. (-)


От Дмитрий Козырев
К Максим Гераськин (27.08.2004 15:08:54)
Дата 27.08.2004 15:21:34

Сомнительно атрибутирован (-)


От Константин Федченко
К Максим Гераськин (27.08.2004 15:08:54)
Дата 27.08.2004 15:14:40

URL? ;-) (-)