От Игорь Островский
К All
Дата 12.04.2004 21:50:57
Рубрики ВВС; 1941; Суворов (В.Резун);

Вопрос по авиабензину

Из одного читательского письма по поводу вечно живого учения г-на Резуна.
Фамилия автора Эйгенсон.
***

Есть и еще одно соображение для неверия, тоже опирающееся частично на свидельство современника. Сколько помню, один из главных доводов за коварность сталинских планов это численность нашей авиации. Действительно, получается ребус типа паззл: летательных аппаратов у нас, по любым оценкам для этого ТВД, к моменту старта в полтора раза больше, чем у Люфтваффе. Что и служит одним из главных доводов насчет готовности к завоеванию Европы. А в рассказах фронтовиков про первое лето один припев: «Наших в воздухе вообще нет, фрицы что хотят, то и делают». Ну, допустим, фактор внезапности знаменитый, так что уже к началу июля очень сильно поубавилось ... . Но не до отсутствия же наших соколов в раскладе сил на фронте! Положим, техническое превосходство. «Мессер», скажем так, для И-16 – это следующее поколение. Ну, а разве в Испании не так было? И численное превосходство за «Кондором» и итальянцами, и техника у них была лучше – но до игры в одни ворота не доходило. Пока наши летчики не уехали, полными хозяевами воздуха фашисты не были. Кроме как на Севере, в Стране Басков и в Астурии – там с начала и до конца в воздухе противник, как сказал бы Щедрин, «стражался», а красные «претерпевали стражение». Как и на Восточном фронте в 41-ом.
Или возьмите ту же «Зимнюю войну». Понятно, у кого в этом лесу больше шишек. Финны начинают войну с сотней аэропланов, заканчивают с двумястами. У оппонента – тысяч пятнадцать. Кажется – вот вам, теоретики воздушной войны, идеальный полигон, никакому Дуэ не снилось. Забомбите все к чертовой матери, раз уж вас именно за бомбежки Хельсинки в агрессоры аттестовали, высадите своих знаменитых парашютистов где-нибудь около Турку и выиграйте войну, как обещали – малой кровью, смертельным ударом, что никак на земле не получается. Холодно, говорите, прыгать? Ну, знаете, 18-20 декабря 1939 года, например, у финнов погода была около нуля Цельсия при ясном небе, не знаю, как уж у вас? Это на фронте в Карелии, а в финском тылу, небось, потеплее. Мои знакомые из Тушинского клуба говорят – можно. Вот это всё сразу вызывает некоторые сомнения в знаменитом миллионе сталинских воздушных десантников, разве что в 39-м их почти и не было, а к 41-му вдруг выучились.
Но это я так, мрачно шутю, а на самом деле чисто случайно знаю, что послать на финский фронт всю эту многотысячную армаду советских ВВС нет никакой возможности. Если они и слетятся с разных аэродромов шестой части света – то для боевых вылетов у них не останется горючего. Соединенные Штаты Америки в соответствии с Законом о нейтралитете прекратили поставку стране-агрессору авиабензина и высокооктановых компонентов. Штука тут в том, что высокооктановый бензин дает возможность увеличения мощности на килограмм веса мотора. Во времена поршневой авиации это один из главных компонентов успеха в воздухе. Я уже об этом однажды писал в связи с Битвой за Англию, если кому интересно – может посмотреть. То ли наши начальники, как всегда, забыли эту маленькую подробность, то ли на самом деле рассчитывали, что их финляндскую прогулку никто не заметит – но обнаружилось уже в первые недели войны, что выпуск авиабензина стремительно падает. Базовой фракции из нефти навалом, мы, все-таки, к этому времени заняли уже второе место в мире по нефтедобыче, хоть с американцами нам не тягаться, на США в 1939-ом приходится 60% мировой нефтедобычи, а на нас 10%. Но для того, чтобы повысить октановое число, надо бы добавлять еще алкилат и изопропилбензол. Этого в нефти нет, их получают на химических установках. А мы в Союзе это делать пока не умеем. Вот нарком Каганович и вызвал трех молодых нефтепереработчиков: моего отца, двадцатисемилетнего замдиректора по науке АзНИИ НП, А.С.Эйгенсона, его ровесника, директора ГрозНИИ НП, будущего министра нефтепереработки В.С.Федорова и тридцатилетнего московского доцента А.И.Скобло, чтобы спросить – нельзя ли как-нибудь по-быстрому поднять производство? Почему этих троих? А все почти специалисты постарше успели в середине тридцатых съездить поучиться уму-разуму за океан и потом, в ходе того самого, возлюбленного Вэ Суворовым Очищения были расстреляны или отправлены на Север ведомством охраны устоев. К примеру, отцов учитель профессор Кострин, главинж всей бакинской нефтепереработки, оказался шпионом, завербованным Интеллиженс Сервис во время своей командировки в Штаты. Через четверть века, когда он после двадцати лет в Ухте переберется под крыло к своему ученику в Уфу, я его спрошу по молодости и простоте души: «Зачем же Вы, Константин Васильич, такое подписали?» - и он покажет мне молча костяные бугорки на кончиках своих пальцев, где положено быть ногтям. Вот вам, отчасти, и объяснение, почему вдруг авиатопливная проблема как с печки упала. Лучшие спецы в могиле или в лагере, оставшихся молодых ребят, недавних выпускников, попросту на всё не хватает, они вот в данном случае ничего такого волшебного не сумели придумать, а за главного распоряжается тут Лазарь Моисеевич с его глубокими познаниями или сменивший его и еще менее компетентный Иван Седин из Ивановского обкома.
Так это дело с нехваткой авиабензина и висело, став одной из главных причин малого налета и, значит, низкой квалификации большинства сталинских соколов, до рокового июня. То есть, по сколько-нибудь приличному тогдашнему бензину Б-78 потребность Красной Армии промышленность могла удовлетворить только на 4%. Отсюда и все качества. С первых дней первое, что просит Сталин по ленд-лизу – это авиабензин и его компоненты. И он их получил, Рузвельт сразу сломал конгресс, задолго до 7 декабря – теперь Красная Россия была не агрессором, а жертвой, да при этом – подразумеваемым будущим союзником. Конкретные цифры по поставкам легко найти в очень грамотной статье Б.Соколова. Посмотрите, они очень ясно рисуют картину. Да еще прибавьте американскую техническую помощь по организации во время войны производства алкилата и алкилбензолов на наших заводах. До уровня союзников мы, все-таки, не дотягивали, но по сравнению с Люфтваффе у нас тут дело было получше.
И что же, вы хотите мне сказать, что вот с такой картиной по предвоенному снабжению авиации качественным топливом Сталин мог мечтать о быстрой победе своих аэроклубовцев над асами Геринга? А на небыструю бензина без американской подкачки и вовсе бы не хватило. У немцев, известно, с этим и вовсе было плохо, кабы не синтетика – пришлось бы воевать пешком. Но жалеть бензин на обучение пилотов им, все-таки, не приходилось. А у нас ... рассказывали старики. Тот же мой любимый командир майор Юденич чуть было не улетел бить врага под облаками после десяти часов налета, да тут его за месяц переучили на артиллерийского лейтенанта. И Сашки Климова отец, летчик-истребитель, Герой Советского Союза кое-что за стаканом говорил, да и другие люди. Давайте честно скажем, что пугающие цифры по превосходству в числе танков, аэропланов и в весе «ворошиловского залпа» несколько не учитывают тот факт, что пушке нужен артиллерист, самолету – летчик, танку – танкист, а не колхозный охламон в исполнении Петра Алейникова. Да и в пехоте важней всего даже не оружие, а грамотные офицеры и смекалистые солдаты. А они появились только уже в ходе самой Великой Отечественной войны. Заплачено за это страшной ценой потерь, которые даже сосчитать до сих пор не удается. Хорошо бы еще к этому способных и квалифицированных генералов – но понятно, что уж об этом и до сих пор можно только мечтать.
***

- Меня интересует история с добавками к бензину. Есть тут что истинного или загибает товарищ?

От Глеб Бараев
К Игорь Островский (12.04.2004 21:50:57)
Дата 13.04.2004 08:39:27

Некоторые статистические данные

Согласно "Истории социалистической экономики СССР"(М, Наука, 1978), т.5, с.100

в СССР в 1940 году было произведено нефтепродуктов, в тысячах тонн:

автобензин - 3476
авиабензин - 889
лигроин - 1274
дизтопливо - 629
керосин - 5553
моторное
топливо - 1459
различные
масла - 1470

От Алексей Мелия
К Глеб Бараев (13.04.2004 08:39:27)
Дата 14.04.2004 12:43:28

План на 1940 год

Алексей Мелия

>авиабензин - 889
План по авиабензину на 1940 год (тыс.тонн):

Б78 - 100
Б74 - 150
Б70 - 521
Авиабензин уфимский (вроде годен для мотров уровня М-11) - 106
Авиакрекинг-бензин - 59
Изооктан - 22
Алкилбензол - 10
Пентановая смесь - 22

Итого - 990 тыс.тн.



http://www.military-economic.ru

От Глеб Бараев
К Алексей Мелия (14.04.2004 12:43:28)
Дата 14.04.2004 18:13:15

Не выполнили план-то (-)


От Алексей Мелия
К Глеб Бараев (14.04.2004 18:13:15)
Дата 14.04.2004 18:36:27

Почти выполни

Алексей Мелия

, по крайней мере по общему валу. Что для того времени весьма неплохо.

http://www.military-economic.ru

От Глеб Бараев
К Алексей Мелия (14.04.2004 18:36:27)
Дата 14.04.2004 19:09:25

Почти - не считается (-)


От Алексей Мелия
К Алексей Мелия (14.04.2004 12:43:28)
Дата 14.04.2004 12:52:45

Алкил бензол - план/факт

Алексей Мелия

>Алкилбензол - 10

О выполнении плана по алкил бензолу завод Нефтегаз №2 в Грозном выполнил план на 10% - вместо 2 тыс.тн. выпустил 200 тонн.

http://www.military-economic.ru

От Игорь Островский
К Глеб Бараев (13.04.2004 08:39:27)
Дата 13.04.2004 22:33:16

Спасибо (-)


От Глеб Бараев
К Игорь Островский (13.04.2004 22:33:16)
Дата 13.04.2004 23:05:34

И еще кое-что

в 5-м номере журнала "нефть России" за 2001 год была опубликована статья Михаила Яновича, представленного как ветеран Службы горючего Вооруженных Сил Российской Федерации.

В частности, он писал:

Требовалась качественная перестройка нефтеперерабатывающей промышленности, то есть увеличение глубины переработки сырья. И она осуществлялась. Но, к сожалению, отечественные технологии, в том числе крекинг, более-менее широко внедренный к 1937 г., не были достаточно эффективны, а начавшемуся в 1940 г. строительству установок по производству высокооктановых компонентов авиационных бензинов - алкилбензина и алкилбензола - помешала война. И факт, по понятным причинам не афишировавшийся даже среди специалистов, что в последние ее годы производство авиагорючего в СССР на две трети зависело от импортных высокооктановых компонентов

М.Янович сообщил также некоторые технологические подробности:

авиационный бензин "выпекался" с большими затратами и весьма примитивно - разгонкой на "вторичках" авиабензиновой фракции, предварительно отобранной прямой перегонкой. Щедрость тонны нефти исчерпывалась 35 кг авиабензинов, причем, высшей марки - Б-78 - был только каждый седьмой. Но и ему для достижения октанового числа 95, желанного истребителям, добавлялось 4 мл этиловой жидкости Р-9. Выход же автомобильного бензина в среднем составлял лишь 13,5%, его октановое число - около 60.

От Alex Medvedev
К Глеб Бараев (13.04.2004 23:05:34)
Дата 14.04.2004 13:05:18

Что-то мне не верится

что выход авиабензина был 3.5 процента от нефти.

От А.Б.
К Alex Medvedev (14.04.2004 13:05:18)
Дата 14.04.2004 20:44:54

Re: Если он "прямогонный"...

>что выход авиабензина был 3.5 процента от нефти.

То вполне возможно. Почему реформинг и оказался такой ценной находкой.

От Глеб Бараев
К А.Б. (14.04.2004 20:44:54)
Дата 14.04.2004 21:47:50

Re: Если он

>>что выход авиабензина был 3.5 процента от нефти.
>
>То вполне возможно. Почему реформинг и оказался такой ценной находкой.

Тот же автор пишет, что крекинг был освоен лишь к 1937 году и имел ограниченное применение. Ну, а риформинг - более высокая ступень.

От Глеб Бараев
К Alex Medvedev (14.04.2004 13:05:18)
Дата 14.04.2004 18:05:58

Вопросы веры на форуме не обсуждаются:-) (-)


От Alex Medvedev
К Глеб Бараев (14.04.2004 18:05:58)
Дата 14.04.2004 19:11:43

Именно поэтому я и спрашиваю откуда ноги растут. (-)


От Глеб Бараев
К Alex Medvedev (14.04.2004 19:11:43)
Дата 14.04.2004 20:09:56

Именно поэтому указан источник

Кстати, можно проверить простым подсчетом.
В 1940 году в СССР добыто 31 100 тыс. тонн нефти. 3 % составят 933 тыс.тонн. А авиабензина произведено 889 тыс.тонн.
Т.е. примерно соответствует.

От Алексей Мелия
К Alex Medvedev (14.04.2004 13:05:18)
Дата 14.04.2004 13:18:32

Re: Что-то мне...

Алексей Мелия
>что выход авиабензина был 3.5 процента от нефти.

Выпуск авиабензина от объема добычи менее 3%. Так что вполне возможно.

А показатель 13% близок к общему производству бензина относительно объема добычи. Но тут нужно учитывать, что 2/3 от общего выпуска бензина перед войной уже получалось крекинг-установках.


http://www.military-economic.ru

От Alex Medvedev
К Алексей Мелия (14.04.2004 13:18:32)
Дата 14.04.2004 13:35:00

Re: Что-то мне...

>Алексей Мелия
>>что выход авиабензина был 3.5 процента от нефти.
>
>Выпуск авиабензина от объема добычи менее 3%. Так что вполне возможно.

Так выпускают то наверное по потребности, а не по максимальной возможности?

>А показатель 13% близок к общему производству бензина относительно объема добычи. Но тут нужно учитывать, что 2/3 от общего выпуска бензина перед войной уже получалось крекинг-установках.

А в них исходным сырьем что является?

От Алексей Мелия
К Alex Medvedev (14.04.2004 13:35:00)
Дата 14.04.2004 13:45:41

Re: Что-то мне...

Алексей Мелия

>Так выпускают то наверное по потребности, а не по максимальной возможности?

А если потребности больше возможностей?


>А в них исходным сырьем что является?

Более тяжелые фрации.

http://www.military-economic.ru

От Alex Medvedev
К Алексей Мелия (14.04.2004 13:45:41)
Дата 14.04.2004 13:55:05

Re: Что-то мне...

>Алексей Мелия

>>Так выпускают то наверное по потребности, а не по максимальной возможности?
>
>А если потребности больше возможностей?

Сейчас? Я ведь так понял, что вы нынешние проценты привели.

>>А в них исходным сырьем что является?
>
>Более тяжелые фрации.

А если пересчитать на исходную нефть, то какой процент выхода полчится?

От Алексей Мелия
К Alex Medvedev (14.04.2004 13:55:05)
Дата 14.04.2004 14:03:55

Re: Что-то мне...

Алексей Мелия

>Сейчас? Я ведь так понял, что вы нынешние проценты привели.

предвоенные

http://www.military-economic.ru

От Alex Medvedev
К Алексей Мелия (14.04.2004 14:03:55)
Дата 14.04.2004 14:21:27

Re: Что-то мне...

>Алексей Мелия

>>Сейчас? Я ведь так понял, что вы нынешние проценты привели.
>
>предвоенные

А! Т.е. это предвоенная доля авиабензинов во всех нефтепродуктах?

От Алексей Мелия
К Alex Medvedev (14.04.2004 14:21:27)
Дата 14.04.2004 17:04:05

Re: Что-то мне...

Алексей Мелия

>А! Т.е. это предвоенная доля авиабензинов во всех нефтепродуктах?

Ну сейчас спорс на авиабензин, прямо скажем, невелик.

http://www.military-economic.ru

От Alex Medvedev
К Алексей Мелия (14.04.2004 17:04:05)
Дата 14.04.2004 19:13:47

Re: Что-то мне...

>Алексей Мелия

>>А! Т.е. это предвоенная доля авиабензинов во всех нефтепродуктах?
>
>Ну сейчас спорс на авиабензин, прямо скажем, невелик.

Ну 3% вполне может быть :) Меня все-таки интересует сколько из одной тонны нефти с учетом крекинга и риформинга можно авиабензина получить в 40-е годы...

От Алексей Мелия
К Alex Medvedev (14.04.2004 19:13:47)
Дата 14.04.2004 20:50:43

Re: Что-то мне...

Алексей Мелия

>Ну 3% вполне может быть :) Меня все-таки интересует сколько из одной тонны нефти с учетом крекинга и риформинга можно авиабензина получить в 40-е годы...

Существовавшие в то время технологии позволяли получать из одной тонны нефти более одной тонны бензина (вес увеличивался за счет водорода). Но вопрос в имеющихся мощностях и стоимости конечного продукта.

http://www.military-economic.ru

От Глеб Бараев
К Глеб Бараев (13.04.2004 23:05:34)
Дата 14.04.2004 04:39:07

Кстати, тут есть некая загадка

>для достижения октанового числа 95, желанного истребителям, добавлялось 4 мл этиловой жидкости Р-9.

Основным компонентом этиловой жидкости Р-9 является тетроэтилсвинец. Насколько мне известно, производство тетраэтилсвинца(ТЭС) в СССР началось в 1941 году после начала войны. Весь довоенный ТЭС - импортный.
Стало быть, "если завтра война, если завтра в поход" - еще один стратегический материал, которым не была обеспечена армия.
Впрочем, немцы были не лучше. Они сначала начали в 1939 году войну, затем остались без американского импорта ТЭС, а уж потом развернули собственное производство ТЭС.

С уважением, Глеб Бараев
http://rkka.ru

От Алексей Мелия
К Глеб Бараев (14.04.2004 04:39:07)
Дата 14.04.2004 12:34:02

Есть некотрые сомнения

Алексей Мелия

>Основным компонентом этиловой жидкости Р-9 является тетроэтилсвинец. Насколько мне известно, производство тетраэтилсвинца(ТЭС) в СССР началось в 1941 году после начала войны. Весь довоенный ТЭС - импортный.

Непосредственных данных по производству ТЭС у меня нет. Но есть протокол химсектора Госплана с утверждением норм расхода сырья на 1 тонну этиловой жидкости (август 1938)

Мощности по производству ТЭС имелись в 1940 на заводе №365 в Дзержинске.

Согласно пояснительной записки составленой ст. военпредром Горьковской военной приемки УСГ КА воениженером 2 ранга Бородулиным следует, что завод №365 перевыполнил план на 125% выпустив 564 тонн. Правда записка составлено несколько путанно и непонятно о какой продукции идет речь. Но из контекста следует что речь идет о Р-9.


http://www.military-economic.ru

От Глеб Бараев
К Алексей Мелия (14.04.2004 12:34:02)
Дата 14.04.2004 18:03:45

Сомнения - это хорошо

>Мощности по производству ТЭС имелись в 1940 на заводе №365 в Дзержинске.

именно на этом заводе и было налажено производство ТЭС в 1941 году. А особых мощностей для такого произволства не требуется. До войны завод выпускал БОВ. Те же реакторы применимы и для ТЭС.

>Согласно пояснительной записки составленой ст. военпредром Горьковской военной приемки УСГ КА воениженером 2 ранга Бородулиным следует, что завод №365 перевыполнил план на 125% выпустив 564 тонн. Правда записка составлено несколько путанно и непонятно о какой продукции идет речь. Но из контекста следует что речь идет о Р-9.

Данные за 1940 год? Речь идет не о Р-9, а о БОВ.

От Алексей Мелия
К Глеб Бараев (14.04.2004 18:03:45)
Дата 14.04.2004 18:32:19

Еще один документик нашел

Алексей Мелия

>Данные за 1940 год? Речь идет не о Р-9, а о БОВ.

УСГ не занималось БОВ

Вот еще один документ того же автора:








http://www.military-economic.ru

От Глеб Бараев
К Алексей Мелия (14.04.2004 18:32:19)
Дата 14.04.2004 19:08:51

Документик - это хорошо

>УСГ не занималось БОВ

Все семь заводов военной химии в Дзержинске первоначально были спроектированы под производсто БОВ, и лишь впоследствии частично перепрофилированы.

>Вот еще один документ того же автора:

опять же, нет оснований говорить, что приведенные в документе цифры относятся к Р-9, а не другим видам продукции.

От Алексей Мелия
К Глеб Бараев (14.04.2004 19:08:51)
Дата 14.04.2004 19:29:59

Re: Документик -...

Алексей Мелия

>>Вот еще один документ того же автора:
>
>опять же, нет оснований говорить, что приведенные в документе цифры относятся к Р-9, а не другим видам продукции.

Нет оснований говорить, что приведенные цифры относятся к каким либо другим видам продукции. В никакая другая продукция не упоминается.

На чем основывается уверенность, что ТЭС в 1940 году не производился непонятно.

http://www.military-economic.ru

От Глеб Бараев
К Алексей Мелия (14.04.2004 19:29:59)
Дата 14.04.2004 20:03:41

Re: Документик -...

>Нет оснований говорить, что приведенные цифры относятся к каким либо другим видам продукции. В никакая другая продукция не упоминается.

Объясняю: сплавы свинца со щелочными металлами - это другая продукция. А хромэтил и бромэтил входили в состав Р-9, но не в ТЭС. Т.е. речь идет о производстве Р-9 из привозного ТЭС с добавлением хром- бром- этила собственного производства.

>На чем основывается уверенность, что ТЭС в 1940 году не производился непонятно.

На том, что данные о производстве ТЭС в Дзержинске имеются лишь с 1941 года.


От Алексей Мелия
К Глеб Бараев (14.04.2004 20:03:41)
Дата 14.04.2004 20:46:53

Re: Документик -...

Алексей Мелия


>>Нет оснований говорить, что приведенные цифры относятся к каким либо другим видам продукции. В никакая другая продукция не упоминается.
>
>Объясняю: сплавы свинца со щелочными металлами - это другая продукция.

Какая другая?

Сплав свинца с щелочными металлами и хлорэтил исходные продукты для получения ТЭС.

>А хромэтил и бромэтил входили в состав Р-9, но не в ТЭС.

Из хлорэтила делают ТЭС.
Цеха по производству сплава, хлорэтила и бромэтила прямо названы "подсобными". Ясно прослеживатся технологическая цепочка производства ТЭС.

>Т.е. речь идет о производстве Р-9 из привозного ТЭС с добавлением хром- бром- этила собственного производства.

Для этого не нужен свинец и его сплавы.

>На том, что данные о производстве ТЭС в Дзержинске имеются лишь с 1941 года.

Так какие источники?
Боюсь, что это не годовой отчет за 1940 365 завода.

http://www.military-economic.ru

От Глеб Бараев
К Алексей Мелия (14.04.2004 20:46:53)
Дата 14.04.2004 22:03:31

Re: Документик -...

>>Объясняю: сплавы свинца со щелочными металлами - это другая продукция.
>
>Какая другая?

>Сплав свинца с щелочными металлами и хлорэтил исходные продукты для получения ТЭС.

Для получения ТЭС используется не любой сплав свинца со щелочными металлами, а лишь сплав с натрием. А в целом такие сплавы испольщуются для производства любых солей свинца, коих имеется великое множество и применяются они в широком диапозоне - от ВВ и БОВ до лекарств. Хлорэтил в составе Р-9 может использоваться в качестве выносителя. Кстати, производство хлорэтила в промышленных масштабах на этом заводе освоили только во второй половине 1941 года, до этого использовался в основном бромэтил. Вообще же хлорэтил и бромэтил могут применчться в целом ряде химических процессов.

>Цеха по производству сплава, хлорэтила и бромэтила прямо названы "подсобными".

Сверху документа говорится о трех основных цехах.

>Ясно прослеживатся технологическая цепочка производства ТЭС.

Тогда этот продукт был бы назван по имени.

>>На том, что данные о производстве ТЭС в Дзержинске имеются лишь с 1941 года.
>
>Так какие источники?
>Боюсь, что это не годовой отчет за 1940 365 завода.

Нет, не годовой отчет, а всего лишь приказ Наркомата химической промышленности СССР от 21 августа 1941 года о выделении производства этиловой жидкости с завода № 365 во вновь образуемый завод № 506. Стало быть, были и иные производства, оставленные на 365-м заводе. А 506-й завод начал поставки этиловой жидкости в армию с октября 1941 года. Следовательно, к началу войны имелись определенные мощности, которые развернули к октябрю. А о том, что ранее на этих мощностях данное производство уже было развернуто, сведений нет.

От Алексей Мелия
К Глеб Бараев (14.04.2004 22:03:31)
Дата 14.04.2004 22:55:31

Re: Документик -...

Алексей Мелия

>Для получения ТЭС используется не любой сплав свинца со щелочными металлами, а лишь сплав с натрием. А в целом такие сплавы испольщуются для производства любых солей свинца, коих имеется великое множество и применяются они в широком диапозоне - от ВВ и БОВ до лекарств.

Смотрите в документе (пункт 3): мощность цеха по сплаву на 1500 тн. Р-9 в год. Про ВВ, БОВ или лекарства не говорится ни слова. Почему же нужно считать что его использовали от ВВ и БОВ до лекарств?

>Сверху документа говорится о трех основных цехах.

см пункт 3.


>Тогда этот продукт был бы назван по имени.

Названа готвая продукция "Р-9". См. пункт 4.

>Нет, не годовой отчет, а всего лишь приказ Наркомата химической промышленности СССР от 21 августа 1941 года о выделении производства этиловой жидкости с завода № 365 во вновь образуемый завод № 506. Стало быть, были и иные производства, оставленные на 365-м заводе. А 506-й завод начал поставки этиловой жидкости в армию с октября 1941 года. Следовательно, к началу войны имелись определенные мощности, которые развернули к октябрю. А о том, что ранее на этих мощностях данное производство уже было развернуто, сведений нет.

Тогда непонятно на чем основана уверенность что производства не было. В упоминаемом Вами приказе таких сведений о производстве в 1940 или 1939 году и не должно было быть. Это не отчет о выпуске продукции за 1940 год.

А на заводе №365 было и другое производство (перекись водорода), но оно в отличии от производства Р-9 не интересовало военпреда УСГ.

http://www.military-economic.ru

От badger
К Глеб Бараев (14.04.2004 19:08:51)
Дата 14.04.2004 19:13:41

Вот объясните: Р-9 делался только из своего ТЭС или из импотрного тоже? (-)


От Глеб Бараев
К badger (14.04.2004 19:13:41)
Дата 14.04.2004 20:04:27

О наличии своего ТЭС данных не имеется. (-)


От Алексей Мелия
К Игорь Островский (12.04.2004 21:50:57)
Дата 12.04.2004 22:45:04

Репрессии и высокооктановые компоненты

Алексей Мелия


>Вот вам, отчасти, и объяснение, почему вдруг авиатопливная проблема как с печки упала. Лучшие спецы в могиле или в лагере

Вряд ли можно сказать, что репрессии повысили технологический потенциал. Но в то же время проблемы с бензином вряд ли нуждается в объснении через репрессии.

До первой пятилетки в стране практически не было потребителей бензина, потом начался резкий рост потребности в бензине, сперва по качеству, потом по количеству. С 1936 озаботились проблемой высокооктанового топлива и сделали, скорее всего, практически все что можно было сделать.

Напрягали и внешнию разведку, и науки, и промышленность.





http://www.military-economic.ru

От Алексей Мелия
К Алексей Мелия (12.04.2004 22:45:04)
Дата 13.04.2004 22:35:35

поправка

Алексей Мелия
>До первой пятилетки в стране практически не было потребителей бензина, потом начался резкий рост потребности в бензине, сперва по качеству, потом по количеству.

сперва по количеству, потом по качеству.

http://www.military-economic.ru

От А.Б.
К Алексей Мелия (12.04.2004 22:45:04)
Дата 13.04.2004 08:55:35

Re: А кто-то из наших...

В это время подходил к решению проблемы - реформингом... только. почему-то, в Англии...

Но "спиты" - повышение октанового числа оценили сразу, порезвели...

От badger
К А.Б. (13.04.2004 08:55:35)
Дата 14.04.2004 14:23:17

Re: А кто-то

>Но "спиты" - повышение октанового числа оценили сразу, порезвели...

100-октановую горючку Великобритании поставляли США

От Алексей Мелия
К А.Б. (13.04.2004 08:55:35)
Дата 13.04.2004 10:40:50

Реформинг

Алексей Мелия
>В это время подходил к решению проблемы - реформингом... только. почему-то, в Англии...

Установки для термическоого реформинга строили в Баку и Грозном.

Установка для каталитического реформинга оборудовалась в Грозном.


http://www.military-economic.ru

От А.Б.
К Алексей Мелия (13.04.2004 10:40:50)
Дата 13.04.2004 12:03:14

Re: Вопрос в сроках, и в местах.

>Установки для термическоого реформинга...

Термический "чисто" - не лучший вариант.

>Установка для каталитического реформинга оборудовалась в Грозном.

Ага, только до какого месяца после 41 из Грозного бензин можно было вывозить?

Больше нигде не внедрили технологию? Нефтепереработка-то у СССР была не только в Грозном.

От Iva
К А.Б. (13.04.2004 12:03:14)
Дата 14.04.2004 16:01:35

Re: Вопрос в...

Привет!

>Больше нигде не внедрили технологию? Нефтепереработка-то у СССР была не только в Грозном.

Как раз практически вся нефтепереработка - это Грозный и Баку ( процентов чуть ли не 95).

Владимир

От Глеб Бараев
К Iva (14.04.2004 16:01:35)
Дата 14.04.2004 18:16:56

ТОлько Грозный и Баку - это ситуация к началу 1930-х годов

Вот какие нефтеперерабатывающие и крекинг- заводы были введены в действие в 30-х годах:

1931 - Батуми
1933 - Ухта
1934 - Саратов
1935 - Орск
1936 - Ишимбай
1937 - Одесса
1938 - Москва, Уфа и Херсон

С уважением, Глеб Бараев
http://rkka.ru

От Iva
К Глеб Бараев (14.04.2004 18:16:56)
Дата 14.04.2004 18:37:34

Не только, а подавляющая часть

Привет!

производственных мощностей.

Не помню уже в какой книге по поводу Сталинградской битвы я эту иныформацию видел - более 90% мощностей ( ЕПМНИ - 95) по нефтепереработке на тот момент - Грозный и Баку.

Владимир

От Глеб Бараев
К Iva (14.04.2004 18:37:34)
Дата 14.04.2004 19:04:03

Это не так

>Не помню уже в какой книге по поводу Сталинградской битвы я эту иныформацию видел - более 90% мощностей ( ЕПМНИ - 95) по нефтепереработке на тот момент - Грозный и Баку.

В литературе советского периода роль кавказской нефти гипертрофирована. Баку получил свои высокие проценты за счет высоких показателей 1941 года, когда было добыто, переработано и отправлено в госрезервы непревзойденное по сей день количество нефти. К моменту Сталинградской битвы важнейшую роль играло не бакинское производство, а ленд-лизовские поставки. В Баку же значительная часть оборудования была демонтирована и отправлена в восточные районы страны, часть скважин была законсервирована. Грозный в 1942 году в связи с приближением войск противника полностью прекратил работу.

С уважением, Глеб Бараев
http://rkka.ru

От Iva
К Глеб Бараев (14.04.2004 19:04:03)
Дата 14.04.2004 19:27:40

Так вопрос не о добыче нефти, а о ее переработке

Привет!

> Грозный в 1942 году в связи с приближением войск противника полностью прекратил работу.

И именно с этим и связана такая важность ЛЛ поставок в то время. И по ЛЛ мы тогда же получали крекинговые установки для Повольжья и Сибири.

Владимир

От Глеб Бараев
К Iva (14.04.2004 19:27:40)
Дата 14.04.2004 19:56:33

О переработке и речь. Оборудование перенаправлялось на восток (-)


От Iva
К Глеб Бараев (14.04.2004 19:56:33)
Дата 14.04.2004 21:00:28

Re: О переработке...

Привет!

так оно когда стало направляться и когда начало работать?


Владимир

От Глеб Бараев
К Iva (14.04.2004 21:00:28)
Дата 14.04.2004 21:42:55

Re: О переработке...

>так оно когда стало направляться и когда начало работать?

направляться оно начало с осени 1941 года, а работать начинало в зависимости от местных условий.

От badger
К Глеб Бараев (14.04.2004 19:04:03)
Дата 14.04.2004 19:22:46

Re: Это не...

>В Баку же значительная часть оборудования была демонтирована и отправлена в восточные районы страны, часть скважин была законсервирована.

А смысл консервивать скважины которые дают нефть? Избыток её что-ли наблюдался?


От Глеб Бараев
К badger (14.04.2004 19:22:46)
Дата 14.04.2004 19:54:52

Re: Это не...

>А смысл консервивать скважины которые дают нефть? Избыток её что-ли наблюдался?

Для разработки скважин требуется оборудование. А оборудование демонтировали и вывезли, поскольку требовалось организовать разработку нефти в восточных районах.

От А.Б.
К Глеб Бараев (14.04.2004 19:54:52)
Дата 14.04.2004 20:48:28

Re: Шаг отчаяния...

> А оборудование демонтировали и вывезли, поскольку требовалось организовать разработку нефти в восточных районах.

Видел что такое "оборудование" для нефтепереработки. Циклопические конструкции. Если тогда они были близкой производительности, то...
Как же надо было "упираться" при демонтаже и погрузке... Ужас!

От Глеб Бараев
К А.Б. (14.04.2004 20:48:28)
Дата 14.04.2004 21:46:18

Re: Шаг отчаяния...

>Видел что такое "оборудование" для нефтепереработки. Циклопические конструкции. Если тогда они были близкой производительности, то...
>Как же надо было "упираться" при демонтаже и погрузке... Ужас!

Циклопические конструкции из огнеупорных материалов как раз можно возвести заново. Перевозились в основном насосы, фильтры, тарелки-сепараторы и т.д. Да, еще перевозились трубы. Между прочим целый нефтепровод дореволюционной постройки Баку-Батуми демонтировали, перевезли и смонтировали от Эмбы до Орска.

От А.Б.
К Iva (14.04.2004 16:01:35)
Дата 14.04.2004 16:25:40

Re: А Куйбышев и датлее по Волге?

Там нехилая нефте и газопереработка отстроена.
Это позже отгрохали?

От Iva
К А.Б. (14.04.2004 16:25:40)
Дата 14.04.2004 16:52:08

Re: А Куйбышев...

Привет!

>Там нехилая нефте и газопереработка отстроена.
>Это позже отгрохали?

Уже позже. Как раз в 1943 и дальше, может что и раньше, но оно существенной роли не играло.

Владимир

От Алексей Мелия
К А.Б. (13.04.2004 12:03:14)
Дата 13.04.2004 12:56:16

Re: Вопрос в...

Алексей Мелия

>Термический "чисто" - не лучший вариант.

Позволял делать от Б-74 до Б-78


>>Установка для каталитического реформинга оборудовалась в Грозном.
>
>Ага, только до какого месяца после 41 из Грозного бензин можно было вывозить?

>Больше нигде не внедрили технологию?

Широко внедряли алкилирование.

http://www.military-economic.ru

От Саня
К Игорь Островский (12.04.2004 21:50:57)
Дата 12.04.2004 22:02:06

Re: Вопрос по...

Я могу кое-что рассказать, но ИМХО КУДА лучше найти вот этого тщща

http://www.sonbi.ru/Deps/D009/index.htm

С уважением
С